8-го апреля 2001 года была принята ныне действующая Конституция Республики Южная Осетия, а предшествующая, текст которой мы предлагаем читателям сайта, была принята в 1993 г.
I ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Статья 1. Республика Южная Осетия — суверенное демократическое государство, созданное в результате самоопределения народа Южной Осетии. Она обладает высшей властью на своей территории, определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Южная Осетия и на ее основе — законы, обладающие верховенством на всей территории Республики Южная Осетия.
Государственным языком в Республике Южная Осетия является осетинский язык.
Статья 2. Вся власть в Республике Южная Осетия принадлежит народу Южной Осетии.
Народ осуществляет государственную власть через представительные органы — Ныхасы, составляющие политическую основу Республики Южная Осетия, и непосредственно.
Никакая часть общества или отдельное лицо не могут присвоить себе власть в государстве. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступлением.
Статья 3. Система государственной власти в Республике Южная Осетия основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Органы законодательной, исполнительной и судебной властей осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией и законами Республики Южная Осетия.
Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу.
Статья 4. Государство и все его органы служат народу Республики Южная Осетия, действуют на основе соблюдения законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Республики Южная Осетия и принятые на ее основе законы.
Законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.
Все законы подлежат опубликованию. Неопубликованные законы применению не подлежат.
Статья 5. Политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Ныхасы, и в других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами и действуют в рамках Конституции Республики Южная Осетия и принятых на ее основе законов.
Религиозные объединения отделены от государства, самостоятельно управляют своими делами и действуют независимо от его органов. Государство поддерживает общественно полезную деятельность религиозных объединений.
Статья 6. Закон определяет порядок регистрации общественных и религиозных объединений, а также политических партий и движений. Политические партии и движения, общественные и религиозные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке, обладают правами юридического лица, свободно пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом и фондами и.
Долг всех граждан, общественных объединений и средств массовой информации укреплять авторитет государства, с уважением относиться к его атрибутам и символам.
Статья 7. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Статья 8. Право на собственность в Республике Южная Осетия признается и охраняется государствам.
Государство создает условия, необходимые для развития всех форм собственности, и обеспечивает им равную защиту.
Исходя из общественных интересов, пределы свободы экономической деятельности устанавливаются законами Республики Южная Осетия.
Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и созидательного труда, экономические и хозяйственно-производственные отношения в Республике Южная Осетия строятся на принципах социального партнерства между гражданами и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
Производственно-хозяйственная деятельность в Республике Южная Осетия осуществляется на принципах рыночной экономики. Внешнеэкономические связи со всеми странами строятся на взаимовыгодной основе.
Статья 9. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, культурные ценности и культовые памятники являются достоянием народа Республики Южная Осетия.
Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам народа.
Статья 10. Формы собственности на землю и ее недра, воды, растительный и животный мир устанавливаются Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия квалифицированным большинством голосов или всенародным голосованием (референдумом). Владение, пользование и распоряжение указанными природными богатствами регулируются законами Республики Южная Осетия, актами местных Ныхасов, изданными в пределах их полномочий.
Статья 11. Государственная собственность Республики Южная Осетия является достоянием народа Южной Осетии.
В государственной собственности Республики Южная Осетия находятся имущества государственных предприятий, учреждений, организаций Республики Южная Осетия, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета Республики Южная Осетия, Национальный банк Республики Южная Осетия, золотой запас, валютный фонд, пенсионные, страховые, резервные и иные фонды.
В государственной собственности Республики Южная Осетия могут находиться средства производства и промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и имущество, необходимые для осуществления задач, стоящих перед Республикой Южная Осетия.
Статья 12. Производимая продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления производственной и иной, не запрещенной законом, деятельности являются собственностью их производителей.
Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются государством в пользование, пожизненное наследуемое владение. Изъятие земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Южная Осетия, не допускается.
Статья 13. Государство содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства. Исходя из общественных интересов, государство может устанавливать предельные размеры земельных участков.
Землепользователи обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 14. Собственность граждан создается и приумножается за счет их трудовых доходов от участия в общественном производстве, от ведения собственного хозяйства, иных доходов, полученных в порядке и на условиях, не противоречащих закону.
Собственность граждан и право ее наследования охраняется государством.
Собственность не может использоваться в целях, противоречащих закону и интересам общества.
Статья 15. Гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. Гражданин осуществляет это право самостоятельно или на основе трудового договора. Лицам, занятым на производстве с любыми формами собственности, законом гарантируются справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда.
Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И КУЛЬТУРА
Статья 16. Главной задачей социальной политики Республики Южная Осетия является улучшение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Статья 17. Государство охраняет труд и здоровье людей, определяет прожиточный минимум и минимальный уровень заработной платы, обеспечивает материальную поддержку инвалидам и престарелым, устанавливает пенсии и пособия.
Статья 18. Республика Южная Осетия осуществляет гуманную демографическую политику, охрану материнства и детства, обеспечивает необходимый прожиточный минимум каждой семье.
Постоянной социальной защитой пользуются дети. Государство призвано удовлетворять потребности общества в детских дошкольных учреждениях, местах отдыха, проявляет особую заботу об охране здоровья детей.
Статья 19. В Республике Южная Осетия действуют и совершенствуются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры, спорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Государство регулирует и поощряет деятельность всех негосударственных форм обслуживания населения.
Статья 20. Республика Южная Осетия проявляет заботу о развитии науки, искусства, литературы, народного творчества, создает условия для подъема интеллектуального, духовного и нравственного уровня населения.
Государство не допускает распространения произведений и видов деятельности, подрывающих нравственные устои общества.
Глава 4. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
Статья 21. Внешняя политика Республики Южная Осетия основана на:
-стремлении к всеобщему и справедливому миру, взаимовыгодному и равноправному сотрудничеству;
-соблюдении общепризнанных принципов и норм Международного права;
-членстве в международных организациях и иных объединениях, участии в их работе;
-вхождении в системы коллективной безопасности.
Статья 22. Республика Южная Осетия вправе вступить в союз с другими государствами и передавать органам союза осуществление части своих полномочий.
Статья 23. Республика Южная Осетия имеет особые отношения с Республикой Северная Осетия.
Граница между Северной и Южной Осетией но-
сит административный характер и не должна препятствовать этническому, социально-экономическому и культурному единству осетинского народа.
Статья 24. Защита суверенитета и территориальной целостности Республики Южная Осетия относится к важнейшим функциям государства и является священным долгом каждого гражданина.
II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Глава 5. ГРАЖДАНСТВО РЕСПУБЛИКИ
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 25. Республика Южная Осетия имеет свое гражданство.
Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства определяется Законом о гражданстве Республики Южная Осетия.
Гражданин Республики Южная Осетия не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора Республики Южная Осетия.
Гражданин Республики Южная Осетия пользуется защитой и покровительством Республики Южная Осетия за ее пределами.
Статья 26. Все равны перед Законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Равноправие граждан обеспечивается во всех О1блаотях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 27. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.
Осуществление этих прав и свобод обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей во всех сферах жизни.
Статья 28. Граждане Республики Южная Осетия независимо от национальности имеют равные права.
Какое бы то ни было прямое и косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения, наказывается по закону.
Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.
Статья 29. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Южная Осетия гарантируются предусмотренные законам и международными нормами права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Республики Южная Осетия иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию Республики Южная Осетия и соблюдать ее заколы.
Глава 6. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 30. Общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство
как высшую ценность.
Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.
Использование гражданином прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 31. Труд свободен. Принудительный труд запрещается. Свобода трудового договора гарантируется. Трудовые коллективы имеют право на участие в управлении делами предприятия, учреждения. Статус трудовых коллективов определяется Законом.
Государство стремится к созданию условий для полной занятости населения, осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Разрешение коллективных трудовых споров регулируется законом.
Признается право на забастовку. Порядок его осуществления определяется законом.
Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.
Статья 32. Каждый имеет право на отдых.
Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.
Статья 33. Каждый имеет право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 34. Каждый имеет право на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.
Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны гарантировать официально установленный прожиточный минимум. Государство развивает систему социальной защиты, поощряет различные формы общественной социальной помощи Я благотворительность.
Статья 35. Каждый имеет право на благоустроенное жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Государственные органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают иные условия для реализации права на жилище.
Малоимущим лицам благоустроенное жилище предоставляется в пользование бесплатно или за доступную плату из государственных и муниципальных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 36. Каждый имеет право на образование и выбор форм его получения.
Гарантируется общедоступность и бесплатность государственного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего специального образования.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учебном заведении.
Статья 37. Свобода художественного и технического творчества, научных исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняется Законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
Статья 38. Граждане Республики Южная Осетия имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избираемых представите лей.
