Цхинвал – столица Республики Южная Осетия, один из древнейших городов Кавказа, основанный царем Асфагуром в 262 году. Цхинвал – сердце Юга Осетии, её столица. Он как в фокусе, собирает все лучшее и достойное осетинской земли. Цхинвал расположен на быстрой, живописной Лиахве, этимология гидронима которой восходит к древнеперсидскому языку и означает «быстрая река». Цхинвал является административно-культурным центром, организует экономическую жизнь республики и имеет древнюю историю. Здесь расположены промышленные предприятия, сосредоточены основные учреждения науки, литературы и искусства.
Неизмеримо выросло значение Цхинвала после провозглашения республики. Ведущая роль в становлении защиты Республики от грузинской агрессии способствовало тому, что Цхинвал стал символом борьбы за независимость и государственность.
Цхинвал сегодня это средоточие всего, что строит и укрепляет нашу Республику.
Исторически складывающийся город имеет многочисленные свидетельства прошлого в памятниках археологии, в типах и облике культовых сооружений.
И. Гильденштедт Цхинвал называет Крцхинвали, Чреба, отмечая, что это знатнейшее место. Цхинвал расположен на красивой предгорной местности в ущелье Большой Лиахвы. С северо-востока и с северо-запада к нему плотно прилегают небольшие живописные горы.
На заре своей истории Цхинвал был одним из главных миграционных перекрестков, по которому приходили и воинские рати и торговые караваны. Примечательным следствием этого было разнообразие национального состава населения. В Цхинвале был колоритный еврейский квартал, разрушенный во время грузинской агрессии, армянские улицы и т.д. Наши предки с древнейших времен расселились по обоим склонам главного Кавказского хребта. Преимущественно жили в горах. Горы были частью их жизненного пространства. Образ жизни и их деятельности на протяжении веков был особенным от активно походной до оседлой горской. При этом равнинные территории ими обязательно строго контролировались и были также частью их мира. Далекие в те времена по своему образу жизни от ведения спокойной равниной жизни они позволяли здесь обосновываться различным миграционным потокам, организовывавшим здесь торговлю, примитивную оседлую инфраструктуру, строили культовые сооружения. Так, например, в 14 веке часть миграционных потоков с Азии и Европы армян, евреев, остановились именно на территории Южной Осетии, которая для них стала Родиной, некоторые раньше. Аланы-осетины миролюбиво отнеслись к новым поселенцам, к новым контактам, тем более их торговые связи и умения играли не последнюю роль в создании общей территориально-гражданской единицы с особым полиэтническим колоритом. Местоположение Цхинвала способствовали этому, здесь испокон веков купцы со всего Южного Кавказа обменивались товаром. Время меняет многое. Постепенно со временем и осетины понемногу начинают переселяться на равнину, в город, который, постепенно становится неким центром общения, установления контактов, информирования и т.д. С середины XIX века Цхинвал стал развиваться активнее, приобретая инфраструктурный облик, хотя в целом он остается к этому времени вдали от главных путей сообщения и экономических связей.
К этому необходимо добавить и политический аспект, связанный с грузинским влиянием и отношением. Грузия руками русской администрации огрузинивала город, захватывая земли, препятствуя осетинам налаживать новый уклад жизни и т.д. Тем не менее, Цхинвал все больше и больше приобретал национальный облик, становился синтезатором и распространителем осетинской традиционности, культуры это чувствовалось во всем, проникало везде, распространялось и обогащалось.
5 декабря 1917 г. жители Цхинвала направили комиссару Внутренних дел прошение. Они просили ввести городское самоуправление. Большая часть населения Цхинвала занималось торговлей и ремеслом, другая – виноградарством и садоводством.
Здесь функционировали торгово-промышленные предприятия: склад земледельческих орудий, склад швейных машин «Зингер», 9 кустарных лесопилок, 5 кирпичных заводов и т.п.
Кроме того в Цхинвале было почтово-телеграфное отделение, образовательные учреждения. И он продолжал, медленно, но, тем не менее, развиваться.
