Осетины исторически ориентировались на своего северного соседа. Эльбрус Каргиев

Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Южная Осетия.

Прошло два года со дня признания Россией Эльбрус Каргиев: Осетины исторически ориентировались на своего северного соседа. Почти полтора года здесь работает ваше Посольство. Как вы прокомментируете эти прошедшие два года? Что изменилось?

Драматические события августа 2008 года потрясли всех нас, и до сих пор скорбь и печаль не покидают наши сердца. Тогда, перечеркнув почти 17 лет трудов в форме международных переговоров, а это были политические, не силовые методы с участием ОБСЕ, России, Грузии в формате СКК, которая весьма плодотворно работала по нашей оценке, службу миротворцев, режим Саакашвили принял преступное и безответственное решение и развязал войну. В итоге мы получили жертвы, были убиты сотни женщин, детей, стариков, россиян. Оправдания этим преступлениям тбилисского режима нет, и не может быть. Далее последовало вполне естественное решение президента России. Дмитрий Медведев распорядился ввести войска в Южную Осетию и на прилегающую часть территории Грузии. Это решение с правовой точки зрения полностью соответствует статье 51 устава ООН, закрепляющем право на самооборону любого государства. Оно и с моральной точки зрения было совершенно оправдано. Россия выполнила свой нравственный долг перед народом Южной Осетии, и можно с уверенностью сказать, что спасла его от физического уничтожения. Как вы знаете, 26 августа президент России в развитие нашей линии отношений с Южной Осетией и Абхазией подписал Указ о признании Южной Осетии суверенным независимым государством, а 17 сентября в Кремле президенты двух стран подписали большой Договор о дружбе сотрудничестве и взаимопомощи между нашими государствами.

С тех пор сделано много, и я как дипломат хотел бы отметить то, что создается полноценная договорно-правовая база. Свыше 30 соглашений уже подписано, и примерно столько же находится в работе. В подготовке этих документов участвуют десятки российских министерств и ведомств и их партнеры в Южной Осетии. Это хорошая школа и практика для специалистов Южной Осетии.

В качестве итогов двух лет работы можно сказать, что сегодня мы с вами констатируем, что в Южной Осети формируется суверенное демократическое правовое государство, как это записано в статье 1 Конституции Южной Осетии. Я не случайно упомянул Конституцию. Мы имеем Основной Закон, по которому живет страна, имеются все атрибуты власти для демократического государства — президент, являющийся главой государств и главой исполнительной власти, парламент, весьма полезно и эффективно функционирующий, правительство и судебные органы. Я употребляю слово «формируется», поскольку Южная Осетия находится в процессе развития, и это для такого небольшого срока, как два года вполне понятно.

27 апреля 2009 года в соответствии с Соглашением, подписанным между МИД РЮО и РФ, здесь приступило к работе Посольство России. Мы все своей деятельность стараемся внести вклад в развитие деловых, политических, дружеских отношений между нашими странами во всех сферах.

Ваша оценка перспектив развития российско-югоосетинских отношений.

Хотелось бы, прежде всего, сказать несколько слов о перспективах развития самой Южной Осетии как государства. Нет никаких сомнений в том, что здесь создается демократическое правовое общество. Есть власть, формируется гражданское общество, политические партии, неправительственные организации, различные институты. Существенной проблемой, от которой зависит существование Республики, является проблема возрождения экономики республики. Может ли Республика быть самодостаточной? Ответить на этот вопрос нужно с учетом двух обстоятельств. Первое, имеется ли ресурсный потенциал. Практика многих десятилетий существования Южной Осетии, в том числе и в советский период, показывает, что здесь прекрасные условия для развития аграрного сектора. В советский период здесь было сконцентрировано большое количество крупного и мелкого рогатого скота, молочной продукции, плодовые, садово-ягодные культуры. Решается вопрос восстановления работы квайсинского рудника, ведутся изучения на предмет определения промышленных запасов свинцовых и цинковых руд. Безусловно, в авангарде этой работы будет строительная индустрия, поскольку вся Республика сейчас напоминает сегодня стройку. Большие перспективы имеет курортный, туристический сектор.