Статья 39. Каждый гражданин Республики Южная Осетия имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 40. Гражданам Республики Южная Осетия гарантируются свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся, их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения, радио.
Статья 41. Граждане Республики Южная Осетия имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение.
Статья 42. Гражданам Республики Южная Осетия гарантируется свобода совести, т. е. право исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения Закона.
Религиозные объединения в Республике Южная Осетия отделены от государства.
Статья 43. Семья, материнство, детство находятся под защитой общества и государства.
Брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов. Родители несут ответственность за воспитание своих детей; дети, достигшие совершеннолетия, обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 44. Каждому гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Никто не может быть подвергнут насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статья 45. Гражданам Республики Южная Осетия гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Статья 46. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняется Законом.
Статья 47. Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими Закону.
Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено Законом.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение Закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суде.
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Статья 48. Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных Законом эта помощь оказывается бесплатно.
Каждый задержанный, заключенный под стражу или обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) соответственно с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 49. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.
Каждый обязан соблюдать Конституцию Республики Южная Осетия и законы, уважать права и свободы других лиц.
Незнание Закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.
Исполнение преступного приказа влечет за собой ответственность по Закону.
Статья 50. Гражданин Республики Южная Осетия обязан оберегать интересы государства, способствовать укреплению ее могущества и авторитета.
Зашита Отечества — священный долг каждого гражданина Республики Южная Осетия. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.
Статья 51. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил Республики Южная Осетия — почетная обязанность граждан Республики Южная Осетия.
Статья 52. Каждый обязан беречь природу, охранять ее богатство.
Статья 53. Каждый обязан платить Законом установленные налоги и оборы.
Статья 54. Гражданин Республики Южная Осетия в соответствии с Законом несет гражданскую обязанность участвовать в осуществлении правосудия в качестве народного или присяжного заседателя.
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 55. Республика Южная Осетия определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально -культурного строительства.
Статья 56. Территория Республики Южная Осетия неприкосновенна. Границы между Республикой Южная Осетия и другими государствами устанавливаются и изменяются по соглашению.
Статья 57. Республика Южная Осетия состоит из районов: Цхинвальского, Знаурского, Джавского, Ленингорского и города республиканского подчинения — Цхинвал.
Статья 58. Законы Республики Южная Осетия обязательны на всей территории республики.
IV. СИСТЕМА ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ,
ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ
Глава 6. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 59. Государственный Ныхас Республики Южная Осетия, местные Ныхасы — городской, районные, поселковые и сельские — составляют единую систему представительных органов государственной власти Республики Южная Осетия.
Статья 60. Срок полномочий Ныхасов — пять лет.
Выборы депутатов назначаются не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Ныхасов.
Статья 61. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия и местньмс Ныхасов.
Ныхасы могут вынести решение важнейших вопросов на референдум.
Сессия Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия формирует Государственный Ныхас и избирает Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, формирует Президиум Государственного Ныхаса. Местные Ныхасы формируют администрации, Президиумы и избирают Председателей Ныхасов.
Ныхасы образуют постоянные комиссии, создают другие подотчетные им органы, избирают, назначают или утверждают их руководителей.
Статья 62. Деятельность Ныхасов строится на основе коллегиального, свободного гласного обсуждения и решения вопросов гласности, регулярной отчетности, создаваемых Ныхасами органов перед ними, трудовыми коллективами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Ныхасы и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан важнейшие вопросы республиканского и местного значения, систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.
Глава 7. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Статья 63. Выборы депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 64. Выборы депутатов являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Южная Осетия, достигшие ко дню выборов 18 лет, а быть набранными — с 21 года.
Гражданин Республики Южная Осетия не имеет право одновременно быть депутатом, более чем в двух Ныхасах.
Лица, входящие в состав Совета Министров Республики Южная Осетия, органов местных самоуправлений, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов местных администраций, судьи, прокуроры и их заместители не могут быть депутатами Ныхаса, которыми они избираются или назначаются.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по решению суда или с санкции прокурора в местах предварительного заключения, либо лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.
Статья 65. Выборы депутатов являются равными; избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равным основаниях.
Статья 66. Выборы депутатов являются прямыми; депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 67. Голосование на выборах депутатов является тайным; контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 68. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит трудовым коллективам, общественным объединениям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащим по воинским частям.
Число кандидатов в депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.
Кандидаты в депутаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.
