Проблемы и перспективы экономического сотрудничества между РФ и РЮО. Аза Тибилова

Выступление на конференции «Россия — Южная Осетия: 10 лет признания».

Медиа-центр «Ир», 23 августа 2018 года.

Особый дружественный характер отношений Российской Федерации и Республики Южная Осетия определяется и тем, что экономика Южной Осетии теснейшим образом связана с экономикой России. Совсем недавно в советское время экономика Южной Осетии со своими многовековыми традициями представляла собой органичную часть народнохозяйственного комплекса советского государства. Были развиты промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и др. отрасли. Главной ценностью продукции, произведенной в Южной Осетии, всегда являлось то, что она экологически чистая и натуральная. Производители сумели сохранить до сих пор уникальные технологии производства, местные сорта и виды продукции.

В советское время в Российскую Федерацию экспортировалась продукция югоосетинских заводов и фабрик. А Завод «Электровибромашина» был монополистом в СССР, его продукция экспортировалась не только в Россию, но и в десятки зарубежных стран, которые до сих пор предлагают сотрудничество. Большим спросом пользовалась продукция богатых месторождений талька, мрамора, серпентинитов, полудрагоценных камней Цънелисского предприятия «Югостальк». Из Цънелисского мрамора было построено несколько станций московского метро, его использовали при строительстве здания Правительства в Москве. Большим спросом пользовались а России натуральные минеральные воды «Дзау» и «Багиата». Кроме того в посёлке Дзау успешно функционировал уникальный бальнеологический санаторий на базе минеральной воды «Дзау». Со всех уголков России сюда приезжали поправить здоровье люди. Благодаря уникальным лечебным свойствам, минеральная вода «Дзау» была выделена в государственном стандарте СССР как отдельный тип воды. Минеральная вода «Дзау» способствует излечению нулевой и пониженной кислотности желудка, которые способствуют развитию онкологических болезней. Во многие российские регионы поставлялись из Южной Осетии натуральные соки, плодоовощные консервы, виноматериал и др.

Природно-климатические и другие условия Южной Осетии позволяют выращивать практически всю необходимую человеку сельхозпродукцию. Яблоки для Южной Осетии — это, то же самое, что мандарины для Абхазии. В советское время югоосетинские яблоки успешно экспортировалась во все регионы Россию.

В 1989-2008гг. Южной Осетии был нанесен огромный материальный ущерб в ходе военных действий и экономической блокады. На эти же годы пришлись и резкий переход от административных форм хозяйствования к рыночным механизмам, и мировой финансовый кризис, и природные катастрофы на территории страны. Все эти факторы способствовали тому, что экономика Южной Осетии оказалась в тяжелейшем кризисном состоянии.

Российская Федерация оказала Южной Осетии за 10 лет с момента признания ее независимости большую помощь в послевоенном восстановлении страны. Благодаря этому преодолевается послевоенная разруха. С 2008г Российская Федерация направила Южной Осетии значительную финансовую помощь. Как отметил Президент РФ Путин В. В. 18 марта 2015г.: «Всего в период с 2008 по 2014 годы общий объём финансовой помощи РЮО составил более 43 миллиардов рублей».

Для обоснования расходования российской финансовой помощи разрабатываются Инвестиционные программы содействия социально-экономическому развитию РЮО. В то же время в Республике не разрабатываются ежегодные Программы социально — экономического развития РЮО, на базе которых должен рассчитываться Государственный бюджет РЮО. И к сегодняшнему дню сложилась ситуация, когда Государственный бюджет РЮО стал полностью зависимым от российской финансовой помощи. Собственные доходы Республики не превышают 10%. Расчет исключительно на гуманитарные деньги подавляет собственные силы, предпринимательскую и производственную активность. И это — тупиковая ситуация.

На сегодняшний день экономика РФ сама имеет проблемы, связанные с последствиями экономических санкций со стороны Запада и мирового финансового кризиса. Поэтому, несомненно, общий национально — государственный интерес РФ и РЮО на сегодняшний день заключается в том, чтобы Южная Осетия стала самодостаточной страной, чтобы формировала свой Государственный бюджет РЮО за счет собственных налоговых поступлений. И для этого необходимо создать максимально возможное количество собственных налогоплательщиков, т. е. восстановить производственную деятельность предприятий различных отраслей, субъектов малого бизнеса. Несомненно, при создании соответствующих условий отечественные производители способны преодолеть экономический кризис в Южной Осетии, что в свою очередь позволит решить имеющиеся в Республике социально — экономические проблемы.

