Руководство Южной Осетии заявило о намерении провести референдум о вхождении в состав России уже в ближайшее время. Очередной подобный сигнал из Цхинвала вызван внутренней конкуренцией в республике — претензиями окружения президента Тибилова и его оппонентов на роль главных интеграторов. Но насколько изменение статуса Южной Осетии необходимо и своевременно для России?
«Мы уже обсуждаем сроки. Какую-то конкретную дату пока назвать нельзя. Но это произойдет уже в недалеком будущем, планируем до августа», — цитирует ТАСС заявление, которое сделал в понедельник президент частично признанной Республики Южная Осетия Леонид Тибилов.
Он пояснил, что речь идет о внесении изменений в конституцию республики, что позволит в будущем обратиться с просьбой о вхождении в состав России. При этом Цхинвал не ждет, что Москва сразу отреагирует на результаты референдума. «В настоящее время, исходя из ситуации в мире, мы бы не хотели подвергать серьезным политическим рискам нашего стратегического партнера в лице России. Соответственно, мы пришли к выводу, что нам нужно внести изменения в действующую конституцию, в ее 10-ю статью», — заявил Тибилов.
Упомянутая им статья республиканской конституции (принятой в 2001 году) гласит: «Республика Южная Осетия вправе вступать в союз с другими государствами и передавать органам союза осуществление части своих полномочий». Тибилов практически дословно повторил свое заявление, сделанное им 4 апреля.
А собственно об идее властей республики провести плебисцит о вхождении в состав России стало известно в октябре прошлого года, когда Тибилов заявил о таком намерении в ходе встречи с помощником российского президента Владиславом Сурковым. 21 марта Тибилов в интервью изданию «Коммерсант» также рассказал о том, что южноосетинский народ ожидает вхождения в состав России.
Тибилов также напомнил, что в 1992 году в республике уже проходил референдум о вхождении, на котором за присоединение к России высказалось большинство населения.
Одновременно с этим Цхинвал указывает на грузинскую угрозу — президент РЮО недавно заявлял, что при нынешних условиях не исключено, что Грузия может вынашивать намерения силовым путем решать свои государственные задачи. В Тбилиси рассматривают Южную Осетию и Абхазию как грузинские территории, «оккупированные Россией».
«Здесь та же коллизия, что и с Крымом. У меня нет никакого сомнения в исходе этого референдума, — заявил газете ВЗГЛЯД директор Института стран СНГ Константин Затулин. — Воссоединяясь с Россией, Южная Осетия воссоединяется с Северной Осетией и таким образом снимает тему разделенности для осетинского народа».
Особый статус отношений российской Республики Северная Осетия и суверенной Южной Осетии прописан и в конституции РЮО. Южная Осетия «строит свои отношения с Республикой Северная Осетия — Алания на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономической и культурной интеграции» — гласит ст. 8 Основного закона.
Главный вопрос — насколько вопрос о вхождении Южной Осетии в состав России ко времени и к месту для самой России, отмечает Затулин. «Грузия, кто бы ее ни возглавлял, безусловно, противник такого решения. Это будет поводом для активизации антироссийских сил в Грузии, и не только в ней», — констатировал собеседник. По его мнению, все, кто не приемлет признание Южной Осетии, Абхазии, прежде всего страны Запада, будут использовать это как очередное доказательство агрессивности России и прочих обвинений.
Эксперт напомнил, что в Грузии в октябре нынешнего года пройдут парламентские выборы, где «сторонники Саакашвили попытаются взять реванш у «Грузинской мечты». Он пояснил, что правящая коалиция «Грузинская мечта» начала распадаться, одно из самых крупных политических объединений Грузии — Республиканская партия — уже заявила о выходе из коалиции. Таким образом, в Грузии наметился «переломный момент либо в одну, либо в другую сторону», указал собеседник.
Конкуренция за популярность
При этом «вечно этот вопрос висеть не должен и не может, Южная Осетия давным-давно желает войти в состав России, и рано или поздно этот вопрос будет решен, — указал Затулин. — Вопрос, надо ли это делать сейчас, или отнести его на будущее». Затулин пояснил, что серьезных препятствий в том, чтобы помогать Южной Осетии, сейчас нет.
«Вопрос о референдуме ставится прежде всего по внутриполитическим обстоятельствам, поскольку южноосетинские политики конкурируют за популярность у населения, а решение о проведении референдума сразу добавляет эту популярность тем, кто его инициировал», — подчеркивает Затулин.
Похоже, что такого рода конкуренция за роль локомотива интеграции с Россией — устойчивый тренд в политике республики. Как отмечал в январе 2015 года обозреватель газеты ВЗГЛЯД Евгений Крутиков, на тот момент отмечался пик противостояния политических группировок, лоббирующих разные «проекты» нового союзного договора с Россией. В частности, партия «Единая Осетия» (располагающая самой большой фракцией в парламенте нынешнего созыва, избранном в июне 2014 года) и ее лидер Анатолий Бибилов обещали избирателям реализовать программу «5 шагов в Россию» — которую наблюдатели оценивали как малореализуемую.
Конфликт перешел в открытую фазу после заявления парламента, что депутаты забаллотируют тот вариант, который предлагает окружение президента Леонида Тибилова. При этом конкурирующие силы явно выдавали желаемое за действительное, поскольку Москва ничего не знала ни о каких объединительных договорах.
«При всем уважении к политикам Южной Осетии надо понимать, что есть более высокие интересы России, которая помогает Южной Осетии во всем и при этом рассчитывает на то, что Южная Осетия тоже будет помогать, а не осложнять сегодняшние обстоятельства России», — отмечает Константин Затулин.
Следует напомнить, как развивается не гипотетическое, а реальное взаимодействие Москвы и Цхинвала.
В марте 2015 года президенты России и Южной Осетии Владимир Путин и Леонид Тибилов подписали важный договор о сотрудничестве и интеграции. Договор предусматривает формирование единого пространства обороны и безопасности, свободное пересечение госграницы и другие интеграционные процессы.
Пока что идет процесс не слияния, а разграничения — 5 апреля парламент Южной Осетии ратифицировал договор с Россией о государственной границе, уточняющий демаркацию пограничной линии.
Ранее, 30 июня 2015 года, президент Путин подписал закон о ратификации договора о сотрудничестве и интеграции с Южной Осетией. На реализацию договора был выделен 1 млрд рублей из бюджета России на нынешний год. В ноябре 2015 года Россия заключила договор о стратегическом партнерстве и с Абхазией.
Помимо России, независимость Южной Осетии после войны 2008 года признали еще четыре государства — члена ООН: Венесуэла, Никарагуа и два островных тихоокеанских государства — Науру и Вануату.
Таким образом, с точки зрения международного права РЮО, как и Абхазия, считается частично признанным государством (в отличие, например, от Приднестровья и Нагорного Карабаха, не признанных ни одним государством — членом ООН).