Сложность ситуации начала 90-х заставляла ВС РЮО искать все новые формы обеспечения безопасности и возможности для развития. В январе 1993 года сессия ВС вновь обсудила вопросы взаимодействия и дальнейшего развития с Северной Осетией. Было принято обращение президиума Верховного Совета Республики Южная Осетия к Верховному Совету Северо- Осетинской советской социалистической Республики.
В обращении отмечалось: «В геополитическом плане обе части Осетии принесены в жертву могущественными силами, которые хотят завладеть важнейшим плацдармом на Кавказе, каждый в свою угоду, и в ущерб интересам осетинского народа. Отсутствие единства национальной программы ослабляет наши силы не только во внешней политике, но также позволяет умело и коварно разжигать внутренние осетино-осетинские противоречия, создавая проблемы с тысячами беженцев, которые бегут не только из одной части в другую, но как это происходит сегодня, на Осетию обратили свои взоры многие десятки тысяч осетин из Грузии и других регионов, которые также подвергаются притеснениям».
В обращении был поставлен вопрос о разработке собственной концепции национальной политики развития. Также было предложение создать «специальную депутатскую группу, предоставить ей полномочия от имени сессии Верховного Совета Северной Осетии и направить ее в Республику Южная Осетия для отработки совместной программы экономических и политических действий».
С января 1993 года Верховный Совет Республики Южная Осетия активизировал работу по официальному определению отношений с Северной Осетией. Было это непросто. Сказывалось специфика ситуации — де-факто и де- юре беспрецедентная.
В Южной Осетии понимали важность и необходимость работы в этом направлении. В Северной Осетии тоже шел поиск решений, тем более к этому времени поток беженцев из внутренних регионов Грузии, из Южной Осетии рос, война Грузии против Юга Осетии не могла не отражаться на ситуации в целом.
Надо отметить, что при всей важности фактора Северной Осетии для Юга Осетии, и Юга для Северной Осетии в национальном смысле, ощущалась недооценка проблемы.
Ситуация была непростая, тем более, что в Северной Осетии усугубилась ингушская проблема. Некоторые представители национально ориентированной интеллигенции предлагали решать эти вопросы вместе. Так в этот период проходили консультации, встречи на высшем уровне.
Представляется, что руководство Северной Осетии того времени в какой-то мере недооценивало слабость и поверхностность России как в подходах к имеющимся проблемам на Кавказе, так и осетинским вопросам в частности.
В этих условиях Верховный Совет Республики Южная Осетия к вопросам взаимоотношений с Северной Осетией подошел с принципиальностью, последовательностью и креативностью.
23 января в Цхинвале на Театральной площади прошел всенародный митинг, на котором было принято обращение участников митинга к Верховному Совету, правительству и народу Северной Осетии.
В документе говорилось: «Мы вновь обращаемся к России с требованием прекратить торговать интересами Осетии на Юге и Севере, напомнить ей, что никакие геополитические интересы не могут быть оправданием предательству, страданиями и гибели Южной Осетии, которая на протяжении столетий являлась ее верной союзницей.
Народ Южной Осетии требует исключить из готовящегося Договора между Россией и Грузией вопрос делимитации границ на осетинском участке».
Политическое определение отношений между Севером и Югом Осетии было крайне необходимо. Политические эксперименты советского периода уже разделили один народ на две части, что, несомненно, ослабляло национальное развитие, а после распада СССР возникла реальная угроза уничтожения Южной Осетии Грузией. Бесчинствам Грузии в Южной Осетии не было предела.
Сотни обращений из Южной Осетии к России, международному сообществу практически оставались без внимания. В международно-правовом смысле Южная Осетия висела в воздухе. Огромное количество международных деклараций, конвенций, резолюций обязанных защищать людей, их права оказались ничего не значащими бумагами.
Было очевидно, что проблемы надо решать исходя из конкретной реальности и имеющихся возможностей. Север Осетии был не только частью России, но и частью единого в этническом смысле народа, поэтому обращение к нему за помощью и поддержкой была естественно.
