Предвыборная программа кандидата в Президенты Республики Южная Осетия Гаглоева Алана Эдуардовича

Дорогие друзья!

Мы вместе живем на благодатной земле Осетии, Алании.

Мы в равной степени заслуживаем того, чтобы жить достойно, растить детей и передавать им все то лучшее, что есть у нашего народа.

Эта простая истина. Но, к сожалению, наша государственная система сегодня такова, что не может обеспечить нормальную жизнь для большинства наших граждан, уровень жизни населения низкий. Республика не в состоянии покрыть свои нужды и находится практически на полном содержании братской России.

Такое положение не меняется на протяжении многих лет. Из республики уезжают трудоспособные граждане, а на их место прибывают гости из среднеазиатского региона. Внутри нашего общества постоянная напряженность и разобщенность.

Что происходит, к чему мы идем?

Считаю, что так дальше продолжаться не может. Народ устал.

Благоприятную обстановку в республике не позволяют надолго сохранить следующие причины.

Первое — насущные проблемы народа решаются либо медленно, либо вовсе не решаются, от этого постоянная напряженность в обществе. Слабая эффективность работы государственных органов обусловлена неправильной кадровой политикой в государстве.

На многих руководящих должностях находятся люди, недостаточно подготовленные, либо не пользующиеся авторитетом и доверием населения.

Вторая причина в том, что у нас не учитываются интересы различных слоев общества. Раз за разом происходит деление народа на «своих» и «чужих». Приближенные к руководству имеют все, а остальные — ничего, их интересы не учитываются. Диалог между властью и народом не налажен.

При таком подходе невозможно достичь долговременного общественного согласия и стабильности, обеспечить равномерное социально-экономическое развитие республики.

Наш народ заслуживает более достойной жизни. Он свое выстрадал.

Наша общая задача — объединиться, преодолеть названные проблемы и начать развитие государства.

Следует наметить конкретные и четкие государственные цели и выстроить ту систему государственного управления, которая приведет к их достижению.

При этом не нужно революционных реформ, которые способны привести к хаосу и потере управляемости. Нужно равномерное и устойчивое продвижение вперед. Все хорошее, что у нас есть — следует сохранить и, одновременно, исправлять те серьезные недостатки, которые тормозят наше развитие.

1. Наши цели и идеология

Нашими главными целями являются:

  1. Возрождение Аланского государства. Государства достойных, мужественных, трудолюбивых людей;
  2. Сохранение нашего национального достояния — осетинского языка, традиций и обычаев;
  3. Обеспечение равенства всех граждан перед законом;
  4. Построение справедливого общества, забота о людях;
  5. Развитие самодостаточной экономики.

Наша идеология — это возрождение Южной Осетии, Алании, небольшого, но внутренне сильного, сплоченного государства.

Наша идеология — это подъем национального духа.

Нация, у которой нет внутреннего стержня, духа — обречена на исчезновение. Наш стержень — это наш язык, обычаи, традиции. Агъдау. Православие. Патриотизм и братство. Трудолюбие.

Мы должны защититься от так называемой «западной культуры», заключающейся в пропаганде безнравственности, вульгарности, насилия, жестокости и обмана.

Утрата нашей духовной культуры — это утрата смысла жизни.

Уверен, что эти цели достижимы — главное пробудить здоровые силы нашего народа, сбросить оцепенение и начать работать по имя возрождения Алании.

  1. Работа государственного аппарата. Кадровая политика

Решение поставленных перед нами задач выполнимо путем создания эффективно действующей государственной системы.

Что мы имеем сегодня?

Задачи, возложенные на государственные органы, выполняются недостаточно эффективно. Многочисленные обращения граждан остаются без ответа.

В чем причина такой ситуации? В том, что на руководящие должности назначаются люди, не готовые решать государственные проблемы. Они принимаются на работу не по деловым качествам, а по иным причинам.

В результате, из-за одного такого чиновника страдают интересы сотен, а то и тысяч наших граждан, и, следовательно, страдают интересы государства.

Мы должны изменить эту ситуацию.

«Кадры решают все» — это истина на все времена.

Для решения государственных задач необходимы ответственные, работоспособные, подготовленные специалисты, патриоты. И не важно, находится этот специалист в твоей «команде» или нет.

Мы все находимся в одной команде — команде Осетии.

