Уважаемые читатели сайта! Предлагаем вашему вниманию статью Гусова Ленгиора в газете «Советская Осетия» от 21 июня 1990 года, в которой поднимаются проблемы развития экономики Южной Осетии в тот непростой период, когда в Советском Союзе осуществлялся переход на рыночные формы развития производства. Уверены, статья и удивит, и вызовет интерес. Мы столько могли бы…
«Третий кит»
На последней сессии депутаты облсовета выразили огромную тревогу по поводу складывающейся ситуации в промышленности и сельском хозяйстве области.
Было подчёркнуто, что в недалеком будущем надвигающийся кризис будет намного ощутимее у нас, чем в целом по республике и стране. Единственную возможность поддержать жизнедеятельность хозяйственного функционирования нашего региона собравшиеся видели в незамедлительном создании условий для развития туризма, а в сельском хозяйстве плодоводства и животноводства. Туризм, плодоводство и животноводство — это те «три кита», которые позволят держаться «на плаву» в «бушующем океане» экономических катаклизмов.
Находясь под впечатлением услышанного, автор этих строк поспешно разыскал в кулуарах сессии председателя областного Совета по туризму Урузмага Джиоева. Условились о встрече. И вот интервью…
— До недавнего времени областная туристическая система объединяла в себе туркомплекс «Осетия» на 240 мест, сезонную турбазу «Джава» на 230 мест и Экскурсионное бюро с объемом предоставляемых услуг на один миллион рублей.
Такая материальная бедность обуславливалась недостаточным вниманием со стороны руководящих органов всех инстанций.
Теперь положение становится иным.
Этим летом ввели в эксплуатацию первую очередь круглогодичной турбазы «Зонкари» на 180 мест, с последующим доведением их до 380. Впервые на территории области в ущелье реки Малая Лиахва смонтирована эстонцами бугельная линия для занятий лыжным спортом.
В туркомплексе «Джава» строится капитальный корпус на 96 мест. Через пару лет добавится еще четыре подобных здания, и количество мест возрастет до 480.
В черте города ведется строительство автобазы на 50 транспортных единиц. Авторы этого оригинального проекта предусмотрели устройство пляжа, плавательного бассейна, теннисного корта и спортплощадок, а также подпорной стены….
На этом шеф областного туризма прервал свой рассказ. Подойдя к кабинетной «стенке», достал лист ватмана со схемой и темно-синюю папку.
— В этих бумагах подсчеты и конкретные планы того, как с помощью поступлений от туризма должны произойти стремительные перемены в экономике области. Вкратце суть в следующем: Главкосмос и две канадские фирмы заключили соглашение о сотрудничестве: создано совместное советско-канадское предприятие «Совканстар». Как раз долевым участником этой международной фирмы и стала туристическая служба Южной Осетии.
Что это даст нашей области?
В окрестностях села Цон Джавского района будет возведен туристический комплекс для иностранцев. Все сооружения, включая канатно-кресельную подвесную дорогу для любителей лыжного спорта, а также меблировку интерьеров и сервис, будут подпадать под оценку международного туристического класса «четыре звезды».
Если в Цонской долине будет построена взлетно-посадочная полоса, позволяющая принимать самолеты с иностранцами, то в сутки каждый из этих гостей будет платить по 1200-1300 долларов.
В случае же второго варианта туристы доставляются в аэропорт Минвод или Тбилиси, а оттуда перевозятся вертолетами. Тогда суточная стоимость пребывания иностранца в Цони снизится до 250 долларов. Подсчитано, что годовой доход от зарубежных туристов составит 80 миллионов долларов. Отсюда в Юго-Осетии будут оставаться 18 миллионов.
В Цонской долине уже побывали канадские специалисты. Принцип их работы строго регламентирован: два года на все строительство.
А пока компьютеры канадских проектировщиков выдали 48 типов коттеджей, которые оптимально впишутся в Цонский ландшафт. Для снабжения продуктами будущего туркомплекса в Джавском районе будет создана Агрофирма. Она будет включать в себя животноводческую ферму, мясомолзавод, производящий 12 наименований продукции и даже костную муку; форелевое хозяйство с производительностью 50 тонн рыбы в год; теплица площадью 2000 кв. метров и пчелиная пасека, дающая в год 1,5 тонны меда.
Одновременно канадцы строят завод по розливу в полиэтиленовые бутылки минеральной воды «Багиата». Полностью автоматизированный агрегат поставит Италия. А весь рабочий цикл будут обслуживать… 6 человек. Мощность линии 10 миллионов бутылок в год. Из них 8 миллионов для северо-американского рынка. Штука будет стоить 4-5 доллара. В год доход составит 28 миллионов долларов. Из этой суммы в «кармане» нашей области останется 14 миллионов.
Уже сегодня Цхинвальский пивоваренный завод является совместным предприятием Канады и СССР. В январе 1991 года из ворот этого предприятия будут выезжать трайлеры, нагруженные картонными ящиками, а в них «Осетинское пиво» в дюралевых баночках.
Они предлагают полностью реконструировать, а затем заменить весь интерьер в старой цхинвальской гостинице, на турбазе «Осетия» и в «Мзиугом». После этих работ шведы обязуются «поставлять» для нас «дешевых» туристов из Англии, Италии и Франции. «Дешевым» считается иностранец, в сутки выплачивающий 28 долларов. Так как здоровью зарубежных гостей должна быть предоставлена полная гарантия, а наша областная больница находится в довольно таки нищенском состоянии, шведы планируют полностью переделать ее по-своему — реконструировать и оснастить новинками медицинской техники…
Слушая рассказ Урузмага Джиоева, я вел его запись. А в моем воображении невольно вырисовывались очертания «туристического рая», каким станет в недалеком будущем экономически маломощная наша область.
Посмотрим, может действительно сотрудничество с капиталистическими странами сделает нашу жизнь более оптимистичной.
* * *
Когда верстался номер, нам сообщили, что из Москвы телетайп передал еще одну радостную весть: принимая во внимание, что помимо развития туризма и строительства пивоваренного завода из Осетии будет импортироваться минеральная вода, президент фирмы «Гласност импорт корпорейшен» создал новую кампанию во главе с мистером Доноушли. Название новой кампании «Осетинские воды». Кампания зарегистрирована в Ванкувере (Канада). Подписан меморандум об экспорте 10 миллионов литров минеральной воды в год.
Воистину с космическими темпами проводят в жизнь свои предприниматель-ские идеи бизнесмены запада.
Нам бы брать пример с них.
Ленгиор Гусов.