Конституционный закон «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПАРЛАМЕНТА РЮО»

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия

Депутаты Парламента Республики Южная Осетия (далее — депутаты Парламента) избираются гражданами Республики Южная Осетия на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Республики Южная Осетия в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Республики Южная Осетия к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Парламента

1. Законодательство о выборах депутатов Парламента основывается на Конституции Республики Южная Осетия и состоит из Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», настоящего Конституционного закона, других законов Республики Южная Осетия.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Конституционном законе, применяются в том же значении, что и в Конституционном законе Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», если иное не предусмотрено настоящим Конституционным законом.

Статья 3. Выборы в Парламент Республики Южная Осетия

1. В соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия в Парламент Республики Южная Осетия избирается 34 депутата.

2. Депутаты Парламента избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты Парламента (далее — республиканский список кандидатов).

Статья 4. Республиканский избирательный округ

Республиканский избирательный округ, по которому избираются депутаты Парламента пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, включает в себя всю территорию Республики Южная Осетия.

Статья 5. Избирательные права гражданина Республики Южная Осетия на выборах депутатов Парламента

1. Гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Парламента, участвовать в выдвижении республиканских списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Южная Осетия.

2. Депутатом Парламента может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 21 года и постоянно проживающий на территории Республики Южная Осетия последние 5 лет, предшествующих дню регистрации.

3. Гражданин Республики Южная Осетия, проживающий или находящийся за пределами территории Республики Южная Осетия, обладает равными с иными гражданами Республики Южная Осетия избирательными правами на выборах депутатов Парламента. Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Южная Осетия, обязаны оказывать гражданину Республики Южная Осетия содействие в реализации его избирательных прав.

4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Республики Южная Осетия, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Гражданин Республики Южная Осетия, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Парламента, если голосование на выборах депутатов Парламента состоится до истечения установленного судом срока.

Статья 6. Назначение выборов депутатов Парламента

1. Проведение выборов депутатов Парламента в сроки, установленные Конституцией Республики Южная Осетия и настоящим Конституционным законом, является обязательным.

2. В соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия выборы депутатов Парламента нового созыва назначает Президент Республики Южная Осетия. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Парламент Республики Южная Осетия предыдущего созыва. Днем избрания Парламента Республики Южная Осетия является день голосования, в результате которого он был избран в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Если Президент Республики Южная Осетия не назначит выборы депутатов Парламента в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, выборы депутатов Парламента назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия в третье воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Парламент предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

4. При роспуске Парламента Республики Южная Осетия в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Южная Осетия, Президент Республики Южная Осетия одновременно назначает досрочные выборы депутатов Парламента нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня роспуска Парламента Республики Южная Осетия. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Если Президент Республики Южная Осетия, распустив Парламент Республики Южная Осетия, не назначит досрочные выборы депутатов Парламента нового созыва, выборы депутатов Парламента назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Парламента Республики Южная Осетия. Решение Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

6. В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Конституционным законом, сокращаются на четверть.

7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим после нерабочего праздничного дня, либо объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.

Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты Парламента

1. Кандидаты в депутаты Парламента (далее — кандидаты) выдвигаются в составе республиканских списков кандидатов.

2. Выдвижение кандидатов в составе республиканских списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Законом Республики Южная Осетия «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов (далее — политические партии).

3. Политическая партия вправе выдвинуть в составе республиканского списка кандидатов граждан Республики Южная Осетия, не являющихся членами данной политической партии.

Статья 8. Подготовка и проведение выборов депутатов Парламента избирательными комиссиями

1. Подготовка и проведение выборов депутатов Парламента, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Южная Осетия.

2. При подготовке и проведении выборов депутатов Парламента избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Южная Осетия, независимы от органов государственной власти и органов местной власти. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местной власти, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

3. Нормативные акты и другие решения Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, а также решения иных избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Южная Осетия, обязательны для республиканских органов исполнительной власти, государственных органов и учреждений, органов местной власти; кандидатов, политических партий, и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

4. При подготовке и проведении выборов депутатов Парламента избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему в целях информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов, а также в целях поиска, сбора, пополнения, обработки, передачи и хранения информации, используемой при подготовке и проведении выборов, информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, осуществляемой ими в пределах своих полномочий, установленных настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Южная Осетия.

Статья 9. Право на предвыборную агитацию

1. Граждане Республики Южная Осетия, политические партии, иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.

2. Под предвыборной агитацией в настоящем Конституционном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за республиканский список кандидатов или против него, за кандидата (кандидатов), включенного (включенных) в указанный список или против него (них).

