Алан Чочиев. Где и Как рождаются Личности и Герои?

«Мах нишы дарӕм кӕрӕжийӕ, Лӕгжинад йедтӕмӕ»

/Алан Чочиев/

Где и Как «рождаются» Личности и Герои?

Сегодня мы вспоминаем человека, который сыграл решающую роль в переломный период истории осетинского народа — Чочиева Алана Резоевича… а поводом стал его 79 День Рождения.

Свой разговор о нем начнем с краткой биографии, с перечисления всех основных событий его жизни, как положено, в хронологической последовательности…

Чочиев Алан Резоевич родился 19 октября 1946 года в, тогда еще, «славном городе» Сталинире… в семье творческой интеллигенции, выдающихся поэтов, прозаиков и публицистов.

Алан Резоевич в самом раннем детстве столкнулся с трудностями в связи с тем, что отец подвергся репрессиям, и семья вынуждена была переехать временно в Северную Осетию.

В первый класс он пошел в осетинскую школу рядом с домом на Хетагуровском спуске у осетинской церкви г. Владикавказа в 1953 году. Со второго класса и до окончания, уже учился в Цхинвальской средней школе № 3.

После окончания школы, под впечатлением от увлекательных уроков физики, решил поступить на специальность физика в г. Ленинград, но стремление с детства стать историком вернуло его на исторический факультет ЮОГПИ, который он окончил в 1971 году по специальности — этнография, этнология и антропология.

Свою богатую трудовую деятельность начал (1970 — 1972 г-х) инструктором по туризму;

В 1972-1975 годах тренер по вольной борьбе и преподаватель истории, русского языка и литературы в средней школе № 6,

В 1975-1978 — учился в аспирантуре Академии наук Грузинской ССР по отделению этнографии.

В 1979 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Пережитки военно-демократического уклада в общественном быту осетин в прошлом».

В 1979-1988 годах — работал снова тренером по вольной борьбе и одновременно преподавателем в Юго-Осетинском государственном институте и был также сотрудником ЮОНИИ.

В ноябре 1988 был избран председателем общественного движения «Адӕмон Ныхас» (вначале: Движение народа Южной Осетии в поддержку перестройки)

С 1989 по 1992 год занимал должность первого заместителя Председателя Верховного Совета Юго-Осетинской Автономной области, затем Республики Южная Осетия.

В 1994 году поступил в докторантуру Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

12 сентября 1995 года А. Р. Чочиев был задержан по обвинению в совершении хищения, «по предварительному сговору с бывшим председателем ВС РЮО Олегом Тезиевым с марта 1992 года по 1993 год, государственных средств в крупных размерах»… (Надо только иметь в виду, что в те годы не было еще государственного бюджета и гос. средств, — страна находилась под постоянными обстрелами со стороны грузинских военных подразделений и в полной блокаде после разрыва всех финансовых связей в связи с распадом СССР).

15 августа 1996 года Чочиев А. Р. был фактически осужден по (!) не существующим статьям, т. е. пунктам статей уголовного кодекса РФ, которые были приняты значительно позже.

Освобожден был условно-досрочно 11 июня 1998 года при поддержке «Amnesty International», планировавший объявить Чочиева Алана узником совести. (Кстати, уголовное дело Алана Резоевича было незаконно, без акта, вынесено должностными лицами из архива Верховного Суда, и… «пропало». — И никто, так и не ответил за это преступление.)

И свою докторскую работу он, написал, в основном, как раз во время своего заключения в тюрьме г. Цхинвал, а друзья в Москве издали к 50-летию Алана Чочиева первую часть его труда.

Выйдя на свободу, в том же 1998 году, в Москве, в Институте этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, триумфально прошла защита первой части его монографии на звание доктора исторических наук — «Нарты-Арии и арийская идеология», несмотря на попытки срыва защиты. Его научным консультантом был д. и. н. Б. А. Калоев.

Одновременно Алан Резоевич был сотрудником

Центра культурной антропологии Северо-Осетинского института гуманитарных исследований (СОИГСИ) и Института истории и археологии при Северо-Осетинском педагогическом университете.

В 2000 году вышла вторая часть его фундаментального труда «Нарты-Арии и арийская идеология». В этом труде «впервые восстановлены системные блоки идеологии Нартиады (индоевропейцев и ариев), выявлены ядро ас-аланской династической доктрины и ее „мозаичные“ осколки, разбросанные миграциями от океана до океана. Показано влияние ас-аланства на зороастризм, христианство, буддизм, ислам, религию Бон, синтоизм…»

Но и после этого Алан Резоевич продолжал свою политическую борьбу за права народа Республики Южная Осетия. Требовал признания геноцида осетин и осуждения грузинского фашизма в Северной Осетии — Алании

Второй раз Чочиева Алана задержали сотрудники МВД Северной Осетии по обвинению в клевете на Главу Республики Северная Осетия-Алания А. С. Дзасохова и разжигании межэтнической розни.

