Соглашение между РФ и РЮО о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах

Принято Правительством Российской Федерации 09 декабря 2010 года, Правительством Республики Южная Осетия 09 декабря 2010 года

Статья 1. Определения Для целей настоящего Соглашения применяемые термины означают следующее: «таможенная граница» – пределы территории Стороны; «таможенная служба»: в Российской Федерации – Федеральная таможенная служба; в Республике Южная Осетия – Государственный таможенный комитет Республики Южная Осетия; «таможенное законодательство» – международные договоры Сторон, включая настоящее Соглашение, другие международные правовые акты, имеющие обязательную силу на территории Сторон, и законодательство Сторон, регулирующие отношения в области таможенного дела; «специализированный таможенный орган» – таможенный орган таможенной службы одной Стороны, осуществляющий свою деятельность на территории другой Стороны; «должностные лица специализированного таможенного органа» – сотрудники и государственные служащие специализированного таможенного органа; «работники специализированного таможенного органа» – граждане Сторон, поступившие на работу в специализированный таможенный орган и не являющиеся его должностными лицами; «члены семей» – супруги и несовершеннолетние дети, а также совместно проживающие и находящиеся на иждивении близкие родственники; «недвижимое имущество специализированного таможенного органа» – земельные участки и расположенные на них здания и сооружения, занимаемые специализированным таможенным органом, в том числе, принадлежащие ему на праве собственности; «движимое имущество специализированного таможенного органа» – любые материальные средства, включая транспортные средства, являющиеся собственностью специализированного таможенного органа или переданные ему на праве оперативного управления; «таможенное правонарушение» – нарушение таможенного законодательства Стороны; «правоохранительная деятельность специализированного таможенного органа» – деятельность специализированного таможенного органа по выявлению и пресечению таможенных правонарушений; «таможенные операции» – отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и должностными лицами специализированного таможенного органа при таможенном оформлении товаров и транспортных средств; «таможенный контроль» – совокупность мер, осуществляемых специализированным таможенным органом в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства; «запрашиваемая таможенная служба» – таможенная служба Стороны, в которую направляется запрос таможенной службы другой Стороны; «запрашивающая таможенная служба» – таможенная служба Стороны, которая направляет запрос в таможенную службу другой Стороны; «лицо» – физическое или юридическое лицо.

Статья 2. Применение Соглашения На основании настоящего Соглашения таможенные службы Сторон в рамках своей компетенции, сотрудничают в целях: а) облегчения перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенные границы Сторон при осуществлении пассажирского и грузового сообщения; б) обеспечения надлежащего взимания таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применения таможенных льгот; в) обеспечения соблюдения установленных в соответствии с таможенным законодательством Сторон запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых лицами через таможенные границы Сторон; г) совместного осуществления правоохранительной деятельности по выявлению и пресечению таможенных правонарушений; д) совершенствования правового регулирования отношений в области таможенного дела, включая создание условий для унификации таможенного законодательства Сторон; е) обеспечения прав лиц на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц специализированного таможенного органа.

Статья 3. Обмен опытом и оказание помощи 1. Таможенные службы Сторон обмениваются опытом в области: а) использования технических средств таможенного контроля; б) применения новых средств и способов борьбы с таможенными правонарушениями; в) реализации профессиональных навыков, обеспечивающих эффективное выполнение задач, стоящих перед таможенными службами Сторон; г) решения других вопросов таможенного дела, представляющих взаимный интерес. 2. Таможенные службы Сторон оказывают друг другу помощь: а) в организации таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечения правильного взимания таможенных пошлин и сборов, осуществлении правоохранительной деятельности; б) путем проведения взаимных консультаций между таможенными службами Сторон в целях обмена опытом применения технических средств таможенного контроля, а также прогрессивными формами и методами таможенного оформления и таможенного контроля, осуществления правоохранительной деятельности; в) в организации обучения должностных лиц таможенных служб Сторон по программам подготовки и дополнительного профессионального образования.