Статья 69. Подготовка к выборам депутатов осуществляется открыто и гласно.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний, избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Республики Южная Осетия, трудовым коллективам и общественным организациям, коллективам высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации «за» или «против» кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Порядок проведения выборов депутатов определяется законами Республики Южная Осетия.
Статья 70. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Ныхасы рассматривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составления бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам, организуют совместно с депутатами выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
Глава 8. НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ
Статья 71. Депутат является полномочным представителем народа в Ныхасах.
Участвуя в работе Ныхасов депутат решает вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организует проведение их решений в жизнь, осуществляет контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы: населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Статья 72. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время сессии Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия или местных Ныхасов, а также для осуществления депутатских полномочий, в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств государственного или местного бюджета.
Статья 73. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос.
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рас- сматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 74. Депутату обеспечивается условие для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей,
Неприкосновенность депутата, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются законом о статусе депутатов.
Статья 75. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия или местного Ныхаса перед избирателями, коллективом и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Глава 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЫХАС РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 76. Высшим органом государственной власти Республики Южная Осетия является Государственный Ныхас Республики Южная Осетия.
Государственный Ныхас Республики Южная Осетия — законодательный и контрольный орган государственной власти республики.
К исключительному ведению Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия относятся:
1)принятие Конституции Республики Южная Осетия, внесение в нее изменений и дополнений;
2)определение внутренней и внешней политики Республики Южная Осетия;
3)принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, установление порядка организации и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления; определение общих правовых начал образования и деятельности республиканских общественных организаций;
4)определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Республики Южная Осетия; решение вопросов об изменении границ районов, города, образование новых районов и городов, их наименование и переименование;
5)утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Республики Южная Осетия; утверждение государственных планов экономического и социального развития республики, государственного бюджета республики, осуществление контроля за ходом выполнения плана и бюджета; утверждение отчетов об их исполнении; в случае необходимости внесение изменений в план и бюджет;
6)принятие решений о возможности размещения и строительства крупных промышленных объектов, а также объектов, требующих проведения экспертизы и экологических обоснований;
7)установление доходов, поступающих на образование государственного бюджета республики;
8)избрание Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия;
9)избрание первого заместителя и заместителей Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия:
10) избрание из числа депутатов Государственного Ныхаса постоянных комиссий и комитетов для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению республики, а также для содействия проведению в жизнь законов Республики Южная Осетия и иных решений, принятых Верховным Советом Республики Южная Осетия, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Государственный Ныхас Республики Южная
Осетия по необходимости создает следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу;
11)назначение Председателя Совета Министров Республики Южная Осетия, по его представлению утверждение состава Совета Министров Республики Южная Осетия, а также первых заместителей (заместителей) министров и председателей государственных комитетов, образование и упразднение министерств и государственных комитетов Республики Южная Осетия;
12)решение вопросов о доверии правительству республики и членам правительства;
13)избрание Конституционного суда Республики Южная Осетия;
14)избрание Верховного Суда Республики Южная Осетия, судей районных (городских) народных судов;
15)назначение прокурора Республики, его заместителя, избрание председателей и судей арбитражного суда Республики Южная Осетия;
16)направление и координация деятельности местных Ныхасов;
17)принятие решений о проведении республиканского всенародного голосования (референдума);
18)назначение выборов депутатов Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия; утверждение состава Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия;
19)обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории республики, осуществление организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, научно-техническим прогрессом, бюджетно-финансовой системы оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
20)рассмотрение вопросов обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан республики и равноправия всех национальностей, проживающих на территории Республики Южная Осетия;
21)решение вопросов развития национальной культуры и языка, охраны исторических памятников;
22)толкование законов Республики Южная Осетия;
23)утверждение государственных наград и установление почетных званий Республики Южная Осетия;
24)образование государственных органов, необходимых для разрешения возникающих проблем.
Государственный Ныхас Республики Южная Осетия:
-отменяет указы и постановления Президиума Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, распоряжения Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, постановления и распоряжения Совета Министров Республики Южная Осетия;
-отменяет решения городского и районных Ныхасов в случае несоответствия их Конституции и законам Республики Южная Осетия;
-решает другие вопросы, отнесенные к ведению Республики Южная Осетия.
Государственный Ныхас Республики Южная Осетия принимает законы Республики Южная Осетия и постановления.
Государственный Ныхас Республики Южная Осетия осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Порядок деятельности Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия и его органов определяется Регламентом Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия и другими законами издаваемыми на основе Конституции Республик Южная Осетия.