Вторая сторона проблемы – это кадровый потенциал. Население Республики имеет богатые традиции, навыки, опыт работы с землей. К сожалению, последние 20 лет в силу известных обстоятельств во многом эти навыки растеряны. Подрастающее поколение не сумело перенять эстафету. Но, вместе с тем, жизнь показывает, что традиции все-таки живы, и сегодня надо активно включиться в работу по подъему экономики. Ожидать, что в ближайшее время здесь появятся высокотехнологичные предприятия, нам не следует. Надо ориентироваться на ту нишу, которую Республика может занять, имея в десятках километров отсюда такой объемный рынок сбыта, как Россия, которая всегда будет нуждаться в продукции сельского хозяйства. Тем более с такой благодатной территории, какой является Южная Осетия.

Конечно, кадровый потенциал, это система подготовки соответствующих специалистов. Нужно укреплять и университет, развивать базу. Создать здесь многопрофильную систему высшего образования будет сложно с учетом небольшого количества населения. Россия по-прежнему готова ежегодно содействовать Республике в подготовке кадров необходимой квалификации и специальностей по всем направлениям. Особое внимание нужно уделить подготовке кадров среднего звена. Это именно та категория, отсутствие которой препятствует задействованию местных ресурсов в проектах, которые реализуются на территории Республики.

На референдуме народ Южной Осетии определил свое будущее в качестве суверенного государства. Отношения между нашими государствами строятся на основе тех традиций, которые веками сложились между русским и осетинским народами. Осетины исторически ориентировались на своего северного соседа. Многолетняя практика показала, что ни та, ни другая сторона не давали повода усомниться в добросердечности, добропорядочности, дружеском характере отношений между двумя странами. Сегодня Россия не стоит в стороне, и всеми средствами оказывает многостороннее содействие Южной Осетии в ее развитии. Создание правовой базы формализует наше сотрудничество, позволяет гражданам Южной Осетии иметь на территории России практически те же права, сближаются наше экономическое, налоговое, финансовое законодательство. Это существенно упрощает работу и взаимодействие наших хозяйственных и экономических структур. Одним слово можно сказать, что эта работа наращивается, активизируется и имеет хорошие перспективы.

Что касается политических отношений, они всегда были безоблачны. Мы знаем, что в Южной Осетии никто и никогда не позволит себе ничего антироссийского. И Россия убеждена в том, что имеет на юге такого надежного политического, военного союзника, какой является Южная Осетия.

В ходе визита в Южную Осетию первого заместителя председателя правительства России Игоря Шувалова было озвучено, что в 2010 году процесс восстановления завершается и начинается процесс подъема экономики. Как вы это прокомментируете?

Надо отметить, что Россия последние годы во взаимодействии с органами государственной власти Южной Осетии участвует во всех экономических, социальных процессах, которые здесь происходят, оказывает помощь. Ежегодно более трех миллиардов рублей Россия направляет в бюджет Южной Осетии для содержания государственного аппарата, бюджетной части расходов. Кроме того, сразу после августовской агрессии была выделена сумма в 10 миллиардов рублей на восстановительные работы в социальной, коммунальной сферах. В ходе этой работы осуществляются контакты между соответствующими структурами, сюда приезжают представители Счетной Палаты, ведется контроль.

В ходе поездки в Южную Осетию первого заместителя председателя правительства России Игоря Шувалова с делегацией, в которую вошли представители всех ведомств, удалось обсудить и выяснить, где идет нестыковка во взаимодействии. А также обговорить позитивное решение этих проблем. Завершая рабочее совещание, Игорь Шувалов обратил внимание на две принципиально важные вещи, на которые мы должны ориентироваться в ближайшем будущем. Прежде всего, в 2010 году мы завершаем программу социального развития Южной Осетии. Речь идет о том, что все объекты бытовой и социальной сферы в соответствии с комплексным планом восстановления Южной Осетии должны быть завершены. И на этом тема восстановления разрушенных войной объектов за счет российских средств будет закрыта.

С 2011 года Россия начинает отдельно от тех средств, которые поступают в бюджет, финансировать здесь работы по созданию и возрождению экономики.

Наша главная задача, прежде всего, восстановить коммуникации. Это газ, энергоснабжение, водоснабжение, дороги. То, что является основой для создания бизнеса. Любой инвестор всегда задает вопрос, какова система коммуникаций. Параллельно с этим будут строиться и промышленные предприятия. Преимущество отдается аграрной сфере, строительной индустрии.

Такова перспектива на ближайшие годы. Хотел бы отметить, что по мере появления здесь собственной промышленности и экономики, когда мы почувствуем, что Южная Осетия может самостоятельно содержать экономику, мы будем переходить на кредитную форму взаимоотношений в финансовой сфере.

А ближайшие десятилетия мы с вами станем свидетелями того, что здесь будет процветающее, самодостаточное государство.