Общество, которое неспособно выдвигать на вышестоящие должности лучших своих представителей — обречено на прозябание и деградацию.

Поэтому следует поэтапно вводить систему независимого конкурсного отбора на государственную службу. В том числе, с использованием современных средств тестирования.

Объективный и прозрачный подбор и расстановка кадров найдет понимание в обществе и, самое главное, на государственные должности будут приниматься достойные кандидаты.

Требовательность к руководителям всех уровней должна повыситься. Отсутствие контроля и требовательности приводит к расхолаживанию чиновников, начиная от руководителей, до подчиненных.

Если конкретный чиновник не способен обеспечить результат на порученном участке — то он должен уйти, уступить место более способному. Иначе будут страдать интересы всего народа. Проблемы так и останутся нерешенными.

Южная Осетия должна стать страной, ценящей специалистов, — людей, желающих работать, развиваться и идти вперед.

Нам нужно вводить систему, при которой руководитель каждого государственного органа обязан будет публиковать на сайте своего ведомства отчеты (полугодовые, годовые) об основных результатах своей деятельности в сравнении с прежними периодами. Народу нужно видеть как идет работа, что улучшается или ухудшается.

В зависимости от результатов необходимо поощрять или привлекать к ответственности руководителей и работников ведомств.

Нужен строгий контроль за рассмотрение заявлений граждан. Каждое заявление должно рассматриваться своевременно с дачей ответа заявителю.

Только таким способом можно добиться положительных результатов работы, ответственности государственных органов перед народом.

В целях совершенствования государственного управления необходимо не откладывая:

— объединить Администрацию Президента РЮО и Аппарат Правительства РЮО в единый орган — Администрацию Президента и Правительства РЮО. Это ведет к централизации управления, устранению дублирования функций, снижению бюрократизма, оптимизации штатов;

— принять закон о государственной службе. Нашему государству уже 25 лет, а государственная служба до сих пор не упорядочена;

— сделать единообразной систему должностей и начисляемых зарплат в государственных органах и бюджетных учреждениях, а также в правоохранительных и силовых структурах;

— устранить несправедливо большие разрывы между заработной платой руководителей и подчиненных. Следует добиваться общего повышения заработной платы служащих;

— принять новую редакцию закона «О противодействии коррупции». Действующий закон не предусматривает достаточных механизмов противодействия коррупции, и эта работа ведется неэффективно.

Следует особо подчеркнуть необходимость приведения в демократический вид так называемого «ценза оседлости» для кандидатов в Президенты РЮО.

Раз за разом эта норма приводит к кризисным явлениям в республике, вносит раскол в общество. Это недопустимо. Следует вернуть в Конституцию демократическую формулировку, с тем, чтобы каждый гражданин, проживавший в Южной Осетии в течение 10 лет (независимо от того «последние» они перед регистрацией либо другие) вправе был баллотироваться в Президенты РЮО. Народ сам решит — достоин ли данный кандидат стать Президентом или не достоин.

То же самое касается и действующего 5-летнего ценза оседлости для кандидата в депутаты Парламента РЮО.

Эти вопросы нужно решить не откладывая, во избежание повторения кризисов.

Давно назрела реформа местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

У нас нет сегодня представительных органов власти на уровне районов республики и города Цхинвал, у нас нет выборной системы органов местного самоуправления. Это противоречит Конституции РЮО и тормозит решение государственных и общественных вопросов.

Сегодня жители сел и поселков никак не влияют на решения органов власти, касающиеся конкретного села или района. У людей опускаются руки. Необходимо разбудить инициативу на местах. Жители должны сами активно обустраивать свою жизнь, решать вопросы местного значения.

Быть избираемыми должны также главы администраций районов (города). При этом в целях сохранения вертикали исполнительной власти, право отставки указанных должностных лиц должно принадлежать кроме населения, также и Президенту РЮО.

Реформы нужно начать с разработки и принятия закона «О местных органах государственной власти», и принятия в новой редакции закона «Об органах местного самоуправления».

Следует обозначить перспективные задачи совершенствования государственного аппарата.

Прежде всего, необходимо до конца завершить переход на смешанную систему выборов в Парламент, с тем, чтобы дать возможность баллотироваться кандидатам, не состоящим в какой-либо политической партии. Эта реформа предоставит больший выбор народу и позволит делегировать в Парламент наиболее авторитетных и подготовленных граждан.