Пришло время разработки и реализации новой эффективной экономической политики. Очевидно, нужен новый концептуальный подход к экономическому взаимодействию наших стран.

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без выработки и обоснования целей, предвидения возможных последствий. И поэтому при разработке и реализации новой экономической политики надо использовать интеллектуальный потенциал и другие возможности Южной Осетии. В первую очередь, знание ситуации изнутри, анализ имеющихся проблем и путей их решения, опыта и традиций в области экономики РЮО.

Новая экономическая политика должна быть предназначена для того, чтобы обеспечить наиболее эффективное экономическое сотрудничество между РФ и РЮО. Она должна быть предназначена для достижения главных целей народа РЮО — возрождения народа и государства, решения острейших социально — экономические проблем.

Последствия многолетней кровопролитной войны, низкий уровень жизни населения, социально — экономический кризис, потребление импортных продуктов питания неудовлетворительного качества, рентгеновское облучение на таможенном посту Нижний Зарамаг, а также неудовлетворительное состояние системы здравоохранения привели к демографической катастрофе коренного осетинского народа в РЮО. Демографическая катастрофа осетинского народа характеризуется следующими показателями: за последние сто лет численность осетинского населения Южной Осетии сократилась почти в 3 раза; заболеваемость населения в 2008г составила 27983 случая, а в 2017г. — 61798. Т. е. заболеваемость населения в мирном 2017г увеличилась в 2,2 раза по сравнению с военным 2008г. За последние 9 лет к 2017г. заболеваемость онкологическими болезнями возросла в 6 раз, болезнями органов дыхания — в 8 раз, болезнями костно — суставной системы — в 3 раза, болезнями органов мочеполовой системы — в 8 раз, болезнями нервной системы — в 2 раза, сердечно — сосудистыми болезнями — на 31 %, врожденными пороками — в 9 раз и т. д. Вернулись некоторые, казалось бы, давно забытые болезни, такие, как например, туберкулез. В 2017г. практически ни одного не заболевшего, здорового человека в Республике не было. Сильно сократилась продолжительность жизни людей. Значительный рост заболеваемости не может не сопровождаться ростом смертности населения. С 2002г. смертность стала превышать рождаемость в разы.

Бедность населения стала острейшей проблемой Южной Осетии. В 2017г. средний размер пенсии составил — 6 280 руб. (в РФ — 14 тыс. руб.); минимальный размер пенсий — 2 900 руб. ; размер детского пособия — 200 руб. ( получают 6 917 детей); размер пособия по безработице — 0 руб. ( не выплачивается с 2007г); минимальная зарплата 1550 руб. ; (в РФ — 11 163 руб.); среднемесячная зарплата — 16 331 руб.; (в РФ — 40712 руб. в месяц). Таким образом, как сказал в своем Послании Президента РФ федеральному Собранию 1 марта 2018г Путин В. В., ” … забыли о главном — о людях, об их интересах и потребностях, о справедливости«.

Поэтому на сегодняшний день главная цель народа РЮО состоит в сохранении осетинского народа от физического вымирания, преодолении демографической катастрофы.

В мировой практике известны примеры тотальной замены в государстве одного этноса другим. Так, например, в Косово, называемом сердцем Сербии, в середине прошлого века, благодаря безответственной политике распахнутых дверей разрешение на проживание получили албанцы. Укрепившись демографически, они за 50 лет стали абсолютным большинством. Чем это закончилось, известно — истреблением, или изгнанием коренных сербов из Косово, превращением православной страны в мусульманскую, созданием американской военной базы численностью в несколько десятков тысяч военнослужащих. Очевидно, перспектива аналогичного развития событий в Южной Осетии не отвечает ни осетинским, ни российским государственным интересам. Если же демографическая катастрофа осетинского народа в РЮО не будет преодолена, можно спрогнозировать, что эту территорию займут другие, например, заселяющиеся в страну мигранты — мусульмане, исламские радикалисты. И они не будут похожи на исторически дружественных России осетин. Благодаря высоким демографическим показателям, мигранты могут быстро стать большинством населения, занять властные структуры и, очевидно, поставят вопрос о собственной независимости. Допускать развития событий по этому, наихудшему сценарию нельзя.