Статья 4. Представительства и представители таможенных служб Сторон 1. По взаимной договоренности таможенная служба одной Стороны может открывать на территории другой Стороны свое представительство или направлять своих представителей для обеспечения координации деятельности таможенных служб Сторон. 2. Представители, руководители представительств, а также члены их семей пользуются привилегиями и иммунитетами и несут обязанности наравне с членами дипломатического персонала дипломатических представительств согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. 3. Сотрудники представительств, а также члены их семей пользуются привилегиями и иммунитетами, и несут обязанности наравне с членами административно-технического персонала дипломатических представительств согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. 4. Служебные помещения представительств и жилые помещения их сотрудников, их имущество и архивы пользуются иммунитетами и привилегиями, признанными согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года в отношении помещений, имущества и архивов дипломатических представительств. 5. Финансирование представителей и представительств таможенных служб Сторон осуществляется Стороной, таможенную службу которой они представляют. 6. Состав, численность и порядок функционирования представительств определяется отдельным соглашением.

Статья 5. Создание специализированного таможенного органа 1. Таможенная служба одной Стороны может образовывать на территории другой Стороны специализированный таможенный орган. 2. Порядок деятельности специализированного таможенного органа определяется положением о специализированном таможенном органе, утверждаемым таможенной службой Стороны, образовавшей специализированный таможенный орган. 3. Финансирование специализированного таможенного органа осуществляется Стороной, его образовавшей. 4. Место нахождения, количественный состав должностных лиц, условия размещения и регион деятельности специализированного таможенного органа определяются отдельным соглашением таможенных служб Сторон.

Статья 6. Цели и задачи специализированного таможенного органа 1. Специализированный таможенный орган создается с целью решения следующих задач: а) ускорения товарооборота между Сторонами, его увеличения путем снижения финансовых и временных затрат при таможенном оформлении и таможенном контроле; б) оказания помощи в вопросах подготовки кадров для таможенных служб Сторон; в) упрощение осуществления таможенного оформления и таможенного контроля; г) совместное осуществление правоохранительной деятельности. 2. Специализированный таможенный орган для выполнения возложенных на него функций и задач взаимодействует с органами власти государства пребывания.

Статья 7. Компетенция специализированного таможенного органа 1. В компетенцию специализированного таможенного органа входит осуществление таможенного оформления, таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых с (через) территории одной Стороны на (через) территорию Стороны, создавшей специализированный таможенный орган, а также осуществление на территории государства пребывания мер, направленных на выявление и пресечение правонарушений, связанных с перемещением указанных товаров. 2. Специализированный таможенный орган осуществляет функции таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с таможенным законодательством Стороны, образовавшей этот таможенный орган.

Статья 8. Осуществление специализированным таможенным органом правоохранительной деятельности 1. Специализированный таможенный орган осуществляет правоохранительную деятельность во взаимодействии с таможенными органами государства пребывания и в соответствии с его законодательством. Порядок взаимодействия определяется отдельным соглашением. 2. Специализированный таможенный орган осуществляет оперативно-розыскную деятельность в интересах Сторон. Порядок ее ведения определяется отдельным соглашением.

Статья 9. Взаимное признание документов и решений 1. Государственные органы Сторон признают документы и решения специализированного таможенного органа, принятые в рамках его компетенции. 2. Документы, представленные лицами в специализированный таможенный орган в процессе осуществления таможенных операций, имеют юридическую силу и влекут правовые последствия на территории Сторон. 3. Стороны взаимно признают действующие на их территориях документы, удостоверяющие личность, гражданство, а также другие правоустанавливающие документы должностных лиц специализированного таможенного органа и членов их семей.