После избрания Парламента нового созыва следует обсудить вопрос сбалансированности полномочий Президента, Правительства и Парламента РЮО.

По действующему законодательству президентская власть очень сильна и слабо контролируема. С другой стороны, Парламент прямо не отвечает за состояние дел в государстве и результаты развития, что позволяет ему свободно критиковать исполнительную власть, зачастую необоснованно.

То есть в самой системе заложен потенциальный конфликт. И это не в интересах единства и спокойного развития общества.

Поэтому следует продумать возможность некоторого ослабления президентской власти в пользу Парламента.

Необходимо предоставить Парламенту право согласовывать кандидатуры для назначения на должность не только Председателя Правительства, но и отдельных министров, таких как министр экономики, министр сельского хозяйства, министр строительства.

В результате, исполнительная и законодательная власти будут равно ответственны перед народом за состояние дел в обществе и развитие экономики. Это сделает их взаимодействие и текущий диалог более спокойным и конструктивным.

В целях повышения эффективности работы Парламента совместно с депутатским составом следует продумать систему регулярной отчетности депутатов перед избирателями и процедуру отзыва депутата, в случае если он не оправдал ожидания избирателей или своей партии.

Важнейшим направлением совершенствования государственной системы должна стать судебная реформа.

Мы заинтересованы в том, чтобы суд выносил законные, справедливые решения, особенно в сложные исторические моменты, поэтому необходимо усилить независимость судей от исполнительной и законодательной властей.

Следует предусмотреть назначение судей не на 5 лет каждый раз, а на 5 лет первоначально, затем, если судья достойно отработал эти 5 лет, — назначать на 10 лет, после чего — на пожизненный срок до достижения предельного возраста судьи — 65 лет.

Это укрепит судебную систему, повысит законность в государстве, улучшит защиту прав и свобод граждан.

С учетом изложенного, должна быть прекращена нынешняя, так называемая «судебная реформа», которая заключается в досрочном переназначении судей Верховного суда. Такая «реформа» ведет к потере стабильности судебной системы, возникновению неуверенности судей в завтрашнем дне, усилению зависимости от мнения Президента и Парламента РЮО, назначающих их на должность.

  1. Оборона и безопасность

Благодаря заключению Договора о союзничестве и интеграции между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия от 18 марта 2015 г. нашу республику взяла под военную защиту Великая Россия.

В развитие данного Договора ожидается подписание Соглашения о порядке вхождения отдельных подразделений Вооруженных сил РЮО в состав Вооруженных сил РФ.

Таким образом, интеграционные процессы в вооруженных силах двух стран достигают наивысшего развития. Это приведет к повышению эффективности взаимодействия в военной сфере.

Как показывает опыт отражения грузинской агрессии 2008 года нашей республике необходимо наличие небольшой, но мобильной и боеспособной армии. Она должна быть готова к отражению агрессии со стороны грузинской армии и диверсионно-террористических групп до начала применения Вооруженных сил Российской Федерации.

Для югоосетинской молодежи должна быть открыта дорога к военной службе как в составе Югоосетинской, так и Российской армии.

Одним из важных вопросов является обеспечение социальной защиты военнослужащих по аналогии с видами гарантий, предусмотренных для военнослужащих Российской армии. Следует поддержать инициативу о расчете срока службы военнослужащих в период с 2004 по 2008 год из расчета «год за три».

Органы государственной безопасности нашей республики выполняют сложные задачи в обстановке противодействия агрессивному противнику. В этих условиях необходимо постоянное повышение профессионализма сотрудников и тесное сотрудничество с органами безопасности Российской Федерации.

В целях недопущения распространения в республике радикальных исламских течений следует ужесточить правила въезда и контроля за прибывающими в республику представителями среднеазиатского региона.

Следует усиливать охрану государственной границы с Грузией. Нам необходимо ее максимальное техническое укрепление.

Ограничения для въезда граждан Республики Южная Осетия в населенные пункты Южной Осетии, расположенные в пограничной зоне, должны быть сняты.

Наличие постов на въездах в села малоэффективно с точки зрения предотвращения незаконного проникновения лиц с грузинской стороны. При этом дополнительные ограничения для жителей сел вызывают серьезное недовольство с их стороны и даже конфликты с российскими пограничниками. Это неправильная тенденция и ее необходимо исправить.