В Южной Осетии понимали, что скорое решение административно-политических проблем невозможно. Россия была явно к этому не готова. Слишком сложные противоречивые процессы шли в ней самой. Предстоящее подписание Договора между Грузией и Россией создавало угрозу крайне необходимому свободному передвижению между двумя частями Осетии. Подписание договора необходимо было предотвратить. Грузия же была заинтересована в обратном. В России на то время принципиальной позиции по этому вопросу не было, более того, влияние Э. Шеварднадзе на неё было сильно, и чем это могло обернуться для Южной Осетии, было очевидно.
Таким образом, роль Северной Осетии в югоосетинской проблематике становилось важной и значимой.
Верховный Совет Республики Южная Осетия в феврале 1993 года представил на обсуждение сессии «Концепцию социально-экономической и культурной интеграции Северо-Осетинской ССР и Республики Южная Осетия». В документе отмечалось: «Основным условием, обеспечивающим сохранение исторического единства осетинского народа, является его право на политическое самоопределение, подкрепленное сегодня прекращением действия всех международно-правовых актов, по которым Осетия провозглашалось частью других государств, вопреки волеизъявлению народа Осетии. Северная Осетия реализовала свое право на самоопределение в качестве суверенной республики, в составе Российской Федерации, подписав федеральный договор от 31 марта 1992 года. Политический статус Южной Осетии не закреплен никакими международно-правовыми актами и ждет своего определения».
Концепция содержала пути и формы определения взаимоотношений Севера и Юга Осетии. Прежде всего, здесь в качестве исходного шага предлагалась координация усилий Северной и Южной Осетии по решению осетинского вопроса в рамках международных соглашений. Предлагалось заключение Договора между Северной и Южной Осетией. Договор в свою очередь предлагал официальное признание Северной Осетией Республики Южная Осетия.
Концепция предполагала также создание совместных политико-консультативных органов для координации интеграционной деятельности.
Необходимо были также правовые основы закрепления этих отношений. Первый этап интеграции предполагал определить те направления и конкретные программы, которые бы позволили бы в течение 3 лет «обеспечить для Южной Осетии основные предпосылки нормального, с точки зрения общероссийских стандартов уровня жизни»
В концепцию входило множество пунктов: обеспечение устойчивости транспортных коммуникаций и связей, строительство линий электро- газоснабжения, создание единого информационного пространства, разработка пакета единых школьных программ и. т. д.
На этой же сессии было рассмотрено и «Положение о Совете по координации социально-экономической и культурной интеграции Северо- Осетинской ССР и Республики Южная Осетия».
По положению предполагалось создание Совета по координации социально-экономической и культурной интеграции Северо-Оетинской ССР и Республики Южная Осетия, в который вошли бы председатели правительств, по 5 членов ВС, председатели Алагирского и Джавского районных советов депутатов.
На сессии был представлен также текст Договора о сотрудничестве и взаимопомощи между Северо-Осетинской Советской Социалистической и Республикой Южная Осетия, который, однако, в 1993 году принят не был.
Депутаты приняли обращение Верховного Совета Республики Южная Осетия к Верховному Совету Российской Федерации, Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину. В тексте Обращения говорилось:
«Учитывая историческое, этническое и географическое единство Южной и Северной Осетии, последние стремятся установить между собой особые отношения в области экономического и культурного сотрудничества, а также добиваются установления только административной границы между собой.
Верховный Совет Республики Южная Осетия делегирует свои права во взаимоотношениях с Российской Федерацией Верховному Совету Северо-Осетинской ССР, как части Российской Федерации, в интересах установления стабильности на Южных рубежах Российского государства».
Таким образом, Верховный Совет Республики Южная Осетия совместно с Северной Осетией начал реализацию одного из основных проектов, направленных на экономическую стабилизацию и национальную интеграцию.
11 марта 1993 года было принято Постановление Верховного Совета Северо-Осетинской ССР «О признании Республики Южная Осетия»:
1. Признать Республику Южная Осетия.
