Выступление Дины Алборовой на Стамбульской встрече
По непонятным причинам, а может и по и понятным, Стамбульская встреча в рамках проекта «Точка зрения», вызвала особый интерес. Толком не разобравшись, ее критикуют все, от Президента до тех, которые в Республике давно не живут. В принципе, может, и надо критиковать, но делать это в какой-то другой форме, а не в категорическом приклеивании ярлыков.
Ниже мы предлагаем одно из выступлений. Честно говоря, мы не увидели в нем ничего криминального, хотя и не совсем согласны с позицией автора.
В настоящем, ситуация как в Южной Осетии, так и в Грузии меняется. Меняется ее внутренняя ситуация: С 1989 года, Южная Осетия прошла огромный путь своего физического и этнокультурного выживания. После 26 августа, признания независимости Южной Осетии Российской Федерацией, а вслед за ней и ряда других стран, Южная Осетия вступила в свою новую фазу развития. К сожалению, в этих условиях власть не смогла справиться с поставленными задачами и не справилась с новыми вызовами, с которыми она столкнулась на этом этапе: в области восстановления, в вопросах государственного строительства, в вопросах укрепления институтов гражданского общества, в вопросах взаимоотношений общества и власти и т.д. Результатом этого были массовые недовольства, перешедшие в открытую форму протеста в ноябре-декабре 2011 года. В результате повторных выборов к власти пришла политическая элита времен Людвига Чибирова, перед которой стоят как очень сложные новые задачи в области внутренней и внешней политики, так и огромные проблемы, оставленные в наследство от предыдущей власти. К сожалению, сегодня мы пока еще далеки от таких понятий как правовое государство, реальная демократия, развитые и влиятельные институты гражданского общества.
20 лет, живя в режиме чрезвычайной ситуации, вместо того, чтобы строить правовое государство, развиваться, народ Южной Осетии боролся за свое выживание. Впервые вопросы внешней безопасности (имеется ввиду повторение военной агрессии со стороны Грузии) благодаря гаранту безопасности Южной Осетии России, отошли на задний план, и на первый план выдвинулись социально-экономические и правовые вопросы, что стимулирует процесс становления и развития демократических институтов. Общество становится активным, оно хочет влиять на органы принятия решений, и это отражается, в частности, в таком явлении, как массовое возникновение политических партий. За последние пол года около 14 политических партий изъявили желание зарегистрироваться и включиться в политическую жизнь Южной Осетии. Для Южной Осетии, с небольшой численностью населения, это очень большое количество. В Южной Осетии внимательно отслеживали и отслеживают ситуацию в Грузии, и в первую очередь недавние выборы в Парламент и смену власти. Конечно есть множество вопросов, которые возникают перед нами, но единственное чего нет — это иллюзий по поводу коренных сдвигов в лучшую сторону в области взаимоотношений между Грузией и Южной Осетией. Практика показала, что каждая новая власть в Грузии оборачивается кровавым режимом для южных осетин, начиная с Гамсахурдия, продолжая Шеварнадзе, хотя с периодом его правления связан период относительного мира, но 1992 – самые кровопролитные и трагические события – Зарская трагедия были при его правлении, и заканчивая Саакашвили. Хотелось бы напомнить, что с победой революции роз в 2004 г., Михаил Саакашвили громогласно объявил, что он протягивает руку дружбы осетинам и абхазам и выстроит такую привлекательную Грузию, что Южная Осетия и Абхазия сами захотят жить с Грузией в едином государстве. Примерно такие же заявления мы слышим и сейчас от новых «мечтателей», что для осетин с одной стороны не ново, и очень настораживает с другой стороны (в смысле дежавю).
«Мечтатели» не намерены убирать термин «оккупированная территория», хотя в одноименном законе будут существенные смягчения. Но если даже будут пересмотрены некоторые статьи закона «об оккупированных территорий», это не будет иметь осязаемого эффекта для решения ключевых разногласий с Цхинвалом и Сухумом.