  1. Законность. Правоохранительная деятельность

Южная Осетия всегда была спокойным, законопослушным регионом. Даже 20 лет вооруженного конфликта со всеми его тяготами и несправедливостью не смогли сломить наше внутреннее уважение к закону и порядку.

Мы осознаем, что уважение к закону — есть уважение друг к другу.

Самое главное, чтобы закон соблюдался всеми, без исключений и злоупотреблений.

Сотрудники органов правоохранения — это наша надежда и опора. И в годы испытаний, и в мирное время, они доказали верность Родине, верность народу.

Время идет вперед и сейчас необходимо осваивать новые методы и способы противодействия преступности, укреплять взаимодействие с правоохранительными органами Российской Федерации.

В этой связи большим шагом вперед является создание совместного Информационно-координационного центра МВД РФ и РЮО. Он позволит значительно повысить эффективность совместной работы и более активно перенимать опыт борьбы с преступностью.

Из тех вопросов, которые давно назрели и требуют решения, выделим пенсионный вопрос для сотрудников ряда правоохранительных органов.

На протяжении многих лет сотрудники Прокуратуры, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Контрольно-счетной палаты, Управления исполнения наказаний не могут нормально уйти на пенсию. Добросовестно отработав многие годы, они вынуждены увольняться без пенсии или перехаживать все сроки службы в ожидании решения пенсионного вопроса. Это неправильно. Необходимо, не откладывая, разработать и принять закон о пенсионном обеспечении сотрудников указанных ведомств.

Есть направления, на которых нужно усилить работу. Это, например, борьба с незаконным оборотом наркотиков, коррупцией, борьба с контрабандой из Грузии, пресечение незаконной вырубки лесов, добычи полезных ископаемых.

Нуждается в активизации работа ГИБДД. В республике большая аварийность, жители не чувствуют себя в безопасности. Соблюдение скоростного режима и трезвость за рулем должны быть обязательными правилами для всех, в первую очередь, для работников силовых структур.

  1. Экономика

Одной из главных наших целей является развитие самодостаточной экономики.

Огромное спасибо братской России за всестороннюю помощь в поддержке нашего государства. Но, где при этом наше участие, наш вклад в обеспечение своих нужд?

Народ Осетии способен трудиться и обеспечивать себя. Необходимо создать для этого необходимые возможности.

Нашим приоритетом должна стать всесторонняя государственная поддержка предпринимательства, создание в республике благоприятного инвестиционного климата.

Независимый статус Южной Осетии дает много преимуществ для развития экономики.

Республика должна стать ответственным и надежным деловым партнером в современном бизнесе и инвестиции пойдут к нам. Желающих много. В первую очередь, это выходцы из нашей республики. Они готовы делать вложения в экономику при условии надежности и честности во взаимоотношениях.

Никаких «откатов» для чиновников не должно быть, потому что наша цель — развитие экономики, создание новых рабочих мест.

У нас есть прекрасные возможности для открытия:

— предприятий по производству питьевой и минеральной воды;

— предприятия по утилизации бытовых отходов;

— предприятий по производству строительных материалов;

— строительства мини-гидроэлектростанций на горных реках;

— строительства горных спортивных баз для российских и наших спортсменов, что также поможет оживить горные районы.

Приведенный перечень можно продолжать.

Следует налаживать тесные деловые взаимоотношения с правительственными и предпринимательскими кругами России, как нашего главного торгового партнера.

Каких-либо искусственных препятствий между нами для ведения бизнеса не должно быть. Таможенные формальности следует предельно упростить.

Наша задача — создать все условия для продвижения на российский рынок продукции наших предпринимателей.

Важнейшей задачей также является развитие банковской системы, способной к кредитованию малого и среднего бизнеса.