2. О признании Республики Южная Осетия проинформировать Верховный Совет Российской Федерации.
Это событие было очень важным как в национальном и политическом смысле, так и в моральном.
Общественность Южной Осетии приветствовала это решение Севера Осетии. Признание Северной Осетией Республики Южная Осетия в определенном смысле означало легитимизацию отношений и давало возможность системного взаимодействия в правовом поле.
Грузия агрессивно восприняла документ о признании Северо- Осетинской ССР Республики Южная Осетия объявив его незаконным. В свете военной агрессии против Южной Осетии реакция Грузии не была неожиданной. Но Южная Осетия все свои действия соизмеряла с политической реальностью и нормами международного права. Формирование и развитие особого формата отношений Севера и Юга Осетии была необходимо как в политическом, так и в национальном контексте. И процесс этот проходил в максимально возможных правовых рамках.
23 марта 1993 года в республику Южная Осетия по вопросам реализации принятых документов приехал председатель Совета Министров СОАССР
Сергей Хетагуров. Это был не первый визит Сергея Хетагурова, который активно участвовал во всех общественно-политических процессах между Севером и Югом Осетии.
Но отныне эти визиты были подкреплены соответствующими документами и давали больше возможностей для развития и поиска новых механизмов углубления отношений.
В мае 1993 года прошел II съезд Осетинского народа во Владикавказе.
На съезде делегаты обсудили вопросы, связанные с ситуацией в Южной Осетии.
С докладом о социально-политическом положении Республики Южная Осетия здесь выступил тогда еще ректор ЮОГУ Л. Чибиров. И хотя, по мнению общественности в докладе были нивелированы многие серьезные проблемы, в нём были даны положительные оценки складывающимся отношениям между двумя частями Осетии. Л. Чибиров отметил: «Верховный Совет Северной Осетии принял еще важнейший документ — Концепцию социально-экономической и культурной интеграции Северной и Южной Осетии. Можно с уверенностью сказать, что если будут реализованы положения этого документа, в нашей жизни произойдут кардинальные изменения».
Было подчёркнуто, что «интеграционные процессы между Севером и Югом начались и идут. Нам осталось их ускорить и расчистить им путь.
Они начались в научных учреждениях — появились совместные программы, совместные экспедиции».
Таким образом, базовые документы были приняты и одобрены.
В 1993году при всех определенных трудностях, отношения между Севером и Югом Осетии развивались динамично и конструктивно, обретая новые формы и наполнение в контексте национальной консолидации. Так, например в сентябре 1993 года указом президиума Верховного Совета Республики Южная Осетия Почетной Грамотой был награжден директор автообъединения Министерства Здравоохранения Северо- Осетинской ССР Борадзов Алан Георгиевич «за большой вклад в деле своевременного и безвозмездного обеспечения учреждений здравоохранения Южной Осетии специальным санитарным транспортом, запасными частями и горюче -смазочными материалами, оказания помощи в эвакуации раненых и больных из г. Цхинвал в г. Владикавказ и другие лечебные центры России во время агрессии Грузии против Республики Южная Осетия».
В сентябре Осетия понесла тяжелую утрату. Трагически погиб общественный и политический деятель Осетии Сергей Таболов, человек, который обладал широким и глубоким пониманием процессов, происходящих вокруг Южной Осетии. И самое главное, что его неравнодушная, конструктивная активность обеспечивала положительную динамику всему тому, в чем он принимал участие. Драматические события на Юге Осетии С. Таболов расценивал как общеосетинскую проблему, и с первых же дней грузинской агрессии активно включился в работу по максимально возможному поиску решений вопросов связанных с ней.
Он жил между Севером и Югом Осетии, скрепляя, поддерживая, облегчая ситуацию. Он считал, что сила Осетии в единстве и способствовал этому всеми своими незаурядными человеческими, гражданскими и национальными качествами.
Сергея Таболова однозначно можно отнести к немногочисленной национальной политической элите…