Ясно, что Россия должна быть заинтересована в том, чтобы в Республике Южная Осетия проживал дружественный ей осетинский народ. Вряд ли России, которая сама имеет демографические, санкционные проблемы, есть смысл отвлекать свои людские ресурсы и финансы на их содержание в РЮО. Нам представляется, что государственные интересы наших двух стран в Южной Осетии в целом совпадают.

Развитие экономики Южной Осетии должно происходить с ориентацией на главную цель — возрождения осетинского народа и его независимого государства — Республики Южная Осетия. Для того, чтобы сохраниться как народ, все имеющиеся ресурсы страны должны быть отданы гражданам РЮО, должны вкладываться в демографию, в создание людям приемлемых условий жизни и труда, здравоохранение, образование, науку, культуру, экономический рост, сельское хозяйство, малый бизнес, промышленность, строительство и т. д. Очевидно, именно это имел в виду Президент РФ Путин В. В., который на встрече с Президентом РЮО Бибиловым А. И. в ноябре 2017г. сказал: «В Инвестпрограмме на 2018-2019гг. мы подготовили специальный пакет льготного кредитования для населения и предприятий Южной Осетии на сумму 1 млрд. руб. Средства выделяются, в первую очередь, на развитие агропромышленного комплекса, малого предпринимательства».

Республика Южная Осетия располагает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы при наличии соответствующей воли обеспечить достойную жизнь своим гражданам, взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Российской Федерацией.

Что касается конкретных направлений развития экономики, то Южная Осетия призвана стать страной — производителем экологически чистой продукции. Разработана научно обоснованная ” Концепция восстановления и развития производства экологически чистой продукции в Республике Южная Осетия“. Еще совсем недавно в Южной Осетии производилась и потреблялась исключительно экологически чистая продукция. Значит и сейчас производство экологически чистой продукции может стать специализацией национальной экономики Южной Осетии. Нужны лишь воля и намерение это осуществить. На сегодняшний день экологичность является мощным и единственным конкурентным преимуществом югоосетинских товаропроизводителей. Ничем другим они не могут серьезно конкурировать с остальным миром. Поэтому имя страны — Республика Южная Осетия должно ассоциироваться с чистой экологией, с производством экологически чистой продукции. И это может стать надежным брендом государства. В то время когда другие страны гонятся за массовым производством, наращивают производство в ущерб безопасности и качеству, у Южной Осетии есть уникальный шанс занять нишу по производству безопасной и качественной экологически чистой продукции. В частности, для Южной Осетии представляется хороший шанс заявить о себе, как о поставщике экологически чистых продовольственных товаров. Тот факт, что на протяжении последних 30 лет в почву не вносились минеральные вещества и химические удобрения, можно теперь использовать как основное преимущество в выращивании экологически чистых продуктов. В стране достаточно преимуществ для выращивания подобной продукции. Основными из них являются благоприятные климатические и географические условия, национальные традиции, наличие чистых земель, рабочей силы, том числе и высококвалифицированных специалистов и др.

Поставка в Российскую Федерацию экологически чистой продукции различных отраслей из Республики Южная Осетия может стать главным перспективным направлением экономического сотрудничества наших стран. Из промышленной продукции традиционно востребованы в России обогатительное оборудование, мебель из натурального дерева, натуральные соки, в т. ч. яблочный, фруктовые и овощные пюре для детей, сухофрукты, в т. ч. для военнослужащих, компоты, плодоовощные консервы, натуральные минеральные воды, в т. ч. в стеклянной таре, пиво осетинское, вино натуральное, национальные сувениры, одежда из натуральных тканей, спецодежда, книги, брошюры, осетинский сыр, яблоки и др. фрукты и овощи, виноград, мед и др.