Из административных механизмов пополнения государственного бюджета и развития предпринимательства можно выделить следующие:

— необходимо создать систему стимулирования работников фискальных органов (таких как Комитет по налогам и сборам, Контрольно-счетная палата, Государственный таможенный комитет и др.). От эффективной и заинтересованной работы этих ведомств напрямую зависит пополнение бюджета. По этой причине, часть средств, поступающих в бюджет в результате их работы, должна направляться на поощрение сотрудников указанных ведомств;

— в составе нашего бюджета следует образовать фонд поддержки предпринимательства, в который должны поступать не менее 5 % от всех налоговых поступлений;

— следует образовать фонд погашения задолженности государства перед предпринимателями, в который также должна перечисляться часть налоговых поступлений. За счет этого, а также иных мер, мы должны погасить государства перед строительными подрядчиками и другими предпринимателями. Там, где годами не выплачиваются государственные долги не может быть речи об инвестиционной привлекательности;

— следует отказаться от необоснованных трат из государственного бюджета, таких как приобретение дорогостоящих иномарок в качестве служебного автотранспорта и других. Делать такие расходы из средств, получаемых от Российской Федерации, неправильно. Сэкономленные средства лучше направлять на социальные расходы.

В инвестиционной программе поддержки социально-экономического развития Республики Южная Осетия на 2018-2019 годы должны в обязательном порядке найти отражение мероприятия по развитию реального сектора экономики, в том числе — сельского хозяйства.

Нужно переходить от преобладающего вложения средств в строительство объектов инфраструктуры к финансированию проектов экономического развития.

Важным шагом по стимулированию экономики будет разработка нового закона о приватизации отдельных объектов государственной собственности. Нынешний закон устарел и фактически не работает.

В результате, долгие годы облик города портят разрушенные здания бывшего городского универмага, детского мира, магазина «Фарн», и многих других объектов, оставленных без внимания. Их давно необходимо отдать в заботливые руки для восстановления и использования с пользой для государства.

Особо следует выделить налоговую и бюджетную реформы.

Необходима ревизия налогового законодательства и создание такого налогового климата, который бы способствовал предпринимательской активности.

Сейчас у нас единый республиканский бюджет и все налоговые поступления стекаются в него. Районы республики и город Цхинвал не имеют самостоятельных бюджетов, налоги в них не поступают.

При такой системе главы администраций районов и города Цхинвал вынуждены ждать поступления средств из госбюджета, что делает их полностью зависимыми от вышестоящего руководства, связывает их инициативу и тормозит процессы развития.

Необходимо образовать самостоятельные бюджеты в районах республики и в городе Цхинвал, определить виды налогов, которые будут поступать в них.

Нужна прямая зависимость между успехами главы администрации района (города) в создании новых рабочих мест, предприятий, фермерских хозяйств, увеличении налоговых поступлений — и его нахождением на должности. Руководитель района (города) должен каждые полгода отчитываться о своих результатах, доказывать свою эффективность.

Предпринимательскую деятельность и вообще современную жизнь трудно представить без Интернета и надежной мобильной телефонной связи. И с тем и с другим у нас в республике большие проблемы.

Республике остро необходима оптико-волоконная связь, а также второй мобильный оператор наряду с компанией «Мегафон».

  1. Сельское хозяйство. Возрождение села

Вопрос развития сельского хозяйства — это не просто вопрос развития одного из секторов экономики.

Это вопрос нашего выживания — сохранения наших сел, сельского уклада, традиций и возвращения жизни в наши ущелья.

Огромное спасибо всем жителям села, до настоящего времени не оставившим свои родные места, не дающим зарасти тропам к нашим Святым местам.

Мы все родом из села, там наши корни, наша сила.

Не может быть полноценного развития личности без знакомства с селом, сельским трудом, общения с природой. Поэтому возрождение села — это наша судьбоносная задача.

Что мы имеем сегодня?

В то время как у нас есть возможности для развития сельского хозяйства, мы стоим на месте, а наш рынок заполняется продуктами из Грузии и республик Северного Кавказа.

Считаю, что продовольственная зависимость от Грузии категорически недопустима с точки зрения развития национальной экономики и задачи обеспечения государственной безопасности.

В сельском хозяйстве у нас широкие возможности по обеспечению продукцией сельского хозяйства не только граждан республики, но и российских военнослужащих, дислоцированных на территории республики. Этим нужно взаимовыгодно пользоваться.

В целях начала процесса оздоровления сельского хозяйства, создания необходимых условий жизни для сельчан необходима разработка комплексной государственной программы «Возрождение села».

В селах должны быть дороги, вода, свет, телевидение, интернет, школы, детские сады, в перспективе — газ. К этому нужно целенаправленно идти.

Сельскому труженику, фермеру должна оказываться всесторонняя поддержка — начиная от законодательного регулирования, до кредитования, дотаций и создания условий для сбыта продукции.

