Конституция-это основной закон любого государства. Для каждой страны, где есть Конституция, главное состоит в том, чтобы было установлен реальный конституционный строй (конституционализм), основанный на принципах правового государства.
В Основном законе устанавливаются наиболее важные нормы и принципы, из которых вырастает во всех тонкостях правовое государство.
В Южной Осетии за 20 лет было принято 3 конституции. Это связанно с объективными обстоятельствами конкретных исторических реалий.
Сразу после провозглашения Республики Южная Осетия, когда события развивались с непредсказуемой логикой, быстротой, решение приходилось принимать оперативно, при этом соблюдая международно-правовые нормы. В отличие от Грузии — не декларативные, а соответствующие принципам и нормам демократии и права.
Именно политика Грузии кардинально повлияла на правовое развитие Южной Осетии после ноября 1989 года , 23 ноября 1989 года — начало войны Грузии против Южной Осетии.
Правовые гарантии автономиям, впрочем, достаточно условные, обеспечивавшиеся в советский период Конституцией СССР, Законом ГССР «О Юго-Осетинской автономной области» практически не работали. Октябрьский (1989) Пленум ЦКПСС принял так называемую Платформу «Национальная политика партии в современных условиях».
Это была попытка приостановить « деградацию политико-правового статуса автономных формирований». ( В. Маргиев, С. Кесаев. Государственность Южной Осетии: прошлое, настоящее, будущее. Владикавказ 2009 стр. 102).
Никаких результатов принятие этого документа не дало. Советское руководство опоздало. Политические процессы в союзных республиках уже приняли необратимый характер, и в наиболее тяжелой ситуации оказались автономные образования.
Закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных Республик из состава СССР, также был принят с опозданием, хотя формально союзные республики еще официально не объявили о своем выходе, и соответственно выполнять его, и это было очевидно, не собирались.
Запоздалая правовая активность советского руководства, конечно, могла бы стать хоть какой-то цивилизованной возможностью разрешения национально-правовых проблем. Но этого не произошло.
Народу Южной Осетии пришлось в режиме реального времени принимать правовые решения. 20 сентября 1990 года была принята Декларация о независимости, которая стала основой для первой конституции Южной Осетии.
Декларация определяла основное политическое направление Южной Осетии в новом статусе: Юго-Осетинская автономная область была провозглашена Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой в составе СССР. (Южная Осетия — навеки с Россией, Сборник документов и материалов).
Тогда же была принято решение о разработке Конституции Южной Осетии. Была создана комиссия, которую возглавил известный юрист Хазби Давидович Гаглоев. В кратчайшие сроки Конституция была разработана. В ней были зафиксированы основные направления жизнедеятельности Республики, в соответствии с той реальностью, в которой, тогда оказалась Южная Осетия. Конституция носила временный характер. Вопрос о разработке новой Конституции не был снят с повестки дня. Требовалось серьезное осмысление происходящего.
Тем не менее, основные правовые направления были определены.
Характеризуя Южную Осетию как демократическую республику, Конституция исходила из того что народ является носителем государственной власти и ее единственным обладателем.
В 1993 году принимается новая Конституция. Она разрабатывалась тщательно. Ситуация уже была более конкретной и ясной. Советский Союз перестал существовать. Грузия была признана ООН, несмотря на непрекращающиеся военные действия против РЮО. Действовали Дагомысские соглашения. На территорию Республики были введены трехсторонние миротворческие силы. Южная Осетия приняла Акт о независимости. Естественно, что вся политическая конкретика вокруг и внутри Южной Осетии определяла перспективное развитие Республики, и отражалась в нормативно – правовой деятельности. Прежде всего, в Основном Законе Республики Южной Осетии – Конституции.
2ноября 1993 года на VII сессии Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия первого созыва Конституция была принята.
Предшествовало этому всенародное обсуждение. Проект был опубликован в СМИ. Состояла она из 11 глав, 129 статей.
ГЛАВА I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
ГЛАВА IV. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ
ГЛАВА V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
ГЛАВА VI. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
ГЛАВА VII. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
ГЛАВА VIII. ПРАВОСУДИЕ
ГЛАВА IX. ПРОКУРАТУРА
ГЛАВА X. ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
- XI. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Ст.1. Конституции РЮО провозглашала:
« Республика Южная Осетия – суверенное демократическое государство, созданное в результате самоопределения народа Южной Осетии. Она обладает высшей властью на своей территории, определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Южная Осетия и на ее основе — законы, обладающие верховенством на всей территории Республики Южная Осетия». (Конституция — основной закон Республики Южной Осетии, Цхинвал, 1994 год.)
Высшим органом Государственной власти Республики Южная Осетия в соответствии со ст. 76 Конституции РЮО (1993) являлся Государственный Ныхас Республики Южная Осетия.
Таким образом, Южная Осетия до 1996 года была парламентской Республикой.