19 октября 2003 года, находясь в тюрьме, А. Р. Чочиев объявил голодовку.

21 октября 2003 года в квартире А. Р. Чочиева проводился обыск, изъятие документов, носителей информации и интересующих следствие предметов (которые так и не были возвращены владельцу). По факту неправомерных действий сотрудников, производивших обыск, была направлена жалоба в УФСБ РФ по РСО и Генпрокуратуру РЕСПУБЛИКИ Северная Осетия-Алания.

17 ноября в прокуратуре РСО-Алании А. Р. Чочиеву предъявлены были обвинения по ст. 282 УК РФ (разжигание национальной розни) и 129 УК РФ (клевета).

Поводом для возбуждения уголовного дела послужило его открытое письмо, в котором он просил осудить президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе за «проведение в Республике профашистской политики, возведенной в государственный ранг». Кроме того, в письме, распространенном в некоторых местных СМИ, А. Р. Чочиев призвал грузинские власти «признать геноцид осетин, проведенный в Грузии в начале 90-х годов».

Несмотря на многочисленные нарушения (как и на первом суде в Цхинвале), уголовно-процессуального законодательства, допущенные как в период следствия, так и в ходе судебного разбирательства, суд признал А. Р. Чочиева виновным! И приговорил к двум годам лишения свободы.

В октябре 2004 года был досрочно освобожден под натиском правозащитников.

В середине ноября 2006 года два представителя МВД Северной Осетии во главе группы захвата, вновь пытались задержать Алана Чочиева «для допроса». Проникнув в гражданской одежде в дом А. Р. Чочиева, сотрудники МВД РСО-Алании предъявили документ из Южной Осетии, согласно которому на А. Р. Чочиева заведено дело по трем статьям УК РФ — 129, 140 и 282. Несмотря на оказанное давление, Алан Чочиев не подчинился попыткам противозаконного задержания.

Очередная попытка несанкционированного проникновения в дом А. Чочиева, с целью его доставления в Цхинвал, была произведена летом 2008 года. По случайному стечению обстоятельств, Алана дома не оказалось, но родные пережили очередной стресс.

После этого происшествия, Алан Чочиев, с помощью Дзамболата Тедеева, его бывшего и преданного ученика по вольной борьбе, был переправлен в Германию.

С этого времени, уже в Германии, продолжал отстаивать право РЮО на признание мировой общественностью, ее членства в международных организациях и, в первую очередь, в ООН. Обращался к депутатам Бундестага и другим политикам Европы с политико-правовыми обоснованиями создания Республики Южная Осетия. В Германии он также продолжал свою научную деятельность и вместе с А. О. Наглером выпустил эпохальную работу «Нартиада — дописьменная история цивилизации». Эти его работы настолько прорывные, глубокие, что их смыслы и значение в познании истоков цивилизации многими станут осознаваться еще не скоро…

Конечно, были у Алана Резоевича дальнейшие планы… Но, увы, сказались последствия периода жесткого «локдауна» в Европе, во время эпопеи с ковидом-19 и 23 августа 2022 прервался его земной путь вдали от родных и Родины, — на чужбине…, в то время как он грезил по Осетии, мечтал о маленьком «домике» на Родине… и очень надеялся на возвращение…

….

Сегодня имя Алана Резоевича всячески замалчивается, а его заслуги принижаются. Не исполняется уже три года Постановление Правительства РЮО об установлении его бюста перед зданием Парламента РЮО и не проводятся другие государственные мероприятия, сообразно масштабу его Личности! И новое поколение постепенно забывает своих Героев…

Представлять Алана Чочиева заново новому поколению можно смело, как выдающегося политического и государственного деятеля Республики Южная Осетия; доктора исторических наук, незаурядного ученого-нартолога, автора многочисленных научных монографий; публициста; самобытного и яркого преподавателя, (любимца студентов); политолога, стратегического аналитика; неординарного тренера по вольной борьбе, который выработал собственную, уникальную систему подготовки спортсменов; бессменного председателя «исторического» общественного движения осетинского народа, «Адӕмон Ныхас».

Алан стал душой и главным интеллектуальным лидером всего юго-осетинского национально-освободительного движения, идеологом создания государственной символики РЮО, — одним из «отцов- основателей» государственности РЮО на основе Права и Законности (1988-1992гг), был последовательный антифашистом, и… , как оказалось, дважды судимый за свою общественно-политическую деятельность и антифашистскую борьбу — и на Юге, и на севере Осетии (!).

За какую бы ипостась Алан Резоевич не брался, везде достигал своих высот. В науке он, определенно, сказал свое новое Слово. И в политике оказался в эпицентре разворачивающихся драматических событиях, связанных с развалом Советского Союза, при этом, оказал колоссальное позитивное влияние на процесс формирования государственности Республики Южная Осетия и самоорганизацию осетинского народа в тот непредсказуемый, переходный период, также проявил себя как умелый и принципиальный переговорщик на любом уровне.