В первую очередь следует оказать помощь сельчанам в приобретении сельхозтехники либо возможности ее аренды. Следует вернуться к созданию машинно-тракторных станций.

Наша задача поощрять развитие животноводства, птицеводства, садоводства и овощеводства в зависимости от специфики района.

Продукция сельского хозяйства должна перерабатываться на предприятиях агропромышленного комплекса. Это малые и средние предприятия по переработке и консервированию мяса, молока, фруктов, овощей, производству вина.

Должен быть налажен строгий контроль за использованием земельных ресурсов. Все земли следует разделить на категории и использовать по назначению.

Земля — это народное достояние.

Необрабатываемые и неиспользуемые земли должны изыматься и передаваться другим пользователям. Права дальнейшей передачи земли в субаренду быть не должно, чтобы отдельные лица не наживались за счет чужого труда, а стоимость конечной продукции не возрастала.

  1. Социальная политика. Здравоохранение

Мы — государство, находившееся в состоянии вооруженного конфликта более 20 лет. Каждый из нас прямо или косвенно пострадал от войны.

Война оставила нам вдов, сирот, инвалидов, раненных, физически и психически больных, малоимущих, людей, потерявших жилье. Все общество переживает постконфликтный стресс.

Поэтому социальная политика для нас — это особый вопрос. Вопрос о том, способны ли мы помнить и оказывать поддержку тем, кому труднее всего.

В целях наведения приведения социальной политики в систему, считаю необходимым создание в республике самостоятельного органа исполнительной власти — министерства социального развития. Нынешнее министерство здравоохранения и социального развития не в силах охватить два приоритетных направления.

Новый орган должен начать с составления полной базы данных лиц, нуждающихся в социальной защите, и разработки законодательства в сфере социальной защиты, определения льгот и преимуществ для нуждающихся категорий граждан.

Наша задача — сделать общество более справедливым, проявлять заботу о нуждающихся.

Важнейшей задачей является повышение пенсий для граждан Южной Осетии, не имеющих возможности оформить пенсии в Российской Федерации. Наши пенсии недостаточны для удовлетворения минимальных жизненных потребностей.

У нас есть особая категория граждан — защитники Отечества. На своих плечах они вынесли тяжелый груз борьбы за независимость. Сейчас они во многом оставлены без внимания, их голос не слышен.

Давно назрела необходимость принятия закона «О защитниках Отечества», в котором нужно определить их статус и соответствующие льготы. Защитники Отечества должны быть больше вовлечены в общественные процессы и обсуждение государственных вопросов.

Значимость развития здравоохранения трудно переоценить.

Постконфликтное общество всегда нездорово. Добавим сюда очень сложную демографическую ситуацию — и станет очевидной необходимость особых, действенных шагов по поддержанию здоровья нашего населения.

Недостаток современного оборудования для диагностики и лечения, а также специалистов, готовых на нем работать, вынуждает жителей республики массово выезжать на лечение за ее пределы.

Нынешняя ситуация, когда все большее и большее количество наших граждан выезжает на лечение в Грузию, не может дальше продолжаться. Затронуты интересы нашей государственной безопасности.

Отметим, что благодаря помощи российских специалистов у нас принята Концепция развития здравоохранения на 2017 — 2021 годы, предусматривающая комплекс мер по выводу нашего здравоохранения на более высокий уровень. Концепция должна быть полностью реализована.

Это шаг нам необходимо было делать значительно раньше.

Нам необходимо самое тесное сотрудничество с медицинскими учреждениями Российской Федерации, в том числе, для получения помощи в подготовке специалистов.

Мы должны добиться того, чтобы основной спектр медицинских услуг для детей и взрослых оказывался в республике, без выезда за ее пределы.

  1. Образование и наука. Культура

Жизнь в мире развивается стремительно. И государство, и каждый человек, должны отвечать новым условиям жизни.

Без повышения качества образования — нет движения вперед.

Нужно помочь нашим школам, средним специальным учебным заведениям, Юго-осетинскому государственному университету в их работе. Статус учителя, статус преподавателя должен повышаться.

Наша задача — обеспечить подготовку специалистов, востребованных в современной экономике и государственном управлении.