Статья 77. Государственный Ныхас Республик Южная Осетия состоит из 41 депутата.
Статья 78. Государственный Ныхас Республик Южная Осетия созывается на первое заседание н позднее чем через месяц после выборов депутатов
По представлению избираемой им мандатной комиссии, Государственный Ныхас Республики Юж- ная Осетия принимает решения о признании полномочий депутатов, а в случае нарушений законодательства О выборах — о признании выборов отдельных народных депутатов недействительными.
Первую после выборов сессию Государственно то Ныхаса Республики Южная Осетия открываем в ведет председатель Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Республики Южная Осетия, а после избрания Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия и его заместителей, заседание Государственного Ныхаса Республики ведет Председатель Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия или один из его заместителей.
Статья 79. Государственный Ныхас Республики Южная Осетия созывается Президиумом Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия на очередные сессии, которые проводятся четыре раза в год.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Государственного Ныхаса Республики Южная Осе-тия по его инициативе, либо по предложению Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, или по требованию не менее одной третей состава Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, а также по предложению городского, районных Ныхасов.
Сессия Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия состоит из его заседания, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комитетов и комиссий Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.
Статья 80. Право законодательной инициативы в Государственном Ныхасе Республики принадлежит депутатам Республики Южная Осетия, Президиуму Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, Председателю Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, Конституционному суду Республики Южная Осетия, Совету Министров Республики Южная Осетия, постоянным комиссиям’ Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, Верховному Суду Республики Южная Осетия, прокурору Республики Южная Осетия, Высшему Арбитражному суду Республики Южная Осетия, городскому, районным Ныхасам.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.
Статья 81. Проекты законов, внесенных на рассмотрение Государственного Ныхаса Республики
Южная Осетия, обсуждаются на его заседаниях.
Закон Республики Южная Осетия считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия,
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, принятым по его инициативе или по предложению городского и районных Ныхасов, могут быть вынесены на. всенародное обсуждение.
Статья 82. Президиум Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия является подотчетным Государственному Ныхасу Республики Южная Осетия органом, обеспечивающим организацию работы Государственного Ныхаса Республики и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией и Законами Республики Южная Осетия.
В состав Президиума Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия входят по должности: Председатель Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, первый заместитель Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, заместитель Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, председатели постоянных комитетов и комиссий Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.
Президиум Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия возглавляет Председатель Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.
Статья 83. Президиум Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия:
1)назначает выборы в Государственный Ныхас Республики Южная Осетия;
2)созывает сессии Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия;
3)организует подготовку сессии Государственного Ныхаса республики;
4)координирует деятельность постоянных комиссий Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия;
5)оказывает содействие депутатам Республики в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
6)осуществляет контроль за соблюдением Конституции Республики Южная Осетия;
7)дает толкование законов Республики Южная Осетия;
8)организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также обсуждений, проектов законов Республики Южная Осетия и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
9)отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Республики Южная Осетия в случае несоответствия их закону;
10) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги иные специальные звания;
11) учреждает ордена и медали Республики Южная Осетия, а также Почетную Грамоту Президиума Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, награждает орденами и медалями Республики Южная Осетия, а также Почетными Грамотами Президиума Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, учреждает и присваивает почетные звания Республики Южная Осетия.
12)публикует законы Республики Южная Осетия и другие акты, принятые Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия, Президиумом Государственного Ныхаса и Председателем Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия;
13)принимает гражданство Республики Южная Осетия; решает вопросы о выходе из гражданства и лишения гражданства Республики Южная Осетия, о предоставлении убежища;
14)издает общереспубликанские акты об амнистии и осуществляет помилование;
15)образует Совет обороны Республики Южная Осетия и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование вооруженных сил Республики Южная Осетия;
16)объявляет в интересах защиты Республики Южная Осетия военное положение в отдельных местностях или по всей республике;
17)объявляет общую или частичную мобилизацию;
18)в период между сессиями Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия объявляет состояние войны в случае военного нападения на Республику Южная Осетия или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
19)осуществляет другие полномочия, предусмотренные законами Республики Южная Осетия.
Президиум Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия издает Указы и принимает постановления.
По истечении полномочий Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия Президиум Государственного Ныхаса сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия нового Президиума.
Вновь избранный Государственный Ныхас Республики Южная Осетия созывается Президиумом Государственного Ныхаса прежнего созыва не позднее чем через месяц после выборов.
