С пятого по одиннадцатое марта в Армении проходили тренинг-семинары по обучению правам человека, истории развития правозащитного движения и практике применения международных норм права. Принимающей организацией со стороны Армении был Фонд «Социально-культурная инновационная лаборатория» (директор Ованес Ованисян).
От Южной Осетии в этом мероприятии участвовало три человека, семь человек из Абхазии, двое из Грузии, один из Нагорного Карабаха и двое из Армении. Программа предполагала множество встреч, в частности с представителями оппозиционного движения Армении, а так же с экспертами и представителями прогосударственных структур. Семинар проводился при финансовой поддержке Национального фонда поддержки демократии (NED, США).
О цели поездки.
Лично я не верю в правоприменительную практику международных норм прав человека по Южной Осетии. Мне не понятно, как гражданин РЮО сможет отстаивать свои права в международных структурах. Но, в любом случае, это было полезно. Меня больше интересовало происходящее на Южном Кавказе, и в первую очередь в Армении и Грузии. Какие новые тенденции есть в этих странах, какими они видят свое будущее и как видят нас, Республику Южную Осетию и видят ли вообще?
Первое, что хотелось бы отметить, это изменение подходов к решению проблем на Южном Кавказа извне. Второе, нами, Южной Осетией, начали интересоваться международные организации. И если раньше мы были для них неким недоразумением, то сегодня все интересовались происходящим у нас, нашей экономикой, политическими предпочтениями общества, ощущениями общества после признания нашей независимости Россией, нашим видением осетино-грузинских взаимоотношений, перспективами взаимоотношений с Россией, особенно в цвете грузино-российского «потепления». После смены режима в Грузии, на Южном Кавказе происходит активное просматривание внутрирегиональных взаимоотношений.
Это, в первую очередь, будет видно по новым коммуникационным проектам, возможность сквозного железнодорожного сообщения Армения-Грузия-Абхазия-Россия, так же возможность транспортного сообщения через Южную Осетию, так же возможность транзита газа через Южную Осетию на Грузию, Армению, возможно, Турцию. Эти коммуникационные проекты требуют новых подходов к решению конфликтов и нового формата взаимоотношений между сторонами конфликта, Грузией, Южной Осетией, Абхазией и Россией. Я сейчас не буду касаться проблем Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана, скажу одно: осуществление и начало функционирования новых транспортных коридоров, заметно снизят напряженность в этом конфликте и выровняют ситуацию.
Что же делать нам в этой быстро меняющейся ситуации? На фоне «потеплений» о нас или не говорят или у нас негатив, с Россией — это стагнация в программе социально-экономического развития РЮО, проблема с пересечением югоосетино-российской границы грузов с продуктами питания, ГСМ и другими жизненно необходимыми товарами, проблема во взаимоотношениях с Северной Осетией. Более года не подписывается межправительственное соглашение, нет ни одного совместного экономического проекта. Так же нет ни культурных, ни научных, ни общественных совместных мероприятий. Я уже не говорю о СКФО, руководитель которого, господин Хлопонин, является по совместительству сопредседателем югоосетино-российской межправительственной комиссии и вице-премьером Правительства РФ. С Грузией в рамках то СКК, то Женевских дискуссий мы не понятно о чем говорим уже 20 лет. Непонятно потому, что было в 2004 году и в 2008 году. Южный Кавказ в ближайшие 20-25 лет будет играть важную роль в новом геополитическом переделе интересов в связи с растущей мощью Китая, угрозой Ирана, внешними и внутренними проблемами Турции и интересами России как регионального, так и мирового игрока в регионе. Территория Грузии очень выгодна географически, как транзит, транзит всего. Если посмотреть на карту, то мы увидим, что Южная Осетия вклинивается в центр всех важнейших коммуникаций, проходящих по территории Грузии, начиная с дорог и заканчивая трубопроводами и ЛЭП, наша юго-восточная граница расположена в 25 километрах от столицы Грузии — города Тбилиси. По территории двух частей Осетии проходят дороги через главный кавказский хребет.
Учитывая все вышеизложенное, Южной Осетии надо активизировать интеграционные процессы с Северной Осетией, заняться государственным строительством и внутриполитическими реформами, о которых много говорилось. Это надо для того, чтобы соответствовать и адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию в регионе.