Статья 10. Иммунитеты и привилегии специализированного таможенного органа 1. Специализированный таможенный орган пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. 2. Помещения специализированного таможенного органа, включая занимаемые им земельные участки, неприкосновенны. Органы государственной власти государства пребывания могут вступать в эти помещения только с согласия руководства специализированного таможенного органа. 3. Движимое и недвижимое имущество специализированного таможенного органа, включая его помещения, а равно предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, занимаемые им земельные участки, а также средства передвижения и банковские счета пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста, иных принудительных мер, включая меры обеспечительного характера, и исполнительных действий. 4. Архивы, документы и корреспонденция специализированного таможенного органа неприкосновенны в любое время и независимо от их места нахождения.

Статья 11. Освобождение от пошлин и налогов в государстве пребывания 1. Специализированный таможенный орган освобождается от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других подобных платежей, установленных законодательством государства пребывания, за исключением таких, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. 2. Должностные лица специализированного таможенного органа, члены их семей и работники освобождаются от всех налогов, сборов, пошлин и других подобных платежей, установленных законодательством государства пребывания, за исключением: а) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания; б) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых в соответствии с законодательством государства пребывания, кроме налогов и пошлин с движимого имущества, нахождение которого на территории государства пребывания обусловлено исключительно пребыванием на его территории умершего должностного лица специализированного таможенного органа, члена его семьи или работника, при условии, что умерший имел гражданство Стороны, образовавшей специализированный таможенный орган, и постоянно не проживал на территории государства пребывания; в) сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания; г) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания; д) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества. 3. Положения настоящей статьи не препятствуют налогообложению должностных лиц специализированного таможенного органа, членов их семей и работников в государстве, гражданами которого они являются, в соответствии с его законодательством.

Статья 12. Освобождение от таможенных платежей имущества специализированного таможенного органа и имущества должностных лиц специализированного таможенного органа 1. Любое имущество, предназначенное для служебного пользования специализированного таможенного органа, ввозится (вывозится) на территорию Сторон с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов на основании списков, согласованных таможенными службами Сторон. 2. Должностные лица специализированного таможенного органа, а также проживающие вместе с ними члены их семей могут ввозить с территории одной Стороны на территорию другой Стороны товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, включая товары для первоначального обзаведения и одно транспортное средство на семью, и вывозить данные товары обратно с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Сторон. На указанных лиц не распространяются ограничения на ввоз (вывоз) на территорию Сторон наличных денежных средств при соблюдении таможенных правил, включая требование о письменном декларировании, при наличии справки учреждения центрального банка одной Стороны, расположенного на территории другой Стороны, или финансового органа (организации) специализированного таможенного органа о получении соответствующих сумм.

Статья 13. Обязательства и гарантии 1. Должностные лица специализированного таможенного органа, члены их семей и работники обязаны уважать законодательство государства пребывания. 2. Должностным лицам специализированного таможенного органа, а также членам их семей и работникам гарантируются безопасность, правовая и социальная защита в соответствии с международными договорами, участниками которых являются Стороны, и законодательством государства пребывания. 3. Стороны предоставляют должностным лицам и работникам специализированного таможенного органа и членам их семей равные со своими гражданами права на получение медицинского обслуживания, на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также в общеобразовательных учреждениях, дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

Статья 14. Иммунитеты и привилегии должностных лиц специализированного таможенного органа и членов их семей 1. Личность должностного лица специализированного таможенного органа неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, за исключением задержания на месте совершения особо тяжкого преступления. 2. Должностные лица специализированного таможенного органа пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. 3. В случае задержания должностного лица специализированного таможенного органа уполномоченные органы государства пребывания незамедлительно уведомляют об этом руководителя специализированного таможенного органа. 4. Если руководитель специализированного таможенного органа не заявит, в соответствии со статьей 15 настоящего Соглашения об отказе от иммунитета в отношении задержанного должностного лица, то уполномоченные органы государства пребывания передают задержанного компетентным органам другой Стороны для решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности. 5. В отношении действий, совершенных при исполнении своих обязанностей, должностные лица специализированного таможенного органа пользуются иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, а также от исполнительных мер. 6. Жилые помещения должностных лиц специализированного таможенного органа, их документы, корреспонденция и имущество пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения, документы, корреспонденция и имущество специализированного таможенного органа. 7. Должностные лица специализированного таможенного органа не обязаны давать показания в качестве свидетеля. 8. Иммунитет должностных лиц специализированного таможенного органа от юрисдикции государства пребывания не освобождает их от юрисдикции Стороны, образовавшей специализированный таможенный орган. 9. Положения пунктов 1 – 7 настоящей статьи распространяются на членов семей должностных лиц специализированного таможенного органа.