Статья 84. Президиум Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия в период между сессиями Государственного Ныхаса с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:
1)вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Республики Южная Осетия;
2)по предложению Совета Министров Республики Южная Осетия образует и упраздняет министерства и государственные комитеты Республики Южная Осетия;
3)по предложению Председателя Совета Министров Республики Южная Осетия освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Республики Южная Осетия, назначает и освобождает первых заместителей (заместителей) министров и председателей государственных комитетов Республики Южная Осетия.
Статья 85. Председатель Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия является высшим должностным лицом Республики Южная Осетия и
представляет его внутри государства и в международных отношениях.
Председатель Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия избирается Государственным Ныхасом республики из числа депутатов Государственного Ныхаса Республики тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд.
Он может в любое время путем тайного голосования быть отозван Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия.
Председатель Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия подотчетен Государственному Ныхасу Республики Южная Осетия.
Статья 86. Председатель Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия:
1)осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия, подписывает законы Республики Южная Осетия и другие акты, принятые Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия и Президиумом Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия;
2)представляет Государственному Ныхасу Республики Южная Осетия доклады о положении в республике и о других важных вопросах жизни;
3)представляет Государственному Ныхасу Республики Южная Осетия кандидатуры для избрания на должность первого заместителя Председателя и заместителя Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, а также предложения о персональном составе Конституционного суда Республики Южная Осетия;
4)представляет Государственному Ныхасу Республики Южная Осетия кандидатуры для назначения или избрания на должность Председателя Совета Министров Республики Южная Осетия, прокурора республики, председателя Верховного суда Республики Южная Осетия, председателя арбитражного суда Республики Южная Осетия;
5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Южная Осетия.
Председатель Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия издает распоряжения.
Первый заместитель Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия и заместитель Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия выполняют по уполномочию Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 87. Законы и другие решения Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими комитетами Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.
Назначение и избрание должностных лиц в составе Совета Министров Республики Южная Осетия, прокурора Республики Южная Осетия, Верховного суда Республики Южная Осетия, председателя Высшего арбитражного суда Республики Южная Осетия, судей районных (городского) судов производится при наличии заключения соответствующих комитетов Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комитетов Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комитетов и комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными организациями, учреждениями и предприятиями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комитетам и комиссиям в установленный ими срок.
Статья 88. Депутат Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия на сессиях Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия имеет право обратиться с запросом к Председателю Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия и Совету Министров Республики Южная Осетия, к руководителям других органов, образуемых или избираемых Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия или не позднее, чем в трехдневный срок.
Депутаты Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия освобождаются от выполнения служебных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Государственный Ныхас Республики Южная Осетия, его комиссиях, а также среди населения. Депутаты Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия могут освобождаться от -выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Государственном Ныхасе Республики Южная Осетия.
Депутат Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемый в судебном порядке, без согласия Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.
Статья 89. Конституционный суд Республики Южная Осетия избирается Государственным Ныха-сам Республики Южная Осетия сроком на десять лет в составе председателя, заместителя председателя и трех членов суда.
Лица, избранные в Конституционный суд, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Конституционному суду.
Лица, избранные в Конституционный суд Республики Южная Осетия, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Республики Южная Осетия.
Конституционный суд Республики Южная Осетия:
1)по собственной инициативе или по поручению Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия представляет Государственному Ныхасу заключения о соответствии Конституции Республики Южная Осетия, проектов законов Республики Южная Осетия;
2)осуществляет наблюдение за соответствием Конституции Республики Южная Осетия и законов Республики Южная Осетия, постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Южная Осетия, решений районных (городского) Ныхасов;
3) по собственной инициативе или по поручению Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, по предложению Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, постоянных комитетов и комиссий Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, Совета Министров Республики Южная Осетия дает заключения о соответствии нормативных актов государственных органов и общественных организаций Конституции и законам Республики Южная Осетия.
При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции и законам Республики Южная Осетия Конституционный суд республики направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие судом такого заключения приостанавливает исполнение противоречащего Конституции и законам Республики Южная Осетия, акта или его отдельных положений.
Конституционный суд Республики Южная Осетия вправе входить с представлением в Государственный Ныхас или Совет Министров Республики Южная Осетия об отмене противоречащих Конституции и законам Республики Южная Осетия актов, издаваемых подотчетными им органами или должностными лицами.
Организация или порядок деятельности Конституционного суда Республики Южная Осетия определяется законодательством Республики Южная Осетия, Законом о Конституционном суде.
Глава 10. СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 90. Совет Министров Республики Южная Осетия — правительство Республики — является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Южная Осетия.
