Выступление на круглом столе «Предвыборные системы: эффективность и приоритеты» в Медиа-центре «Ир» 5 марта 2014 года.
Будучи убежденным сторонником смешанной системы, и как человек, имеющий определенный опыт в политической деятельности, могу сказать, что именно смешанная система является наиболее справедливой и гибкой, более полно отражающей политические тенденции и процессы, проходящие в стране.
В то же время, претензии к нынешнему парламенту обусловлены не тем, что у нас была плохая система, а потому что мы хорошо знаем, что творилось вокруг этих выборов, с какими нарушениями они проходили. Никакая избирательная система не даст хороший парламент, если такого рода безобразия будут происходить во время избирательных кампаний. Поэтому на сегодняшний день главным вопросом является даже не система, а решительный отход от того трафарета скандальных выборов, которые у нас проходят последнее время. В 2009 году, я напомню, впервые с выборов была снята партия.
Пропорциональная система в стране вводится тогда, когда есть большое количество партий. Для четырех партий, которые существовали тогда, вводить эту систему не было смысла, а уже тем более повышать барьер до 7%. Это делается только в одной ситуации – когда есть необходимость из многочисленного количества партий отсечь нежизнеспособные и сложить нормальную партийную систему, без которой никакая политическая система не может быть в достаточной степени эффективной.
Когда мы говорим о возвращении к мажоритарной системе, мы исходим из одного неверного понимания функций парламента – мы фактически подменяем парламент в том виде, в каком он должен быть, Верховным советом советского периода. Я сегодня могу проигнорировать любой депутатский запрос, мне ничего за это не будет, по закону я не обязан это выполнять. В Советском Союзе такое исключалось. Статус народного депутата времен СССР был уникальным — это был не парламентарий, это был толкач. И в этом тоже была необходимость советской системы. Как видим, у нас до сих пор сохраняются родимые пятна этой системы.
Нам, безусловно, нужен профессиональный парламент, любительщина нам обходится очень дорого. Нам нужно как-то разработать те механизмы, которые уберут с парламентских выборов налет второсортности. На сегодняшний день голосование на парламентских выборах идет безответственно. То есть, избиратель, понимая, что депутат будет мало-что решать, выбирает другие факторы – зарезали ли жителям теленка, заасфальтируют ли им улицу, есть ли у него деньги для решения социальных проблем.
Но будем реалистами – избирательная система к нынешним выборам уже не изменится. У нас было время, но власть к рассмотрению этого вопроса так и не приступила.
Если вы внимательно прочитаете законы о выборах депутатов и о гарантиях избирательных прав, то найдёте в них много противоречий. К этому привела спешка, когда мы прямо перед выборами меняли систему и принимали этот огромный пакет документов.
Эффективность избирательной системы во многом зависит от того, насколько избиратель понимает, что это за система, чтобы сделать осознанный выбор.
Я убежден в том, что к следующим выборам, у нас должна быть уже другая избирательная система. Одномандатные мажоритарные округа в наших условиях не являются эффективными. Мажоритарная система должна быть многомандатной. То же самое и по пропорциональной системе, главной проблемой которой является то, что она совершенно забывает о том, что Южная Осетия представляет собой определенную совокупность территориальных образований. Это недостаток даже сейчас можно убрать. Надо просто договориться заменить партийный список, неизвестно каким образом сформированный, региональными списками. Тогда проход в парламент будет зависеть от того, сколько партия набрала в том или ином районе. Это даст привязку депутатов к районам и настоятельную необходимость партиям идти в район, а не сидеть здесь. Для этого не нужно законодательных изменений.
Кроме того, я считаю, что 7%-й барьер – огромный. Я бы его снизил до 3%.
А на избирательных листках, как это прописано в законе об основных гарантиях избирательных прав, должны стоять подписи представителей всех партий. То, что Эдуард Кокойты на последних выборах совершил аферу, собрав представителей трех партий и заранее подписав листки, ничего не значит. Эти подписи согласно закону обязаны ставить в день голосования.
Я считаю, и это показывает опыт, что грубейшим нарушением избирательной кампании является и вмешательство политических структур других государств в наш процесс.