По подготовке проекта новой Конституции Республики Южная Осетия была создана комиссия.
В комиссию ВС Республики Южная Осетия вошли:
- Чибиров Л. А. — Председатель ВС Республики Южная Осетия – председатель комиссии.
- Гатигкоев П.С. — Зам. Прокурора Республики Южная Осетия, зам. председателя комиссии.
- Остаева Р.Д. – ст. преподаватель ЮОГУ, секретарь комиссии.
- Алборов М.И. — министр сельского хозяйства Республики Южная Осетия.
- Бязров Р.А – прокурор Республики Южная Осетия.
- Ванеева С. Н. — председатель народного суда г. Цхинвал.
- Габараев В. Е.- глава временной администрации г. Цхинвал.
- Джиоев М. К. — ученый секретарь ЮОНИИ.
- Джиоев В. И. — председатель комитета по экономике и аграрным вопросам, топливно-энергетическим и природным ресурсам Республики Южная Осетия.
- Джигкаев А.И. — председатель комитета по культуре , СМИ и религии.
- Келехсаев Ю. В – зав. юридическим сектором ВС Республики Южная Осетия.
- Кокоев Ю.Ш. — зам. Министра юстиции Республики Южная Осетия.
- Мамиев И.Д. – председатель Госкомитета экономики республики Южная Осетия.
- Остаева Л. Н. — зам. Министра культуры Республики Южная Осетия.
- Плиев А. Г. — депутат ВС Республики Южная Осетия.
- Плиев А.С. — председатель Верховного Суда Республики Южная Осетия.
- Пухаев А. М. — председатель комитета по законодательству ВС Республики Южная Осетия.
- Пухаева Ф. П. — Министр науки и образования Республики Южная Осетия.
- Тигиев А. В. – председатель комитета по экологии и охране окружающей природной среды Верховного Совета Республики Южная Осетия.
- Хугаев А. И. – министр юстиции Республики Южная Осетия.
- Шиукаев Т.С. — Министр социального обеспечения и занятости населения Республики Южная Осетия.
Конституция 1993 года, как и последующая 2001года — писаный народный документ, принятый в сложных историко-политических реалиях.
Основные этапы конституционного развития Южной Осетии периода Республики, т.е, будем считать с 1989 года, неразрывно связанны с основными этапами развития нашей страны.
В 1996 году структура политического управления изменилась. Был введен институт президентства. Естественно, что это нашло отражение в Конституции. Многие до сих пор считают, что это было фактически новая Конституция, т.к она отличается от Основного Закона 1993 года.
Однако юридически Постановлениями Верховного Совета Республики Южная Осетия (Основной Закон) Республики Южная Осетия изменения были сделаны.
После изменений и дополнений Конституция РЮО состояла из преамбулы и 9 глав:
ГЛАВА I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
ГЛАВА II. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
ГЛАВА III. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
ГЛАВА IV. ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
ГЛАВА V. ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
ГЛАВА VI. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
ГЛАВА VII. ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
ГЛАВА VIII. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА IX. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА КОНСТИУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
Структурные и юридические изменения Конституции 1993 года в 1996 году были весьма значительны.
Основным здесь является изменение политической системы. Южная Осетия стала президентской Республикой. Естественно, что в Конституции должны были быть отраженны права и обязанности лица, занимающего высшее положение в государстве.
Конституционный статус был закреплен в нормах соответствующих дополнений, определяющих функции и полномочия главы государства.
Сегодня в Южной Осетии действует Конституция принятая 8 ноября 2001 года.
Центр Мониторинга Демократических процессов «Кворум» проводил монитории соответствия законодательства РЮО общепринятым демократическим стандартом». По его итогом было отмечено: «Следует отметить, что практически отсутствуют противоречия между Юго-Осетинской конституцией и законами основополагающими документами Совета Европы, в первую очередь Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Однако требуется дальнейший мониторинг законотворческого процесса». (Динамика развития демократических институтов Республики Южная Осетия в первый год принятия независимости. Цхинвал, 2009г).
Конституция (2001 года) Республики Южная Осетия состоит из 9 глав, 93 статей:
— Основы конституционного строя Республики Южная Осетия.
— Права, свободы и обязанности человека и гражданина.
— Президент Республики Южная Осетия.
— Парламент республики южная Осетия.
— Правительство Республики Южная Осетия.
— Судебная власть республики Южная Осетия.
— Прокуратура республики Южная Осетия.
— Местное самоуправление.
— Конституционные поправки и порядок пересмотра конституции Республики Южная Осетия.
Конституция Республики Южная Осетия 2001 г. отражает все те процессы политического развития, через которые страна проходила.
Конституция РЮО обладает рядом признаков, которые определяют ее роль как основного закона общества и государства. Так Конституция имеет первичный учредительный характер. Нормы Конституции РЮО являются первичными по отношению ко всем другим правовым нормам.