Статья 91. Совет Министров Республики Южная Осетия образуется Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия в составе Председателя Совета Министров. Республики Южная Осетия, первого заместителя и заместителей Председателя, министров, председателей государственных Комитетов и руководителей других органов государственного управления, образуемых Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия.
По представлению Председателя Совета Министров Республики Южная Осетия, Государственный Ныхас Республики Южная Осетия может включить в состав Правительства Республики Южная Осетия руководителей других органов и организаций Республики Южная Осетия, Совет Министров Республики Южная Осетия возлагает свои полномочия перед вновь избранным Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия на его первой сессии.
Статья 92. Совет Министров Республики Южная Осетия ответственен перед Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия и ему подотчетен.
Вновь образованный Совет Министров Республики Южная Осетия представляет на рассмотрение Государственного Ныхаса Республики программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Совет Министров Республики Южная Осетия не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия.
Статья 93. Совет Министров Республики Южная Осетия правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Республики Южная Осетия, поскольку они не входят, согласно Конституции Республики Южная Осетия, в компетенцию Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, его Президиума, Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.
В пределах своих полномочий Совет Министров Республики Южная Осетия:
1)обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республики;
2)разрабатывает и вносит в Государственный
Ныхас Республики Южная Осетия государственные программы экономического и социального развития республики, государственный бюджет: представляет Государственному Ныхасу Республики Южная Осетия отчет о выполнении программ и исполнении бюджета;
3)обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие республики, города, районов: координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждении и организаций;
4)осуществляет меры по защите интересов государства, охране всенародной собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод, граждан;
5)принимает меры в пределах, определяемых Конституцией Республики Южная Осетия, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности республики;
6)образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров Республики Южная Осетия по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
7)осуществляет руководство деятельностью местных органов управления.
Статья 94. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством и других вопросов государственного управления, в качестве постоянного органа Совета Министров Республики Южная Осетия действует Президиум Совета Министров Республики Южная Осетия в составе Председателя Совета. Министров Республики Южная Осетия, первого заместителя и заместителей Председателя Совета Министров. В состав-Президиума Совета Министров Республики Южная Осетия могут входить по решению Совета Министров и другие члены правительства Республики Южная Осетия.
Статья 95. Совет Министров Республики Южная Осетия на основе и во исполнение законов Республики Южная Осетия издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Республики Южная Осетия обязательны к исполнению на всей территории республики.
Статья 96. Совет Министров Республики Южная Осетия в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения местных органов управления.
Совет Министров Республики Южная Осетия имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов республики, других подведомственных ему органов.
Статья 97. Совет Министров Республики Южная Осетия объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов республики и других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Южная Осетия руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Республики Южная Осетия.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Южная Осетия несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции надают акты на основе и во исполнение законов Республики Южная Осетия.
Статья 98. Компетенция Совета Министров Республики Южная Осетия и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров Республики Южная Осетия с другими государственными органами, а также перечень министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Республики Южная Осетия определяются на основе Конституции Республики Южная Осетия и Закона «О Совете Министров Республики Южная Осетия».
VI. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Глава 11. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 99. Местное самоуправление гарантируется. Республика обеспечивает условия для местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти — местные Ныхасы (городской, районные, поселковые, сельские) и иные территориальные формы непосредственной демократии: местные референдумы (собрания, сходы) граждан, а также соответствующие органы управления —местную администрацию.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, выполнение решений вышестоя-
щих органов государственной власти, принятых в пределах их компетенций, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
Экономической основой местного самоуправления является коммунальная (муниципальная) собственность, порядок образования, владения, пользования и распоряжения которой регулируется законом.
VII. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПРОГРАМАА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ
ОСЕТИЯ. ГОСУДАРСТВЕНЫЙ БЮДЖЕТ
РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 100. Социально-экономическая программа развития Республики Южная Осетия имеет цель обеспечения комплексного экономического и социального развития на территории республики в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития Республики Южная Осетия.
Статья 101. Социально-экономическая программа развития Республики Южная Осетия определяет: задачи в области экономики и социально-куль-турного строительства, содержит целевые комплексные программы, планы развития отраслей народного хозяйства.
Статья 102. Социально-экономическая программа развития Республики Южная Осетия разрабатывается Советом Министров Республики Южная Осетия на основе проектов, планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Республики Южная Осетия, местных органов власти.
Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллективов предприятий, учреждений и организаций.
