Алану Чочиеву – 75!

Первое знакомство с Аланом Резоевичем произошло через его монографию «Очерки истории социальной культуры Осетии» где-то в 80-ые годы. Глубокое, потрясающее исследование произвело на меня неизгладимое впечатление. Прошлое осетинского народа воочию вставало перед глазами. Было очевидно, что это исследование написано человеком, который каждой клеткой чувствовал, ощущал, понимал то, о чем пишет, не говоря уже об использованном инструментарии, которое не оставляло ни малейшего сомнения в глубине, фундаментальности этой работы.

А потом… «Адæмон ныхас». Национально-освободительное движение. Война Грузии против Южной Осетии. Возрождение через перенесенные страдания. Идеология свободы и независимости…

Идиомы, которые стали для нас определяющей сутью 90-ых годов и которые привели к воссозданию своего государства. И за всем этим – Алан Чочиев, чьи проницательность, интеллект, предупредительность, стратегическое, масштабно-реалистичное видение происходящего, во многом стали важной составляющей дальнейших действий.

В происходящем тогда хаосе не все смогли сразу разобраться. Но медлить и раздумывать тоже было нельзя. Законопослушному большинству Осетии необходимо было четко и логично все разъяснить, чтобы не упустить время, инициативу. Тем более, что партийные функционеры продолжали свою нелепую пропаганду о временности такой ситуации.

Очевидно же было, что разбираться надо было здесь и сейчас. Сегодня трудно представить, что было бы, если бы тогда, в 90-ые не раскрылся еще один талант Алана Резоевича видеть и понимать перелом и грядущие перемены, меняющие всё и вся, талант политика.

Сталкер 90-ых, он не просто увидел, но и смог рассчитать вместе с единомышленниками шаг за шагом все действия, довести их до народа, брошенного на произвол судьбы теми, кто обещал светлое будущее.

В одной из работ того времени Алан Резоевич писал: «Самое ценное для нас сейчас — это наш отказ от навязанных иллюзий. Еще важнее отказ от иллюзий домашнего производства, смакование мощи наших предков — это от собственной бессильной ярости при прозрении от иллюзий, прозрении от нашего унизительного „братства“. Стоит ли смаковать агрессивность? Или же воздать должное осетинскому демократическому духу, который устоял…»

Что для нас были 90-ые? Тяжелые, военные годы, когда решалось — быть Южной Осетии или не быть. Время познания самих себя, время Возрождения.

Мы жили в формате митингов. Митинги были особенными. Здесь звучало живое слово, без конъюнктуры, слово, за которым были реальность и объективность, поиск и решение задач. Это было место, где можно было услышать то, что скрывали власти. Тем более, что Цхинвал тогда был отрезан от всего мира — работали только грузинские каналы, с газетами тоже было непросто…

Выступления Алана Чочиева слушали с особым вниманием. Ему удавалось логично и убедительно, аргументировано и четко, довести до людей политическую суть времени и план действий. Митинги собирали огромное количество людей, съезжался народ и из отдаленных районов. На театральной площади, ставшей площадью Свободы, решалась судьба народа, наше будущее.

Каждое выступление Алана Чочиева и других руководителей «Адæмон Ныхас» было программой действий, за которой была огромная работа, тяжелая и ответственная. Алан Резоевич писал статьи о сложившейся ситуации, потом в невероятных условиях это издавалось, распространялось и помогало людям понять происходящее. Роль Алана Чочиева была определяющей. Человек, который до этого никогда не занимался политикой, сумел найти ту стратегию и тактику, которая привела к созданию Республики Южная Осетия.

Алану Резоевичу поверили, за ним пошли. Были сомневающиеся, но большинство осознавало определяющую роль поколения 90-ых в истории осетинского народа.

Политическая продуктивность Алана Резоевича была основана на востребованности народом, который оказался перед глобальными вызовами, от решения которых зависело национальное будущее. Все предпринятые действия были правильными и привели в конечном итоге к появлению на карте мира Республики Южная Осетия, государства Алания.

Знает ли нынешняя молодежь об идеологии национально-освободительного движения? — Знает! Но знать можно по-разному. Ведь многое изменилось, и не в лучшую сторону. Государственный строй не позволяет сегодня, увы, проводить адекватную национальную политику, нивелировав идеологические институты. Борьба за независимость породила Героев. Их знают, помнят. Ведь они защищали в острейшей национально-освободительной борьбе свое независимое государство, к образованию которого привели Личности, посвятившие себя народу. И в первую очередь — это Алан Резоевич Чочиев. История не забывает своих героев. Она пишется навечно. И никто не знает, когда вновь вспыхнет яркая страница прошлого, вдохновляя новые поколения.

Алан Чочиев — это живая наша история. Долгих лет жизни идеологу национально-освободительного движения Южной Осетии!

Алан Чочиев безошибочно и выверено вместе с единомышленниками привел народ к созданию государства, понимая, что самое трудное впереди. Увы, «дешёвая политика» заслонила движение вперед. Но дух свободы и справедливости живёт, и «расчёт на себя и расчёт в себе[1]» тоже.

 

Ирина Гаглоева, глава Медиа-центра «Ир»

______________________________

[1] Слова Алана Чочиева