Сегодняшняя практика бессистемного направления абитуриентов на учебу по лимитам в Российскую Федерацию должна быть пересмотрена.

Молодые люди, получив образование, не могут затем найти работу в Южной Осетии и вынуждены оседать за ее пределами. Это невосполнимый удар по нашему генофонду, демографии и кадровому потенциалу.

Необходим расчет потребности республики в специалистах разного профиля. Перед направлением будущего специалиста на учебу мы должны быть уверены в том, что он нужен республике и не останется без работы.

С каждым абитуриентом должен заключаться государственный контракт на обучение, предусматривающий последующее обязательное трудоустройство в республике.

Большое внимание следует уделять поддержке нашей науки, в первую очередь — исторической. Она находится в бедственном положении. Необходимо создавать материально-бытовые и иные условия для работы наших ученых, обеспечения преемственности поколений научных работников.

Осетинский язык и культура — это корни, на которых держится дерево жизни нашего народа. Они должны быть здоровыми и крепкими.

Сегодня за перипетиями жизни мы не замечаем, что теряем их, теряем самое главное.

Необходима разработка глубоко продуманной программы сохранения нашей культуры, центральным звеном которой должны стать меры по сохранению осетинского языка.

Каждый осетин должен помнить слова великого В. И. Абаева о том, что «Гибель языка есть гибель народа».

Школьная программа должна быть более насыщена занятиями, знакомящими детей с различными составляющими осетинской культуры.

Следует продумать возможности по воссозданию фамильных ныхасов. Данный институт мог бы способствовать сохранению и преемственности традиций, носить объединяющую, воспитательную и стабилизирующую роль в обществе.

  1. Молодежная политика. Демография

Наша молодежь — самая лучшая. Это доказано временем.

Несмотря на годы лишений и отсутствие заботы о ней, она осталась порядочной, оптимистичной и нацеленной на активную жизнь.

Задача государства — дать возможность молодым трудиться и содержать семью.

К сожалению, сегодня этого не происходит. Безработица среди молодежи выходит за любые рамки.

Многие граждане занимают по две, три должности на госслужбе, в то время как сотни молодых людей остаются безработными. Трудоспособная молодежь в поисках работы вынуждена выезжать за пределы республики.

Это не просто несправедливо, это разрушительно для нашего общества.

Не видно нацеленности государства на создание новых рабочих мест. Те единичные примеры открытия новых предприятий, которые у нас есть за последние годы — это результат инициативы наших Российских партнеров. Самостоятельных успехов наших государственных структур практически нет.

Такая политика требует кардинального изменения.

Государственные органы должны быть четко ориентированы на прием на работу молодых работников. Вплоть до определения минимальной процентной квоты для молодежи.

Нам нужно обновлять кадровый состав государственных органов, давать возможность молодым расти, проявлять себя.

Государство должно поддерживать молодежные общественные организации и движения, оказывать особую помощь предпринимательским проектам с участием молодежи.

Воспитание здорового поколения — это важная государственная задача. Наша молодежь должна быть ориентирована на здоровый образ жизни и занятия спортом.

Следует продолжить открытие спортивных залов в г. Цхинвал, районных центрах, а также в селах республики.

Молодые люди, достигшие наибольших успехов в учебе, спорте, искусстве и других сферах должны поощряться из специального фонда.

Решение демографической проблемы в республике также напрямую связано с поддержкой молодежи.

Необходима разработка отдельной государственной программы «Молодая семья» и закона о поддержке молодых семей. Следует установить льготы для молодых семей, пособия по рождению детей, возможность решения жилищного вопроса и другие меры поддержки.

Молодым семьям по их заявлениям должны беспрепятственно выделяться земельные участки для строительства жилья и ведения приусадебного хозяйства.

Кроме того, возможна реализация различных проектов для решения жилищного вопроса в условиях ограниченности государственных средств.

Например, можно выстроить в северной части г. Цхинвал коттеджные поселки, подвести к ним коммуникации и довести строения до уровня «под крышу», без проведения внутренних отделочных работ. Такое жилье будет значительно дешевле. Его можно сдавать молодым семьям в рассрочку на 25 лет. В случае рождения детей сумму выплаты списывать долями, вплоть до полного погашения суммы при рождении третьего ребенка.

Реальную поддержку следует оказывать многодетным семьям, в которых воспитывается три и более детей. Льготы и меры поддержки для таких семей должны быть гарантированы и закреплены законодательно.

