О необходимости научного осмысления роли Алана Чочиева в новейшей истории Южной Осетии

В очередную годовщину дня рождения Алана Резоевича Чочиева общественность республики вспоминает и пытается осмыслить вклад этой многогранной личности в создание государственности Южной Осетии, а также в программное оформление и отстаивание национальной идеи.

В первую очередь, необходимо отметить, что фигура Алана Чочиева занимает особое место в истории национально-освободительного движения. И здесь важно обратить внимание не только на ключевые политические решения, принятые по его инициативе или с его активным участием.

В переломную драматическую эпоху распада СССР, когда многие республики погрузились в хаос и крайности национализма, он вместе с когортой единомышленников сумел выработать ясную правовую и политическую стратегию, заложившую основы югоосетинской государственности. Именно способность мыслить категориями права, а не эмоций, позволила движению под его идейным руководством сохранить легитимность, удержаться в правовом поле и противопоставить грузинскому провинциальному фашизму аргументированную и морально устойчивую позицию.

Подобная школа гражданского самосознания и созданный благодаря ей идейный фундамент, дали возможность югоосетинскому обществу выстроить путь к собственной государственности в строгом соответствии с нормами права и международной практики. Ведя борьбу за свои законные права, народ Южной Осетии не скатился к радикализму и не стал «зеркалить» грузинский провинциальный фашизм конца 1980–начала 1990 гг.

На митингах в Южной Осетии и в заявлениях лидеров национально-освободительного движения никогда не звучали ксенофобские лозунги. Никто в Южной Осетии не вопил лозунги: «Осетия для осетин», не призывал ограничить рождаемость и конституционные права других наций, не грозил вымести кого-то «железной метлой».

Напротив, преобладали идеи уважения к праву, законности и гражданской ответственности. Это редкий случай в постсоветской практике, когда национально-освободительная борьба велась не через разрушение, а через осмысленное строительство новой государственности с четкой опорой на правовой фундамент, на нормы международного права.

И в этом, конечно же, огромная заслуга Алана Чочиева и других лидеров той поры, которые показали, что можно быть непреклонным в отстаивании национальных интересов, не впадая в национализм и неонацизм, не превращаясь в подобие своего врага.

Избранная в конце 80-х обоснованная и безупречная линия помогла народу Южной Осетии выдержать годы блокады, геноцида и изощренного политического давления.

Отдельно следует подчеркнуть роль Алана Чочиева в вопросах политического и правового просвещения молодежи, формированию у нового поколения правильного понимания исторических и правовых основ югоосетинского самоопределения. В условиях тогдашней дезориентации, царившей в обществе, это имело крайне важное значение.

Сегодня, когда вопрос о преемственности идеалов и ценностей югоосетинского общества вновь становится актуальным, этот аспект деятельности Алана Чочиева и других лидеров национально-освободительного движения приобретает особую значимость.

Оценивая значимость деятельности Алана Чочиева, нельзя не отметить наличие серьёзных пробелов в научном анализе его вклада. В данном случае, как и на драматической судьбе Алана Чочиева, свой отпечаток наложили сложные внутриполитические перипетии и неоднозначные пертурбации.

Между тем, здесь следует вспомнить известную мудрость о том, что «если выстрелить в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Эти слова точно отражают суть необходимости объективного осмысления событий недавнего прошлого и роли ключевых фигур нашей новейшей истории.

Без этого сложно говорить об укреплении основ национального самосознания и государственной идеологии.

Юрий Вазагов, эксперт Медиа-центра «Ир»