2 октября на пресс-конференции Иванишвили заявил, что стратегией его команды «является стремление в Европу, в плане безопасности — членство в НАТО, восстановление территориальной целостности Грузии», и, по его словам, «эта стратегия неизменна». Вопрос статуса надо отложить на неопределенное время и говорить об экономических, социальных, культурных аспектах. «Все кроме независимости». Грузинская сторона не готова и не хочет обсуждать статус Южной Осетии. Для Южной Осетии обсуждать статус нет никакой необходимости, т.к. он подтвержден неединожды волеизъявлением народа и вследствие ее признанности со стороны ряда государств.. Причем, надо заметить, что Иванишвили уважает выбор своего народа, когда говорит «Членство Грузии в НАТО — это решение народа Грузии, и по этому вопросу в стране состоялся плебисцит (в январе 2008 года за членство страны в НАТО высказались 77% участников плебисцита), и мое отношение такое же», и с другой стороны получается не уважает результаты плебисцита в ЮО.
Лидер «Грузинской мечты» и его команда заявляют, что они будут вести прямые переговоры с осетинской стороной, будут налаживать отношения и восстанавливать доверие между осетинами и грузинами и готовы подписать договор о неприменении силы. Вопрос: с кем Иванишвили намерен подписать мирный договор? С лидером оккупированной территории, с представителем цхинвальского региона, с лидером бывшей Юго-осетинской автономной области? Или придумаю новое название?
Каким образом новые власти намерены восстанавливать территориальную целостность? Южная Осетия не хочет более совместного проживания с Грузией. Она выбрала себе другой путь. Выросло целое поколение, у которого нет опыта совместного проживания, а есть негативный опыт взаимодействия. Юго-осетинская и Абхазская стороны заявляют о том, что «Каких-либо переговоров о судьбе Абхазии и Южной Осетии мы с Грузией, как и ни с кем другим, вести не будет, т.к. судьба этих республик была решена их народами, высказавшимися за независимость… «Мы будет разговаривать с теми, кто пришел и придет к власти, только на равных. Если грузинская мечта заключается в том, чтобы вернуть Абхазию – это иллюзорная мечта». заявил лидер Абхазии Александр Анкваб 8-го октября.
В последнее время снова в грузинском обществе поднимается вопрос о реанимации эргнетского рынка, как миротворческого фактора во взаимоотношениях. Якобы в свое время этот рынок примирил два народа. Это абсолютная утопия. Никакого примирения там не случилась. Он дал возможность экономически выжить небольшой части осетин и грузин, преимущественно тех, кто жил неподалеку от этого места. И был он закрыт под соусом борьбы с контрабандой. Этот рынок не приносил дохода ни в бюджет Южной Осетии, ни в бюджет Грузии. Его крышевала небольшая группа осетин и грузин, которая лично обогащалась. Создавая заново этот рынок, возникает множество и все они из плоскости правовой. Под какими законами и под чьей юрисдикцией он будет работать, что с налогами? Ответов пока нет.
Грузино-осетинские взаимоотношения зависят и от внешних факторов (РФ, США, ЕС, НАТО)
Восстановление отношений с Россией «является одной из главных целей для Грузии. Мы готовы сделать все возможное, чтобы добиться этого», заявил премьер-министр Бидзина Иванишвили в интервью CNN., С другой стороны: «Говорить о восстановлении дипломатических отношений со страной, которая завоевала 20% территорий Грузии, пока невозможно, и мы этот вопрос не рассматриваем», – заявила Панджикидзе 10-го октября. Скорее всего, на этом этапе можно говорить о восстановлении культурных, экономических и транспортных связях и по этим вопросам Грузия открыта для переговорах. Но в плане территориальной целостности страны новое руководство Грузии не пойдет на компромисс. «Никаких уступок не будет, ни пяди грузинской земли», – отметила Панджикидзе.