Статья 15. Отказ от иммунитета 1. Сторона, образовавшая специализированный таможенный орган, может отказаться от иммунитета от юрисдикции должностных лиц специализированного таможенного органа и членов их семей. 2. Отказ должен быть всегда определенно выраженным. 3. Правом отказа от имени Стороны, образовавшей специализированный таможенный орган, от иммунитета, предоставленного должностным лицам специализированного таможенного органа и членам их семей, наделяется руководитель специализированного таможенного органа или лицо, его замещающее. 4. Возбуждение иска должностными лицами специализированного таможенного органа и членами их семей лишает их права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. 5. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.

Статья 16. Упрощение таможенных формальностей Таможенные службы Сторон: а) принимают по взаимному согласованию меры по упрощению таможенного оформления и таможенного контроля; б) на основе информационного обмена и функционального взаимодействия совершенствуют формы и методы осуществления таможенных формальностей в целях обеспечения взаимных интересов Сторон в сфере осуществления таможенного оформления и контроля; в) признают таможенное обеспечение друг друга (пломбы, оттиски печатей, штампы), таможенные документы друг друга, а при необходимости накладывают собственное таможенное обеспечение на перемещаемые товары.

Статья 17. Представление подтверждения о перемещении товаров и транспортных средств 1. Таможенная служба одной Стороны по собственной инициативе или по запросу таможенной службы другой Стороны подтверждает факты производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ее Стороны. 2. Форма, порядок и содержание подтверждения о факте производства таможенного оформления и таможенного контроля определяются международным соглашением между таможенными службами Сторон.

Статья 18. Передача сведений 1. Таможенная служба одной Стороны по собственной инициативе или по запросу таможенной службы другой Стороны направляет сообщения, протоколы, иные материалы или их заверенные копии, содержащие сведения о совершенных или готовящихся таможенных правонарушениях и противоправных действиях должностных лиц таможенных органов, в борьбе с которыми существует особая заинтересованность таможенных служб Сторон. 2. Таможенные службы Сторон в возможно короткий срок сообщают друг другу, в том числе без предварительного запроса, о таможенных правонарушениях при перемещении: а) товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Сторон обложению высокими ставками таможенных пошлин или налогов; б) товаров, в отношении перемещения которых через таможенную границу установлены запреты и (или) ограничения в соответствии с законодательством и международными договорами Сторон.

Статья 19. Передача документов 1. Таможенные службы Сторон обмениваются между собой в течение 3 месяцев после вступления в силу настоящего Соглашения копиями законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области таможенного дела, и обязуются своевременно информировать друг друга об изменениях в своем таможенном законодательстве. 2. Таможенная служба одной Стороны по запросу таможенной службы другой Стороны передает копии решений административных органов по вопросам применения таможенного законодательства. 3. Получение документов, представленных по запросу, подтверждается запрашивающей таможенной службой Стороны с указанием даты получения.

Статья 20. Проверка и расследование 1. По запросу запрашивающей таможенной службы запрашиваемая таможенная служба проводит проверку или расследование по вопросам, предусмотренным подпунктами «б», «в», «г» и «е» статьи 2 настоящего Соглашения. 2. Проверка или расследование проводится в соответствии с законодательством Стороны запрашиваемой таможенной службы. Запрашиваемая таможенная служба проводит проверку или расследование, действуя от своего имени. 3. Запрашиваемая таможенная служба может разрешить должностным лицам запрашивающей таможенной службы присутствовать при проверке или расследовании.