Конституция РЮО обладает верховенством на всей территории РЮО.
Конституция РЮО является ядром правовой системы, устанавливает исходные начала для всех отраслей Юго-Осетинского права. Она входит в систему каждой отрасли как базовый источник. Гарантом Конституции выступает президент РЮО.
Основы Конституционного строя – это базовые, основополагающие принципы организации государства.
Основы Конституционного строя закреплены в первой главе действующей конституции РЮО, образуют первичную нормативную основу для всего конституционного и текущего законодательства.
Конституция РЮО 2001 года закрепляет права и свободы человека в полном соответствии с общепризнанным международным стандартом прав человека.
Институт президентской власти в Южной Осетии имеет короткую историю. Является важным институтом государственной власти.
Он представляет Республику Южная Осетия внутри страны и по международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он избирается на 5 лет гражданами РЮО на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и тоже лицо не может Президентом более двух сроков подряд.
В 2007 году ряд инициативной группы вносит предложение о третьем сроке, однако депутатский корпус отклонил его.
Функции президента РЮО вытекают из его полномочий.
Таблица. Основные полномочия и функции Президента РЮО.
Конституционные полномочия | Функции |
Глава государства | -является гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина;
— принимает меры по охране суверенитета и государственной целостности страны; — обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти, представляют РЮО внутри страны и в международных отношениях; |
Глава исполнительной власти | — определяет основные направления внутренней и внешней
политики; — назначает Председателя Правительства и весь состав Правительства; |
Активный законодатель | — вносит законопроекты в Парламент;
— подписывает, издает указы и распоряжения; |
Главный дипломат | — назначает дипломатических представителей;
— принимает послов иностранных государств; — подписывает международных договоров; |
Верховный главнокомандующий | — назначает высшее командование вооруженных сил; |
Сегодня в обществе есть мнение, что Конституция РЮО предоставила Президенту слишком много прав и обязанностей, поэтому необходимо перераспределение полномочий между Президентом и другими ветвями власти.
Важнейшими демократическим институтом является Парламент. Среди основных функций Парламента следует выделить следующие:
— законодательная, суть, которой заключается в том, что только парламент принимает законы, являющиеся всеобщими и верховенствующими над другими правовыми актами;
— контроль за Правительством, который может выражаться в различных формах: утверждение членов правительства, заслушивание отчетов о работе правительства, принятие вотума недоверия правительству и т.д.
Институт исполнительной власти в контексте конституционного принципа разделения властей характеризуется наибольшим объемом предметом ведения. Это самая разветвленная структура власти, ее характерной особенностью является наличие силовых элементов — армии, милиции, служб безопасности, деятельность которой определяется законом.
В качестве основных функций правительства следует выделить исполнение законов, принятых парламентом, и реализацию распорядительной функции в виде управления.
Исполнительную власть в Южной Осетии осуществляет Правительство Южной Осетии, состоящей из Председателя Правительства, заместителей Председателя, республиканских министров, руководителей государственных комитетов.
По Конституции РЮО Правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти государства. Правительство несет политическую ответственность перед Парламентом РЮО, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета.
По мнению экспертного сообщества, сегодня правительство РЮО не отвечает конституционным нормам в стране практически на лицо правительственный кризис и полный провал экономической политики.
Третьей ветвью государственной власти является судебная власть, основным направлением деятельности которые является строгое соблюдение законов, их защита от посягательств со стороны, как отдельных лиц, так и со стороны официальных структур государства и общества.
Судебная власть должна обеспечивать неукоснительное соблюдение основного закона страны – Конституции, совершенствования текущего законодательства, защиту законных интересов человека и общества, компетенцию институтов государственной власти.
Система правоохранительных институтов включает в себя прокуратуру, следственные органы, адвокатуру, другие структуры, обеспечивающие правопорядок.
Но главным элементом этой системы является суд. Однако до сих пор в Республике не смотря на Конституционное наличие, отсутствует Конституционный суд.
«Анализ действующей Конституции РЮО показывает, что она обладает суверенной, публичной властью со всеми ее компонентами: аппарат управления, законодательный орган, судебная система , правоохранительная система и материальные придатки к ним, собственная финансовая и бюджетная система и т.д. При этом публичная власть в Республике Южная Осетия не зависит от соответствующих властей Грузии и Российской Федерации, т.е. в природе не существует власти, которая бы стояла выше публичной власти Республики Южная Осетия», — отмечают В. Маргиев и С. Кесаев (В. Маргиев, С. Кесаев. Государственность Южной Осетии: прошлое, настоящее, будущее. Владикавказ, 2009 г.). Важно также отметить, что на всех этапах развития Южной Осетии важным фактором была и остается Россия. Отсюда идет и практика развития современных государственных институтов, идей конституционализма.
Ирина Гаглоева
(2011 г)