Основные тенденции предвыборной кампании. Законодательство РЮО: состояние, проблемы, развитие

1 марта 2019 года в медиа-центре «Ир» прошел круглый стол, посвященный обсуждению деталей и особенностей предстоящих выборов в Парламент РЮО. Представляем вам доклад Зиты Бесаевой.

Для Республики Южная Осетия, как и для любой другой страны, исключительно важно в процессе совершенствования избирательной системы исходить из особенностей осетинского общества и государства, учитывая при этом международные избирательные стандарты, подтвержденные отечественным опытом и опытом зарубежных стран.

В этой связи принципиальным представляется не только теоретическое и практическое разрешение спорных вопросов избирательного права, но также оценка реальных перспектив необратимости перехода нашей страны к мировым демократическим ценностям. Следовательно, особое значение для теории и практики государственного строительства имеет анализ рассмотрения электорального опыта страны, который способен непосредственно влиять на масштаб, темпы и качество воплощения в действительность конституционных основ избирательных прав граждан.

Рассмотрение данных проблем приобретает сегодня особую актуальность и в связи с теми процессами, которые происходят в нашей стране, реформирование избирательной системы предполагает новые концептуальные подходы к анализу как модели формирования представительного органа власти, так и самой системе избирательного права, состоянию избирательного законодательства, что имеет самое непосредственное отношение к демократизации общества, характеризует природу государственной власти. Вместе с тем стоит отметить нестабильность избирательного законодательства в РЮО. В течение последних лет мы успели внести в избирательное законодательство множество поправок и более того кардинально переработать базовые законы о выборах. Вместе с тем столь значительные изменения избирательного законодательства при условии даже их конституционности свидетельствуют о недопустимой фрагментарности положений Конституции Республики Южная Осетия о выборах. Избирательные права не могут так часто, в зависимости от грядущих выборов, менять свойственное им конституционное содержание. Ни для кого ни секрет, что в избирательное законодательство РЮО в последнее время вносятся изменения довольно часто. И если в первое время реформы избирательной системы носили объективный характер, то на данный момент можно говорить о том, что на первое место выходит фактор политической конъюнктуры т. е. приспособление под конкретную политическую ситуацию, не реализующей принципы народовластия на практике.

Примером могут служить избирательные нормы, отраженные в Конституционных законах «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» и Конституционного Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме», касательно определения ценза оседлости, ограничений в отношения кандидатов в депутаты, трансграничных данных, и т. д

По Конституции Республики Южная Осетия, а именно статьей 58, депутатом Парламента Республики Южная Осетия может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 21 года и постоянно проживающий последние 5 лет на территории Республики Южная Осетия. Определение ценза оседлости в конституционном законе о выборах нарушает эту статью Конституции и вносит приоритет для одних и ограничения для других. Уважительной причиной отсутствия считается, если лицо направленно на учебу, на лечение, в командировку органом государственной власти, но, а, если лицо самостоятельно поступило о обучается за пределами государства, либо самостоятельно выехало на лечение, тогда это не считается уважительной причиной отсутствия. Такая норма не может применяться, так как нарушает Конституцию, она считается неконституционной. Конституция Республики Южная Осетия имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Республики Южная Осетия, не имеют юридической силы. т. е указанные нормы не имеют юридической силы и не могут применяться. Однако и эта статья сегодня как мы видим систематически нарушается.

Наверное, большое недовольство вызывает и норма, устанавливающая ограничения в отношении кандидатов в депутаты, которая гласит, что лицо, страдающее алкоголизмом, наркоманией и психическими расстройствами не может быть кандидатом в депутаты. Однако по каким критериям будут определять это и каким образом будут лишать лицо конституционного права выдвигаться? Неясно. Так как статья 23 Конституции РЮО определяет исчерпывающий перечень ограничений в отношении кандидата в депутаты «Не имеют права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособным, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Мы видим, что и эта статья Конституции (Основного Закона) Республики Южная Осетия также нарушается.

В нашем избирательном законодательстве также появилась норма, которая обязывает кандидата в «добровольной форме» дать разрешение на передачу его трансграничных данных, нарушая тем самым и международные нормы, и Конституцию РЮО. Непонятно как будут реализовывать эту норму в нарушении тех нормативных актов, которые имеют высшую юридическую силу, и каким образом Российская Федерация будет выдавать такие данные в отношении наших граждан, которые также являются гражданами РФ., ведь всем понятно, что Российская федерация действует на основании международных норм, Конституции РФ и Федеральных законов РФ, в соответствии с которыми она в лице компетентного органа не имеет право и не будет выдавать персональные данные своего гражданина так как несет ответственность за их разглашение. Это норма не исполнима и является неконституционной.

Исключение избирательных блоков также является ограничительной нормой, которая вызывает недовольство населения перед выборами….

Мы являемся в соответствии с Конституцией РЮО суверенным демократическим правовым государством, которое основывается на демократических принципах:

Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом;

Принцип верховенства закона;

Принцип народовластия;

Принцип разделения властей;

Принцип идеологического и политического плюрализма;

Политический плюрализм _ это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление, деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надежная конституционно — правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Естественно, что глубокие преобразования, происходящие в нашем государстве и обществе, порождают дискуссии о путях развития страны, о ее политическом, демократическом и правовом устройстве. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с политической стабильностью, развитием институтов гражданского общества и правового государства, в том числе становлением, развитием и совершенствованием демократической избирательной системы, гарантиям избирательных прав граждан, важность данной тематики обусловлена, теоретической и практической значимостью конституционно- правового анализа вопросов, касающихся определения места и роли выборов в системе ценностей правового государства.