Статья 103. Совет Министров Республики Южная Осетия вносит программы экономического и социального развития Республики на рассмотрение Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.
Статья 104. Совет Министров Республики Южная Осетия организует выполнение программы экономического и социального развития Республики Южная Осетия и принимает меры по урегулированию плановой дисциплины.
Статья 105. Государственный бюджет Республики Южная Осетия объединяет республиканский -бюджет и местные бюджеты.
Статья 106. Государственный бюджет Республики Южная Осетия разрабатывается Советом Мини-стров Республики Южная Осетия на основании программы экономического и социального развития Республики Южная Осетия и утверждается Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия и заключением планово-бюджетной и других комиссий Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.
Статья 107. Отчет об исполнении государственного бюджета Республики Южная Осетия рассматривается и утверждается Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия. Общие показатели исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.
VIII ПРАВОСУДИЕ
Статья 108. Правосудие в Республике Южная Осетия осуществляется только судом.
Судами Республики Южная Осетия являются Верховный суд Республики Южная Осетия, городской и районные народные суды.
Организация и порядок деятельности судов Республики Южная Осетия определяется настоящей Конституцией и Законом о судоустройстве.
Статья 109. Все суды Республики Южная Осетия образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Народные судьи городского, районных судов, судьи Верховного Суда Республики Южная Осетия избираются Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия.
Заседатели городского и районных судов избираются на, собраниях граждан по месту жительства или работы открытым голосованием, а заседатели Верховного Суда Республики Южная Осетия — Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия.
Судьи всех судов избираются сроком на 10 лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на 5 лет.
Судьи и заседатели ответственны перед избравшими их органами и могут быть ими отозваны в установленном Законом порядке.
Статья 110. Верховный суд Республики Южная Осетия является высшим судебным органом Республики Южная Осетия и осуществляет надзор за судебной деятельностью городского и районных народных судов Республики. Верховный суд Республики Южная Осетия состоит из председателя, его заместителя, членов и народных заседателей.
Статья 111. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 112. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только Закону.
Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по Закону.
Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются Законом о статусе судей в Республике Южная Осетия и другими законодательными актами Республики Южная Осетия.
Статья 113. Правосудие в Республике Южная Осетия осуществляется на началах равенства граждан перед Законом и судом.
Статья 114. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных Законом, с соблюдением при этом правил судопроизводства.
Статья 115. Судопроизводство в Республике Южная Осетия ведется на осетинском или на русском языке или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления накануне с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 116. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с Законом.
Статья 117. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случае, предусмотренном законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяется законодательством Республики Южная Осетия.
Статья 118. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 119. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами арбитражного суда в пределах их компетенции.
IX. ПРОКУРАТУРА
Статья 120. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями и учреждениями, организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Ныхасов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Республики Южная Осетия осуществляется прокурором Республики Южная Осетия и нижестоящими прокурорами.
Статья 121. Прокурор Республики Южная Осе- тия и заместители прокурора Республики Южная Осетия назначаются Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия. Прокуроры города и районов назначаются прокурором Республики Южная Осетия с последующим утверждением Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия.
Статья 122. Срок полномочий прокурора Республики Южная Осетия и всех нижестоящих прокуроров — пять лет.
Статья 123. Органы Прокуратуры осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Южная Осетия. Организации и порядок деятельности органов Прокуратуры определяется Законом о прокуратуре. Республики Южная Осетия.
X. ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 124. Государственный герб Республики Южная Осетия представляет собой круг, в верхней части которого на голубом фоне изображена чаша с восходящим из нее солнечным диском и лучами в виде осетинского орнамента, диск представлен в виде бело-красно-желтого национального флага, в центре круга изображен ореол с поднятыми к верху крыльями в обрамлении колосьев пшеницы и веток хмеля, на внутренней части круга надпись на осетинском и русском языках: «Республика Южная Осетия».
Статья 125. Государственный флаг Республики Южная Осетия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих цветных полос. Верхняя полоса белого цвета, средняя — красного цвета и нижняя — золотисто-желтого цвета.
Отношение ширины флага к его длине— 1:2.
Статья 126. Государственный гимн Республики Южная Осетия утверждается Президиумом Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.
Статья 127. Столицей Республики Южная Осетия является город Цхинвал.
XI. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 128. Все законы и иные акты государственных органов Республики Южная Осетия издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия.
Статья 129. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Южная Осетия вносятся решением Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия принятым большинством не менее двух третей от общего числа его депутатов.