  1. Внешняя политика

Внешняя политика государства должна быть взвешенной, направленной на полное соблюдение имеющихся международных договоренностей.

Главным внешнеполитическим партнером и единственным гарантом безопасности для нас является Российская Федерация. Приоритетом должно быть продолжение интеграции с Россией во всех сферах.

Осетия была и должна оставаться опорой России на Южном Кавказе.

В соответствии со статьей 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г. стороны проводят согласованную внешнюю политику. Данной позиции нужно придерживаться.

Это, в первую очередь, касается вопроса проведения референдума о вхождении Южной Осетии в состав Российской Федерации.

Считаю, что ускорять решение вопроса о вхождении в состав Российской Федерации не следует. Нам ясно дают понять, что Россия желает продолжать отношения с Южной Осетией в качестве независимого государства и не готова сегодня решать вопрос о ее присоединении.

Кроме того, считаю, что к проведению такого референдума мы сегодня не готовы на фоне имеющегося внутриполитического раскола в обществе.

Нужно, прежде всего, стабилизировать обстановку. Затем обсудить со всеми политическими силами республики схему проведения референдума, по которой также пока нет согласия. При достижении консенсуса можно будет переходить к проработке данного вопроса с внешнеполитическим ведомством Российской Федерации.

Сегодня у нас есть исторический шанс строительства независимого Аланского государства. Давайте им воспользуемся.

Нужно понимать, что сегодняшние общественные и государственные проблемы Южной Осетии эффективней решатся при независимом статусе нашего государства.

Российская Федерация оказывает нам беспрецедентную помощь во всех сферах. При такой поддержке мы можем наладить эффективную работу государственных структур, добиться развития экономики и обеспечить достойный уровень жизни для наших граждан.

Приоритетным направлением должно быть налаживание тесных связей с братской Республикой Северная Осетия-Алания. Наши отношения должны активно развиваться на всех уровнях, начиная от правительственного, до частного.

Следует расширять сотрудничество с осетинскими диаспорами Российской Федерации и зарубежья. Совместно должны решаться вопросы сохранения осетинской культуры и привлечения инвестиций в экономику.

Нашими партнерами на международной арене должны оставаться государства, которые вместе с нами вели и ведут трудную борьбу за независимость — это Республика Абхазия, Нагорно-Карабахская республика (Арцах), Приднестровская Молдавская республика.

Тесные отношения необходимо налаживать и с новыми республиками, добивающимися признания — это Донецкая и Луганская народные республики. Независимость указанных республик нами признана, теперь необходимо продолжение развития наших отношений в различных сферах.

При поддержке Российской Федерации необходимо продолжить работу по обеспечению признания нашего государства со стороны других государств-членов ООН, помимо России, Венесуэлы, Никарагуа, Науру, Тувалу. Необходимо вести работу по вступлению Республики Южная Осетия в международные организации и объединения.

Позиция нашего государства по отношению к Грузии должна остаться неизменной. Грузия должна признать геноцид и агрессию в отношении югоосетинского народа в августе 2008 года и подписать обязывающий международный документ о неприменении силы.

Заключительная часть

Дорогие друзья, в настоящей программе обозначены наиболее важные принципы решения государственных задач и планируемые мероприятия.

Безусловно, это неполный перечень того, что нужно сделать. Объем предстоящей работы огромен. Слишком много накопилось проблем.

Тем не менее, каждый из обозначенных пунктов выполним. Для этого нужны знания, желание и правильная организация работы.

Каждый из нас должен сделать свой вклад в строительство нашего государства. Тогда у нас все получится.

Еще раз подчеркнем, что все необходимые преобразования должны осуществляться постепенно, без революций. Одним махом решить все проблемы невозможно.

С самого начала необходимо изменить только кадровую политику.

На руководящие должности должны назначаться лучшие специалисты вне зависимости от партийных и личных симпатий. Во власти не должно быть лиц, не пользующихся авторитетом и доверием народа.

Что касается выполнения программы — то руководитель государства каждые полгода обязан отчитываться перед народом о ходе ее выполнения. Отчет должен публиковаться для всеобщего обозрения.

Это будет диалог власти с народом.

Вместе мы добьемся всего. Наше завтра будет лучше, чем сегодня!

Алания, вперед!