3. Государство гарантирует гражданам Республики Южная Осетия, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Южная Осетия.

4. Политическим партиям, зарегистрировавшим республиканские списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Статья 10. Финансирование выборов депутатов Парламента

1. Расходы на подготовку и проведение выборов депутатов Парламента производятся за счет средств Государственного бюджета Республики Южная Осетия.

2. Политическая партия, выдвинувшая республиканский список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании.

Статья 11. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов Парламента

1. Подготовка и проведение выборов депутатов Парламента осуществляются открыто и гласно.

2. Нормативные акты избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местной власти, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в республиканских периодических печатных изданиях. Другие решения указанных органов, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

Статья 12. Недопустимость участия в избирательных кампаниях иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации и избранию республиканского списка кандидатов.

 

ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Статья 13. Образование избирательных участков

1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Парламента образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных в административно-территориальных образованиях в соответствии с требованиями статьи 16 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия».

2. Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой административно-территориального образования либо лицами, указанными в пунктах 5 и 6 настоящей статьи. В случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, избирательные участки образуются территориальной избирательной комиссией. Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

3. При образовании избирательных участков на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано от 20 до 2000 избирателей.

4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях — по согласованию с территориальной избирательной комиссией не позднее чем за пять дней до дня голосования.

5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в этих случаях образуются в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до дня голосования командирами воинских частей по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии.

6. Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ (если избирательный участок включает в себя территорию части населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы главой административно-территориального образования не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Информация об избирательных участках, образованных позднее срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи, должна быть опубликована главой административно-территориального образования не позднее чем через три дня после их образования.

 

ГЛАВА III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 14. Составление списков избирателей

1. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия.

2. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой административно-территориального образования, командиром воинской части, а также руководителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают.

3. При выявлении территориальной избирательной комиссией (территориальными избирательными комиссиями) факта включения гражданина Республики Южная Осетия в списки избирателей на разных избирательных участках указанная комиссия (указанные комиссии) до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит (проводят) работу по устранению ошибок или неточностей в списках.

4. Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой административно-территориального образования.

5. По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей — военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.

6. Список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем учреждения, в котором избиратель временно пребывает.

7. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем серии и номера своего паспорта для подписи за каждый полученный им бюллетень, для подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, а также для внесения суммарных данных по выборам депутатов Парламента.

8. Участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан в соответствии со статьями 15 и 16 настоящего Конституционного закона, соответствующих документов органов местной власти, должностных лиц, органов записи актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Республики Южная Осетия по месту пребывания и по месту жительства в пределах Республики Южная Осетия, сообщений вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. Выверенный и уточненный список избирателей с указанием количества сброшюрованных отдельных книг не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

9. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полный объем соответствующих сведений и своевременность их передачи.

Статья 15. Порядок включения граждан в список избирателей и их исключения из списка избирателей

1. Все граждане Республики Южная Осетия, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 5 настоящего Конституционного закона, включаются в списки избирателей.

2. Основанием для включения гражданина Республики Южная Осетия в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его постоянного места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Республики Южная Осетия по месту пребывания и по месту жительства в пределах Республики Южная Осетия в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия.

3. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Республики Южная Осетия по месту пребывания и по месту жительства в пределах Республики Южная Осетия, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву.

4. Избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту жительства в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения).

5. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы, а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за семь дней до дня голосования.

6. Граждане Республики Южная Осетия, признанные вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта.

7. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта.

8. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

9. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании официальных документов. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина этого исключения. Соответствующая запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии.

10. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Статья 16. Ознакомление избирателей со списками избирателей

1. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 15 дней до дня голосования.

2. Гражданин Республики Южная Осетия, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования — в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.

3. Решение участковой избирательной комиссии о включении или о невключении гражданина в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования и в день голосования — немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

4. Каждый гражданин Республики Южная Осетия вправе сообщить в участковую избирательную комиссию об изменении указанных в пункте 7 статьи 14 настоящего Конституционного закона сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке.

 

ГЛАВА IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 17. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Парламента

1. Подготовку и проведение выборов депутатов Парламента, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

1)​ Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия;

2)​ территориальные избирательные комиссии — районные, городские и другие территориальные комиссии или избирательные комиссии административно-территориальных образований, действующие в случаях, предусмотренным Конституционным законом Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», в качестве территориальных избирательных комиссий;

3)​ участковые избирательные комиссии.

2. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам депутатов Парламента (далее — избирательные комиссии) устанавливаются Конституционным законом Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Южная Осетия.

3. На выборах депутатов Парламента Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия является вышестоящей для всех избирательных комиссий.

4. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

5. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Конституционного закона, иных законов Республики Южная Осетия в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на нарушение закона политической партией, то политическая партия или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении указанного обращения. Уполномоченные представители политической партии вправе дать объяснения по существу обращения. В случае нарушения политической партией настоящего Конституционного закона соответствующая избирательная комиссия вправе вынести политической партии предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.

6. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 5 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений настоящего Конституционного закона, иных законов Республики Южная Осетия в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, которые обязаны принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений и проинформировать о результатах обратившуюся избирательную комиссию в пятидневный срок, при получении представления за пять и менее дней до дня голосования — не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

7. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о политических партиях, выдвинувших республиканские списки кандидатов.

8. Решение избирательной комиссии, противоречащее законам Республики Южная Осетия, либо принятое с превышением пределов установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией, решение которой было отменено.

9. Государственные органы, государственные организации и учреждения, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законодательством Республики Южная Осетия, обеспечивать охрану этих помещений и указанной документации, а также предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

10. Организации, имеющие государственную и (или) долю местных органов государственной власти в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, органы местной власти, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законодательством Республики Южная Осетия, и обеспечивать охрану этих помещений и указанной документации.

11. Государственные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Южная Осетия, а также бесплатную печатную площадь для опубликования решений и актов избирательных комиссий, размещения иной печатной информации. При этом расходы указанных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном Конституционным законом Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия».

12. Государственные органы, органы местной власти, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее — организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а на обращения, поступившие за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования, — немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям бесплатно.

Статья 18. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия

Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия формируется в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия и Конституционным законом Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия».

Статья 19. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий

1. Полномочия территориальных избирательных комиссии по выборам депутатов Парламента осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Конституционным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», либо избирательные комиссии административно-территориальных образований действующих в случаях, предусмотренных указанным Конституционным законом, в качестве территориальных избирательных комиссии. Если на соответствующей территории отсутствует такая территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия административно-территориального образования, то она формируется в соответствии с указанным Конституционным законом не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикаций) решения о назначении выборов. Срок приема предложений по составу территориальных избирательных комиссии не может быть менее одного месяца. Сообщение о формировании территориальной избирательной комиссии и сроке приема предложений по кандидатурам в его состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений.

2. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия вправе сформировать одну или несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Парламента участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованны за пределами территорий Республики Южная Осетия. Такие территориальные избирательные комиссии формируются в составе не менее пяти и не более девяти членов комиссии с правом решающего голоса, не подпадающих под ограничения, препятствующие приобретению статуса члена избирательной комиссий с правом решающего голоса, установленные Конституционным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия».

3. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий, определяется сформировавшей их избирательной комиссией.

Статья 20. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

1. Участковая избирательная комиссия формируется не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий, а также порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Конституционным законом Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:

1)​ до 500 избирателей — 6 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

2)​ от 500 до 1500 избирателей — 8 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

3)​ более 1500 избирателей — 10 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2. В случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов Парламента дня голосования на выборах в органы местной власти, дня голосования на референдуме административно-территориальных образований Республики Южная Осетия, местном референдуме максимальное количество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, указанное в пункте 1 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена комиссии.

3. Срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии не может составлять менее 10 дней. Сообщение о формировании участковых избирательных комиссии и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений.

4. На избирательном участке, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в труднодоступной или отдаленной местности, состав участковой избирательной комиссии назначается в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях — не позднее чем за три дня до дня голосования.

Статья 21. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

1. Политическая партия, выдвинувшая республиканский список кандидатов, со дня представления в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия документов для регистрации республиканского списка кандидатов вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия, а в случае регистрации республиканского списка кандидатов — по одному такому члену избирательной комиссии в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии.

2. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, правоохранительных органах.

3. Срок полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается со дня получения соответствующей избирательной комиссией письменного уведомления политической партии, указанной в пункте 1 настоящей статьи, о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и письменного заявления гражданина о его согласии на такое назначение. В названном уведомлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта наименование или код органа, выдавшего паспорт, адрес места жительства гражданина, назначенного членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

4. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права:

1) выдавать и подписывать избирательные бюллетени;

2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;

3) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;

4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии.

Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.

5. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса:

1) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами политических партий, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном законодательством Республики Южная Осетия), требовать заверения указанных копий;

5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по политическим партиям;

6) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

6. Членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия.

7. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время назначившей его политической партией по решению уполномоченного на то органа политической партии и переданы другому лицу.

8. За политическими партиями, республиканские списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата (депутатов) сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.

Статья 22. Организация деятельности избирательных комиссий

1. Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется в соответствии со статьей 22 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия».

2. В период избирательной кампании республиканские государственные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия не более 15 минут эфирного времени ежедневно для информирования о сроках и порядке осуществления избирательных действий политических партий, о ходе избирательной кампании, для ответов на вопросы избирателей.

3. Редакции республиканских государственных периодических печатных изданий в период избирательной кампании безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия использует указанную печатную площадь для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий политических партий, о ходе избирательной кампании, для ответов на вопросы избирателей.

Статья 23. Статус членов избирательных комиссий

Статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса устанавливаются статьей 23 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», статьей 22 настоящего Конституционного закона.

Статья 24. Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия

Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия при подготовке и проведении выборов депутатов Парламента в пределах своих полномочий, установленных законами Республики Южная Осетия:

1) организует подготовку и проведение выборов;

2) руководит деятельностью избирательных комиссий;

3) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Республики Южная Осетия при подготовке и проведении выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего Конституционного закона;

4) издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Конституционного закона;

5) оказывает нижестоящим избирательным комиссиям правовую, методическую, организационно-техническую помощь;

6) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию государственной автоматизированной информационной системы, ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов;

7) заверяет и регистрирует республиканские списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями;

8) публикует зарегистрированные республиканские списки кандидатов, при этом не публикуются следующие сведения о каждом из кандидатов: адрес места жительства в части наименования улицы, номера дома и квартиры, серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование или код органа выдавшего паспорт;

9) регистрирует доверенных лиц и уполномоченных представителей политических партий, в том числе уполномоченных представителей политических партий по финансовым вопросам;

10) выдает зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам политических партий удостоверения установленного образца;

11) осуществляет контроль за соблюдением правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории Республики Южная Осетия;

12) заслушивает сообщения республиканских органов исполнительной власти и органов местной власти по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

13) устанавливает форму избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов, решает вопросы, связанные с их изготовлением;

14) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;

15) утверждает по согласованию с республиканской архивной службой Республики Южная Осетия порядок хранения, передачи в архивы и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;

16) распределяет средства, выделенные из Государственного бюджета Республики Южная Осетия на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Парламента, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, эксплуатации и развития средств автоматизации, на обучение организаторов выборов и избирателей, осуществляет контроль за целевым использованием указанных средств, а также средств, поступивших в избирательные фонды политических партий;

17) осуществляет меры по реализации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между политическими партиями, для проведения предвыборной агитации;

18) разрабатывает нормативы технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования), необходимого для работы участковых избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;

19) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения выборов;

20) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, политических партиях, выдвинувших республиканские списки кандидатов;

21) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

22) устанавливает, кто из зарегистрированных кандидатов, включенных в республиканские списки кандидатов, избраны депутатами Парламента и выдает им удостоверения об избрании;

23) определяет общие результаты выборов депутатов Парламента в целом по Республике Южная Осетия и осуществляет их официальное опубликование;

24) составляет списки зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами Парламента, и передает эти списки и необходимые документы в Парламент Республики Южная Осетия;

25) назначает и организует повторные выборы депутатов Парламента и выборы депутатов Парламента вместо выбывших (дополнительные выборы);

26) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом и Конституционным законом Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия».

Статья 25. Полномочия территориальной избирательной комиссии

1. Территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Парламента:

1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов, соблюдением избирательных прав граждан на соответствующей территории, информирует население о месте нахождения и номерах телефонов территориальной и участковых избирательных комиссий;

2) формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей;

3) координирует деятельность участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

4) обеспечивает на соответствующей территории для всех политических партий, соблюдение установленных настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Южная Осетия условий предвыборной деятельности;

5) обеспечивает на территории избирательного участка использование государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия;

6) заслушивает сообщения органов государственной власти и органов местной власти по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

7) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, в том числе между участковыми избирательными комиссиями, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств;

8) организует доставку в участковые избирательные комиссии избирательных бюллетеней и иных документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

9) обеспечивает передачу в нижестоящие избирательные комиссии избирательных документов в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия;

10) контролирует соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов выборов;

11) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортными средствами, средствами связи и выполнение принятых избирательными комиссиями решений по иным вопросам материально-технического обеспечения выборов;

12) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия нормативов технологического оборудования, порядка хранения, передачи в архивы и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;

13) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании;

14) проводит повторные и дополнительные выборы депутатов Парламента;

15) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом.

2. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Парламента нового созыва.

Статья 26. Полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия при подготовке и проведению выборов депутатов Парламента:

1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

2) уточняет, а в случаях, предусмотренных пунктами 4 — 6 статьи 14 настоящего Конституционного закона, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

3) обеспечивает подготовку помещений для голосования, стационарных прозрачных ящиков для голосования и другого оборудования;

4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных республиканских списках кандидатов, зарегистрированных кандидатов на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;

5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил проведения предвыборной агитации;

6) организует на участке голосование в день голосования;

7) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке и передает протоколы об итогах голосования в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию;

8) в пределах своих полномочий рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Конституционного закона и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения по существу;

9) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в соответствии с утвержденным Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия порядком;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом.

2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования общих результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступило жалоб (заявлений) и протестов на решения и действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, а также, если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения вышестоящей комиссией или судом окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста.

Статья 27. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования, вправе присутствовать члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей республиканский список кандидатов, либо кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.

2. Избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, уполномоченного представителя каждой политической партии, зарегистрировавшей республиканский список кандидатов, о времени и месте проведения заседаний избирательной комиссии, а также свободный доступ лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на эти заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными в пункте 1 настоящей статьи документами.

3. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать заявители, представители заинтересованных сторон, которые вправе давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

4. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан информацию об итогах регистрации республиканских списков кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов и иные данные о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим Конституционным законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному республиканскому списку кандидатов.

5. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

7. Всем членам избирательной комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.

8. В случаях, когда настоящим Конституционным законом предусмотрена выдача лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, заверенных копий протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, иных документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, заверение указанных копий производится председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии, а также ставит печать соответствующей избирательной комиссии.

 

ГЛАВА V. НАБЛЮДАТЕЛИ, ИНОСТРАННЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ) НАБЛЮДАТЕЛИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 28. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая республиканский список кандидатов.

2. Наблюдателем может быть гражданин Республики Южная Осетия, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, главы местных администрации, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, указанной в пункте 1 настоящей статьи. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

4. Направление, указанное в пункте 3 настоящей статьи, может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный пунктом 5 статьи 27 настоящего Конституционного закона, а в иную избирательную комиссию — в период с начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

5. Политическая партия, указанная в пункте 1 настоящей статьи, может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в настоящем Конституционном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за голосованием, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками избирателей;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в период, указанный в пункте 5 статьи 27 настоящего Конституционного закона Республики Южная Осетия;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 статьи 27 настоящего Конституционного закона Республики Южная Осетия;

6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

8) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Статья 29. Иностранные (международные) наблюдатели

1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Республику Южная Осетия в порядке, установленном законодательством Республики Южная Осетия, и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия.

2. Приглашения могут быть направлены Президентом Республики Южная Осетия, Парламентом Республики Южная Осетия и Правительством Республики Южная Осетия, Уполномоченным по правам человека в Республике Южная Осетия, Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Парламент Республики Южная Осетия направляет приглашения в соответствии с предложениями каждой из политических партий, республиканские списки которых допущены к распределению депутатских мандатов.

3. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца в соответствии с представленными им документами, удостоверяющими наличие приглашения любого из органов или лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Такое удостоверение дает право иностранному (международному) наблюдателю осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов.

4. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется настоящим Конституционным законом, иными законами Республики Южная Осетия.

5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня аккредитации в Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов.

6. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя производится за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

7. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Республики Южная Осетия находится под покровительством Республики Южная Осетия. Избирательные комиссии, республиканские органы государственной власти и органы государственной власти административно-территориальных образований Республики Южная Осетия обязаны оказывать ему необходимое содействие.

8. Иностранные (международные) наблюдатели вправе после окончания времени голосования излагать свое мнение об избирательном законодательстве и о подготовке и проведении выборов, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.

9. Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий.

10. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.

11. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им законов Республики Южная Осетия или общепризнанных принципов и норм международного права.

Статья 30. Представители средств массовой информации

1. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов депутатов Парламента, вправе:

1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;

3) получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных в пункте 2 настоящей статьи протоколов и приложенных к ним документов;

4) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

5) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

2. Представители иностранных средств массовой информации принимают участие в информационном освещении подготовки и приведении выборов Парламента, только после их официальной аккредитации в Республике Южная Осетия.