«Россия определила свою позицию, признав их независимость, поскольку в конце августа 2008 года стало очевидно, что это единственный путь обеспечить безопасность Южной Осетии и Абхазии, а возможно, даже выживание народов этих двух стран», – заявил министр иностранных дел России г-н Лавров 9-го октября. Основной документ, заложивший основы для сотрудничества Южной Осетии и Грузии Договор о дружбе и сотрудничества, взаимной помощи между РФ и РЮО. На его основе формируется вся нормативно-правовая база сотрудничества, в том числе в транспортной сфере. В рамках официального визита на днях в РФ был подписано »Соглашение о международном автомобильном сообщении», что рассматривается как очень важная составляющая для транспортного сотрудничества между Россией и Южной Осетией.
Во внешней политике приоритетным для Грузии останется западный интеграционный вектор – ЕС и НАТО. Иванишвили обещал продолжить участие в операции в Афганистане, назвав эту миссию важной. «Отношения с главным союзником Грузии – США – продолжатся на основе положений известной Хартии стратегического партнерства», – заявил он. Г-н Гогелиани предположил, что в области нормализации отношений с Россией, прорыв возможен в том случае, если новое руководство Грузии сможет убедить Москву: евроатлантические стремления Грузии не подразумевают угрозу России. «Это будет очень сложно, так как у России абсолютно твердая позиция по данному поводу, но все зависит от дипломатических навыков команды Иванишвили, хотя с точностью можно сказать, что процесс будет очень сложным и долгим. «Грузинская мечта» заявляет о урегулирование отношений с Россией – при этом не изменяя курс Грузии, направленный на интеграцию страны в евроатлантические структуры. Представители партии Саакашвили не раз ставили под вопрос данное утверждение, заявляя, что подобный сценарий невозможен из-за несовместимости со стратегическими целями России, направленными против расширения НАТО на восток.
Не надо забывать, что партия Саакашвили набрала боле 40% голосов в Парламент, тем более что еще не было президентских выборов и пока он является Президентом. Это означает, что действия «Грузинской мечты» будут скрупулезно отслеживаться и то, что эта партия как и сам Иванишвили будет делать в отношении установления связей с Россией будут преподноситься как сдача интересов Грузии. Поэтому думаю, что в этом плане у нового правительства руки связаны. Общество на эту тему легко накрутить, т.к. как считают многие эксперты »пророссийских» политиков в Грузии нет, а Иванишвили будут постоянно припоминать его связи с российским бизнесом.
Создается впечатление, что нет в Грузии четких ответов на все эти вопросы. Так что говорить на сегодняшний день о каких то перспективах в отношениях рано. Южной Осетии еще не поступало никаких конкретных предложений. Общество слышит только заявления обоих сторон, которые как обычно взаимоисключающие.
Что касается развития экономических и торговых отношений, транспортных взаимодействий — это не возможно при наличии закрытых границ. При каких условиях откроются границы – думаю это опять лежит в области политических вопросов.
Хорошие предпосылки есть для работы в сфере обмена заключенными, насильственно удерживаемых лиц, т.к. такой опыт уже есть даже при закрытых границах. Т.е. когда речь касается непосредственно вопросов жизни и безопасности, обе стороны находят механизмы для их решений.
Необходимо работать на уровне гражданского общества. Думаю, что может есть смысл расширить уже существующие форматы (Женевские дискуссии), может создание и других.
Так же считаю, что есть резон искать решение многих проблем во взаимоотношений Грузии и Южной Осетии на региональном (Южно-кавказком) уровне. В ракурсе общей Южнокавказсказской плоскости.
Обратить внимание:
1. Есть еще одно интересное заявление, которое я слышала. По мнению Иванишвили, Тбилиси следует вести сбалансированную региональную политику и «стать объединителем кавказских интересов». «Важно углубление политических и экономических отношений с соседними Арменией, Азербайджаном и Турцией», – заявил он. Видимо Иванишвили видит Грузию основным Южнокавказким игроком и видит свою роль в качестве арбитора Армяно-Азербайданского конфликта, некий «голубь мира».
2. Внешнеполитическая ситуация вокруг Сирия-Иран, Северный Кавказ. У разных акторов на Южном Кавказе разное видение на развития событий, но то, что мы все будем втянуты в эти конфликты и возможно по разную стороны баррикад и об этом стоит подумать.