20-30 годы – здесь появляются новые объекты промышленного, социального, культурного назначения. Необходимо отметить, что Цхинвал стал объединяющим центром осетин, которые в начале 20 века в рядах различных общественно-политических движений боролись и искали решения о судьбе Южной Осетии.
20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область с центром в г. Цхинвал. В 1934 году Цхинвал был переименован в г. Сталинир, историческое название ему было возвращено в 1961 году. При многих положительных тенденциях в плане развития Цхинвала, идеологический аспект серьезно влиял на суть и глубину происходящих процессов этого периода, далеко не в положительную сторону. Развитие Цхинвала продолжалось. Строились заводы, фабрики, школы, появился и первый вуз – ЮОГПИ. Цхинвал – важнейший узел автомобильного транспорта, начальный пункт движения по Транскавказской автомобильной дороге (Цхинвал–Алагир). Несмотря на то, что и Советская Грузия продолжила политику скрытой, а порой и очевидной денационализации Цхинвал оставался центром осетинской духовности и культуры.
Новый этап в истории – 90-е годы, трагические и героические. В 1989 году началась грузинская агрессия против Южной Осетии продолжающаяся до сегодняшнего дня. Центром сопротивления стал Цхинвал. В то же время именно в эти годы усиливается политическая роль Цхинвала. В соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия – ст. 3 «Столицей Республики Южная Осетия является город Цхинвал, статус которого определяется конституционным законом».
У города есть свой Устав, в котором определены структуры и наименования органов управления, правовые нормы деятельности, полномочия, экономические и финансовые основы и т.д.
Цхинвал имеет свой герб, являющийся официальным символом столицы. В основу герба положена цветовая гамма Государственного флага РЮО. В верхней части герба изображены на фоне восходящего солнца три башни. Из лучей солнца сложено название города. Ниже дано изображение одного из современных древнеарийских знаков, олицетворяющих гармонию жизни в виде колеса – символа вечного движения с изображением двенадцатиструнной арфы.
Чаша Уацамонга олицетворяет гостеприимство, изобилие, щедрость. Внизу ключ города.
Грузинская агрессия 1989-1992 г., 2004 г., 2007 г. нанесла существенный ущерб городу. О войне нам ежедневно напоминают руины еврейского квартала, прострелянные дома, могильные плиты на печально известном кладбище во дворе школы № 5.
К 10-летию РЮО был поставлен памятник павшим защитникам Отечества рядом с храмом Пресвятой Богородицы.
С 2005 г. Цхинвал является членом ассамблеи столиц и крупных городов. В МАГ входит 64 республик, краевых областных центров представляющих все федеральные округа РФ и 8 стран СНГ.
Цхинвал был принят в ряды Ассамблеи на десятой сессии МАГ в г. Минске.
Сегодня в Цхинвале продолжаются восстановительные работы. Из года в год укрепляется инфраструктура города. Ведется новое строительство. Город живет и обновляется в условиях постоянных провокаций.
Цхинвал в этом году стал объектом 4-х месячной водной блокады, продолжается экономическая блокада.
И, тем не менее, крепнут и растут связи югоосетинской столицы с другими городами.
Цхинвал стал членом всемирной организации «объединенные города».
Учреждено звание Почетный гражданин города. Почетными гражданами Цхинвала являются Востриков Алексей Никитич, Гиоев Михаил Ильич, Меркурьев Алексей Алексеевич и др.
Сложна и интересна история Цхинвала. Цхинвал – это переплетение множества политических интересов, идеологий на протяжении веков.
Кто только не пытается отнять у Цхинвала историю: от вероломных соседей до нашедших здесь в свое время пристанище миграционных групп. А те, чьи предки согревали своим взором, оживляли своим шагом, вдохновляли словами молитвы свою землю, продолжают жить и гордо, как родные горы, стойко и нетерпеливо напоминать, что земля Осетии для мира, добра и радости.