Статья 21. Эксперты и свидетели 1. В случае если судебные или административные органы одной Стороны в связи с рассматриваемыми таможенными правонарушениями обращаются с соответствующим запросом в таможенную службу другой Стороны, то запрашиваемая таможенная служба может уполномочить своих должностных лиц с их согласия выступить в качестве свидетелей или экспертов в таких судебных или административных разбирательствах на территории другой Стороны. 2. Эти должностные лица дают показания или заключения по фактам, установленным ими во время исполнения своих служебных обязанностей. 3. В запросе об участии в судебном или административном разбирательстве указывается, по какому делу и в каком качестве должно выступать должностное лицо запрашиваемой таможенной службы.

Статья 22. Форма и содержание запроса 1. Запрос, сделанный на основании настоящего Соглашения и в соответствии с законодательством Сторон, направляется в письменной форме. Необходимые для выполнения запроса документы должны прилагаться в виде официально заверенных копий. 2. В запросе указываются следующие данные: а) наименование запрашивающего и запрашиваемого таможенных органов; б) сведения о лицах, имеющих отношение к запросу; в) содержание запроса, относящееся к области таможенного дела; г) описание существа дела и его юридическая квалификация. 3. Правом направления запроса обладает руководитель таможенного органа запрашивающей Стороны либо уполномоченное им должностное лицо, о чем делается отметка в запросе.

Статья 23. Выполнение запроса 1. Передача по запросу подлинных документов осуществляется в тех случаях, когда официально заверенных копий этих документов недостаточно для принятия процессуальных решений в ходе судебных и административных разбирательств. 2. С письменного согласия таможенных служб Сторон документы, образцы товаров и грузов могут передаваться в судебные и следственные органы Сторон для признания их вещественными доказательствами в ходе судебных и административных разбирательств. Возвращение вещественных доказательств осуществляется по запросам таможенных служб Сторон на основании вступивших в законную силу решений следственных органов и органов судебной власти. 3. В выполнении запроса может быть отказано, если его выполнение может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или другим существенным интересам Стороны запрашиваемой таможенной службы, а также если выполнение запроса противоречит законодательству или международным обязательствам этой Стороны. 4. Об отказе в выполнении запроса, а также о причинах отказа запрашивающая таможенная служба незамедлительно уведомляется в письменной форме. 5. Общение и переписка, в том числе в части запросов, между таможенными службами Сторон осуществляется на русском языке.

Статья 24. Использование полученных сведений Сведения и документы, полученные в соответствии с настоящим Соглашением, могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях наряду с другими доказательствами в соответствии с законодательством Сторон.

Статья 25. Возмещение расходов 1. Запрашивающая таможенная служба возмещает запрашиваемой таможенной службе произведенные при выполнении запроса в соответствии с настоящим Соглашением расходы по оплате труда экспертов и переводчиков, не работающих в запрашиваемой таможенной службе. 2. Порядок возмещения расходов, связанных с исполнением настоящего Соглашения, может быть предметом отдельных договоренностей между таможенными службами Сторон.

Статья 26. Обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц Порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц таможенных служб Сторон осуществляется на основании отдельного соглашения между Сторонами.

Статья 27. Унификация законодательства Стороны принимают меры по унификации законодательства в области таможенного дела.

Статья 28. Заключительные положения 1. Положения настоящего Соглашения не затрагивают обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются. 2. Настоящее Соглашение временно применяется со дня его подписания и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. 3.

В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения с взаимного письменного согласия Сторон.

4. Настоящее Соглашение заключается на 5 лет и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит другую Сторону о намерении прекратить его действие не менее чем за 6 месяцев до истечения первоначального или любого последующего периода его действия.

Совершено вг. Москве 9 декабря 2010 года в двух экземплярах, каждый на русском и осетинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. (подписи) За Российскую Федерацию: А.Ю. Бельянинов, руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации За Республику Южная Осетия: К.В. Кабисов, председатель Государственного таможенного управления Республики Южная Осетия