Юрий Вазагов: О системе выборов в Южной Осетии

Vazagov

Выступление на круглом столе «Предвыборные системы:  эффективность и приоритеты» в Медиа-центре «Ир» 5 марта 2014 года.
Югоосетинский парламентаризм – явление неординарное. Потому что из представительного органа автономной области вырос достаточно активный парламент независимой республики, который как бы мы его не критиковали – зачастую достаточно обоснованно – тем не менее, когда было необходимо, он играл решающую роль, представлял интересы народа, формировал важнейшие документы в истории нашей страны. Хотелось бы начать с того, что первый парламент ЮО был сформирован после всенародного голосования 9 декабря 1990 года. В целом многие эксперты и общественность наиболее позитивно оценивают именно первый парламент, который был достаточно многочисленный, пестрый, яркий. Необходимо отметить, что это первый и единственный парламент в нашей истории, который избирался по мажоритарному признаку.

Следующие выборы состоялись в 1994 году, затем Верховный совет был переименован в парламент, хотя тогда звучали еще предложения переименовать его в Государственный Ныхас.

Я думаю, имеет смысл обсудить этот вопрос также на одном из круглых столов.

Следующий парламент был избран 12 мая 1999 года, в парламент 4 созыва выборы прошли в 2004 году, и в 2009 году был избран ныне действующий парламент. Последние выборы прошли уже по пропорциональной системе. Причем также был поднят порог прохождения в парламент с 5 до 7%. В связи с этим, количество партий, прошедших в парламент, оказалось достаточно ограниченным – всего три партии. Больше всего дискуссий о системе выборов вызвано именно при нынешнем парламенте. При прежних избирательных системах такой критики, какой сейчас подвергается пропорциональная система, не было.

Иными словами за 20-летнюю историю мы прошли все три основные системы выборов – мажоритарную, пропорциональную и смешанную. Поэтому, нам есть о чем рассуждать и определять плюсы и минусы каждой системы.

Что касается в целом избирательных систем, помимо того, что существует три основных вида, есть множество модификаций. Избирательная система в целом предназначена для того, чтобы отражать существующие политические реалии в той или иной стране. В отличие от Южной Осетии, большинство стран реагируют на  политические процессы, которые происходят в их государствах. Там применяются более гибкие схемы, даже по пропорциональной системе во многих странах введены такие нормы, которые позволяют устранить многие ее недостатки. Многие отказываются от того, когда избиратели голосуют за весь список, и они не имеют права влиять на нахождение той или иной фигуры в списке. Наоборот, во многих западных странах имеется возможность, чтобы избиратель расставлял отметки рядом с той фамилией, которая его больше удовлетворяет.

У нас, к сожалению, ничего такого не было применено. Кроме того, во многих странах практикуются так называемые «праймериз», своего рода внутрипартийные выборы, которые проходят в несколько этапов. Те, которые попадают в список, могут опираться на мнение уже всей партии, избежать обвинений в том, что они попали туда в результате каких-то кулуарных сделок, теневых соглашений. Такого у нас тоже не было.

Есть еще один большой минус нашей пропорциональной системы – это то, что некоторые районы оказались абсолютно не представленными в парламент. При переходе на новую систему можно было учесть эти факторы и обязать каждую партию включать в первую десятку списка представителя от каждого района. Мы получили достаточно обезличенный парламент. Раньше избиратели могли апеллировать непосредственно к своему избраннику и требовать от него решения каких-то проблем. В результате резкого перехода на новую систему мы получили такую ситуацию, когда людям не к кому обращаться. Переход произошел в условиях отсутствия системы местного самоуправления. Будь у нас полноценно и эффективно работающая система местного самоуправления, эти минусы не проявились бы так ярко.

Поэтому сегодня в преддверии очередных выборов перед нами  остро встает вопрос – как учесть имеющийся опыт, как избежать крайностей и попытаться привести выборную систему в соответствии с нашими реалиями? Многое зависит от менталитета и уклада жизни населения.