1989 год вошел в историю Южной Осетии как год усиления антиосетинской политики Грузии, вылившейся в начало открытого её неприятия.
В течение всего года национал — шовинистские силы Грузии готовили общество к конкретным шагам, направленным против южных осетин. Итог: 23 ноября — начало войны Грузии против Южной Осетии.
Война эта началась не с обстрелов, сперва была попытка морального подавления. Но глубина ненависти, форм, риторики, оказалась беспрецедентна.
Мы решили вспомнить, что происходило в 1989 году, как развивались события. Предлагаем неполную хронику 1989 года.
Апрель — в грузинской газете публикуют письмо Алана Чочиева, лидера «Адамон Ныхас», к абхазам. Его перепечатывают из абхазской газеты. И смысл этого, разжигание антиосетинских настроений, так как письмо содержало характеристику ситуации, выражало солидарность абхазам в их борьбе за национальную независимость.
26 мая — митинг в с. Тамарашен антиосетинской направленности. Официальной реакции руководства ЮОАО не было.
Май—июнь—июль — грузинские СМИ усилили антиосетинскую тематику. Фальсификация истории, прямая ложь, оскорбительные выпады — все это стало обязательным для ВСЕХ грузинских СМИ. Шла целенаправленная обработка грузинского населения Южной Осетии, им вдалбливалась мысль о якобы не равном положении грузин в автономии, дискриминации грузинского языка и т.д. Создавалось мнение о якобы существующих проблемах «коренного» грузинского населения.
В авангарде антиосетинских действий стоял Звиад Гамсахурдиа.
Сентябрь — Звиад Гамсахурдиа провел митинг в с. Еред, где заявил: «Мы должны вымести осетин грузинской метлой через Рокский тоннель». Там же начали сбор подписей по отмене автономии.
20 сентября — опубликовали проекты законов грузинского ССР: «Об изменениях и дополнениях конституции ГССР», «Закон о выборах народных депутатов грузинского ССР», и т.д. Здесь, права осетин были серьезно ущемлены ( в части изменение границ её территории, районного деления, отсутствие права на законодательные инициативы, на права вето и т.д.)
26 сентября — Юго-осетинский совет народных депутатов создал комиссию по выработке своих предложений в Конституции ГССР. Они были отклонены ВС. ГССР.
10 ноября — сессия Юго — осетинского совета народных депутатов приняла решение о преобразовании Юго — осетинской автономной области в Юго — осетинскую автономную республику.
16 ноября — ВС Грузии отменил решение сессии Юго — осетинского областного совета. На заседании ВС Грузии из Южной Осетии никого не пригласили.
19 ноября — в Тбилиси выехала делегация Цхинвала, с целью предотвращения похода на Цхинвал. Безрезультатно.
21 ноября — состоялась встреча в Юго — осетинском обкоме партии представителей научной интеллигенции Грузии и Южной Осетии. На ней присутствовал министр МВД Грузии генерал Горгодзе, который заверил, что митингующие в город не зайдут.
22 ноября — в грузинских СМИ опубликовано обращение З. Гамсахурдиа, И. Церетели, И. Батиашвили, где содержался призыв к участию в митинге в г. Цхинвал. Объявлялся сбор по всей Грузии.
23 ноября — колонна «борцов» за независимость Грузии двинулось к Цхинвалу. По разным оценкам их было от 30 до 50 тысяч. Среди них были вооруженные боевики из «Легиона грузинских соколов.
Началось противостояние, продолжающееся 27 часов. Грузинским «демократам» пришлось повернуть обратно. В город их не пустили простые граждане, перекрыв собой дороги.
После ухода, грузинская агрессия продолжалась уже в других формах.
Началась блокада Цхинвала. В результате территориальных акций погибло 36 человек, 60 получили огнестрельные ранения.
Грузинские бандформирования бесчинствовали на всех дорогах, проходящих через грузинские села.
З. Гамсахурдиа в интервью заявил: «Да, этот поход был организован мною, мы хотели убедить осетин смириться. Осетины испугались, и это вполне логично. Осетины необразованные и дикие люди. Умелые люди ими легко могут управлять».
Другой лидер грузинских «демократов» Гия Чантурия писал: «Мы должны были ехать воевать. Когда объявляют войну, то не говорят об этом вслух».