С чем Южная Осетия вступает в 2014 год? Во внутренней политике, это конечно же выборы. Первое заявление не заставило себя долго ждать. Партия «Единая Осетия» вышла с инициативой проведения референдума об объединении двух Осетий в составе РФ. К этому заявлению можно относиться как угодно, соглашаться с ним или критиковать его, но это на сегодняшний день единственный посыл обществу и руководству РЮО, сформулированный и систематизированный, положенный на бумагу и опубликованный. Все остальные политические движения группируются или перегруппировываются. Ждут указаний сверху или пытаются быть для кураторов теми единственными, кто решит проблему с законодательной властью.
В сфере восстановления новый куратор РЮО Сурков В.Ю. четко сформулировал задачу — 2014 год — это код окончания периода восстановления. В 2015 году РЮО должна перейти к экономическому развитию. Под это в Республику был приглашен новый генподрядчик из Татарстана. В этой связи исполнительная власть и ее органы на местах получают новую функциональную нагрузку — содействие работе генподрядчика. Это при том, что все подряды 2014 года уже распределены между местными строительными организациями. И распределением этим занималось правительство.
В сфере кадровой политики. В 2014 год РЮО вошла без министра экономики, которая как-то не по регламенту ушла. Так же с 2013 на 2014 год перешли не прекращающиеся разговоры о возможной отставке правительства и каких-то глобальных кадровых переменах, на которых, по этим же разговорам, настаивает РФ. Это все конечно разговоры и домыслы, но то, что исполнительная власть РЮО нуждается остро в смене кадров, ренессанс которых мы наблюдали, это факт. Яркий пример этому демарш министра экономики, руководителя сферы деятельности, на которую возложена основная нагрузка 2015 года и работа над которой должна вестись в этом году. Как в прошлом году, так и в начале этого года в кадровой политике продолжается муссирование мифа об отсутствии кадров в РЮО, что далеко от истины. Первое, что хочется в этой связи сказать — свои кадры надо воспитывать, второе — кадровый потенциал РЮО и на сегодняшний день достаточно высок, но не безграничен. Сегодняшняя внутренняя политика, которая является продолжением внутренней политики предыдущего руководства, как времен Президента Кокойты, так и Президента Чибирова, ведет к оттоку населения.
Экономические перспективы, связанные с ратификацией торгового соглашения между РФ и РЮО, казалось должны быть неплохие. Но уход министра экономики, невнятная кадровая политика, отсутствие систематизированного государственного управления, правовой вакуум и низкий управленческий потенциал большинства чиновников РЮО делает эти договоренности бесполезными, так как не ведут к появлению Юго-Осетинского товара как предмета торговли с РФ.
Так же не могу не сказать о заявлении Президента РЮО о том, что Южная Осетия должна содействовать РФ в безопасном проведении Олимпиады в Сочи. С этого заявления хочется перейти к внешним реалиям и вызовам 2014 года.
Наверное самое важное — это взаимоотношения с РФ. С начала 2013 года у РФ появился старый новый экономический партнер, это Грузия. Без восстановления дипотношений на Российском рынке появились товары, произведенные в Грузии — вино, «Боржоми» , сельхозпродукция. В конце 2013 года облегчённым визовым режимом с РФ стали пользоваться грузинские перевозчики. На этом фоне Грузия в 2013 парафирует соглашения с ЕС и планирует их подписание летом 2014 года. В центре всех этих событий, как географически, политически еще и инфраструктурно, оказывается Южная Осетия со всеми своими нерешенными внутренними проблемами и «новой» политикой Грузии в отношении РЮО и Абхазии. Думаю к лету этого года РЮО, получив новый Парламент, получит и нового соседа в лице ассоциированной с ЕС Грузией со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а это возможное открытие границ со стороны Грузии, легальное хождение паспортов РЮО в Грузии как внутреннего документа, возможную отмену закона об оккупированных территориях, что даст возможность международным организациям напрямую, не через Грузию, въезжать в РЮО и работать в РЮО. Это так же несет с собой возможное включение РЮО в такие Европейские программы как «Восточное партнёрство», так же активизируется социальное давление со стороны Грузии — это возможность получения бесплатной высококвалифицированной медицинской помощи, возможность получения образования в Европе. И для этого не надо будет становиться гражданином Грузии или получать так называемый нейтральный паспорт.
Для чего это нужно Грузии? Первое и самое главное — это безопасность, географическая близость к столице — 30 километров с территории Леингорского района. Второе — близость основных коммуникаций — это дорога соединяющая порты Грузии со столицей, так же трубопроводы, два транзитных нефтепровода и один газопровод, участок которого проходит по территории Ленингорского района. И конечно же, Российское военное присутствие. Исходя из этого Грузии и ЕС надо в авральном порядке решать проблему РЮО. И эта проблема становиться первостепенной, так как тормозит дальнейшую интеграцию Грузии в Европейские и Евроатлантические структуры. России же евроинтеграция Грузии несет проблемы с интеграцией Армении в ТС, что может перерасти в потерю влияния РФ на Южный Кавказ.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить следующее: РЮО в 2014 году надо создавать или реформировать структуру управления государством, что должно привести к обновлению кадров, так как сегодняшний кадровый состав в большинстве своем показал свою недееспособность; необходимо разграничение полномочий и деполитизация органов исполнительной власти. Целевые программы в сферах Здравоохранения, Образования, Науки и Культуры, ЖКХ важны как никогда. В экономике нужно четкое понимание, того что мы строим, что важнее в экономической сфере — торговля, сельское хозяйство или становление промышленности? Это вопросы к нашему министерству экономики и Председателю правительства.
Обществу надо дать четкий посыл — в каком направлении мы идем — строим ли мы свое Государство, или идем в состав РФ путем объединения Осетии? РФ нужно больше работать с общественностью РЮО путем выявления и становления новой молодой политической элиты. Эта работа должна вестись внутри РЮО. Одновременно провести парламентские выборы без скандалов в спокойной рабочей атмосфере.
Алан Джуссоев.