В спорте, работая тренером, также преуспел — воспитал плеяду ярких борцов мирового масштаба, таких как тренер ЦСКА — Анатолий Маргиев и главный тренер сборной РФ по вольной борьбе на протяжении более 10 лет — Джамболат Тедеев и многих других достойных спортсменов.

Но главным делом его жизни была, все же, научная деятельность.

При этом, не все знают, какой творческой личностью он был, каким тонким ценителем музыки, искусства был и каким чувством юмора он обладал, каким талантливым рассказчиком народных баек и коллекционером анекдотов он славился! Алан, помимо научных трудов, писал, еще и политико-аналитические работы, издавал их брошюрами, которые быстро расходились в народе, вел сайт «Уаздан», писал лирические стихи.

А самым удивительным качеством его натуры было — редкое умение быть, по-настоящему, хорошим и преданным другом! Он умел собирать вокруг себя лучших представителей нации, рядом с ним раскрывались все, кто в обычной ситуации оставался не замеченным.

Среди его близких друзей было много выдающихся осетин, (об этой части его жизни стоит писать отдельную работу). Здесь же очень хочется вспомнить, одного из его многочисленных друзей детства (ему было бы это приятно), — Славу Гаглоева, сына Таты Гаглоева, — отношение к которому, запомнилось из рассказов самого Алана, но особо от его окружения. Как трепетно он относился к Славе и, какую трогательную заботу проявлял к нему до последнего его часа, …а после — и к его памяти…

А то, как он «параноидально» любил свою Родину, свою землю, ее народ, несмотря на боль, которую они ей причинили и причиняли, вольно или невольно, — так это отдельная «поэма» и «драма» всей его жизни…

В бытность Алана Чочиева председателем общенационального движения «Адӕмон Ныхас», его соратники и все, кто к нему обращался, по разным вопросам, отмечали его гениальное умение терпеливо Слушать и Слышать всех, кто шел к нему со своими идеями или вопросами…

Многогранность Алана Резоевича восхищает все больше и больше… по мере того, как время удаляет нас от того судьбоносного периода… и, …когда уже есть, с чем, и с кем сравнивать, когда начинаем глубже анализировать его объемное, пока еще не оцененное по достоинству, Наследие!

В голове часто возникают вопросы, а знаем ли мы его, вообще? — Кто он, Алан Чочиев? Откуда он? С какой такой «Планеты»? Что сформировало его калейдоскопическую и стоическую, в чем- то неоднозначную, для части соотечественников, Личность, — со своими взлетами и неизбежными проявлениями несовершенства человеческой натуры, идущего по не проторенному пути непредсказуемой эпохи слома всего и вся, когда только его безошибочная интуиция помогала находить единственное верные решения на каждый вызов времени и обстоятельств.

Кто были его родители, каким было окружение его детства? Вызывает особый интерес его ближайшие родственники. Хочется узнать больше о выдающихся родственниках Алана Резоевича Чочиева, его близких, которые оказали самое прямое влияние на формирование, как его характера, так и на выбор его будущих научных пристрастий, (но это тоже предмет отдельного разбора.) В рамках данной публикации, нет возможности подробнее остановиться на их непростых историях, — как ярких представителях осетинской интеллигенции 20 века. Представим только несколько общих штрихов из их судеб.

Так сложилось, что в жизни Алана Резоевича было два отца, два незаурядных личностей, чем-то со схожим прошлым и творческой одаренностью, и оба росли в равнозначных условиях крестьянского быта горцев и романтичной «работы» пастухов все свое детство. И рядом, всегда… сильная мать, Елизавета Григорьевна Валиева, тоже заслуженный журналист ГССР, которая также несла в себе, неиссякаемую энергию жизни, любви… и целеустремленности… Родной отец Алана — Чочиев Резо Михайлович (Михачы фырт) и второй отец, который появился в его жизни после 9 лет, — Хацырты Сергей Иванович — оба выдающиеся осетинские прозаики, публицисты, драматурги и поэты с большой буквы. Их стихотворения становились «народными» песнями, музыку к которым писали выдающиеся осетинские композиторы, а исполняли их лучшие голоса двух частей Осетии. Сестра, же, Азау Хацырты, признана одним из самых глубоких и загадочных молодых осетинских поэтов нашего времени.

Алан Резоевич оставил после себя замечательных наследников — сына Ацамаза и дочь Анну, достойно продолжающих нести память своего выдающегося отца.

По воспоминаниям друзей семьи, гостеприимный дом родителей Алана был любимым местом встреч с лучшими представителями осетинской интеллигенции и осетинского народа, вне зависимости от «статуса», — и с долгими неспешными разговорами «о вечном» за сакральным осетинским застольем.

И это был Цхинвал, ушедшего, безвозвратно, романтического и наивного времени… нашего детства, со своими яркими и незаурядными личностями.

 

Марина Дзигойты