В последнее время в республике среди творческой и научной интеллигенции бурно обсуждается вопрос развития и изучения осетинского языка и литературы. Мастера осетинского языка, посвятившие всю свою жизнь глубокому изучению родного языка, предлагают разные варианты для поднятия уровня знания и владения осетинским языком. Много говорится об открытии осетинской школы, о полилингвальной (на трех языках) системе обучения.
Вопрос изучения национального языка, вставший так остро перед правящей элитой и интеллигенцией республики, побудил парламент в июне прошлого года принять закон о государственном языке, чтобы дать осетинскому языку статус государственного.
Позднее, в декабре 2012 года, при правительстве РЮО была создана специальная комиссия по сохранению и развитию осетинского языка, под председательством премьер-министра Ростика Хугаева, куда вошла творческая и научная интеллигенция республики, а также преподаватели общеобразовательных школ.
О существующих проблемах осетинского языка и дальнейшего их разрешения сегодня прошли парламентские слушания по изучению и развитию осетинского языка. Слушания были подготовлены Мирой Цховребовой, председателем парламентского комитета по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ. На президиуме приняли участие спикер парламента Станислав Кочиев, члены комитета Джиоев Руслан и Казиев Мелитон, а также депутаты парламента, преподаватели школ осетинского языка и литературы, а также преподаватели факультета осетинской филологии госуниверситета Битарты Зоя и Медоева Боболка, проректор по научной работе Остаева Джульетта и общественные деятели и представители СМИ.
На повестку дня был вынесен один вопрос: проблемы изучения и развития осетинского государственного языка в средних общеобразовательных школах. По этому вопросу с докладом выступила вице-спикер парламента Мира Цховребова.
«Из всех общеобразовательных учреждений, школа — самый живой и самый чувствительный институт, органика которого чутко реагирует на все общественные перемены, школа же отражает все вызовы времени», — с этих слов начала свой доклад Мира Цховребова, отметив далее, какое огромное значение имеет школа не только в плане обучения, а прежде всего в духовном и нравственном воспитании молодежи. «Мы все понимаем трудности школы, перед которыми она оказалась на протяжении 20-ти с лишним лет. После распада официальной идеологии воспитания и образования, эта традиция была в одночасье прервана, а формирование новой происходило в условиях элементарного выживания. Школа — это не только общеобразовательное учреждение, где обучаются конкретным наукам, но, прежде всего, специально созданное мудростью поколений учреждение, где передается накопленный опыт знаний и мудрости, и где этот опыт осмысляется, сортируется и передается новыми поколениями, в этом состоит общенародное, общегосударственное значение школы в ряду общегосударственных институтов», — добавила она.
Речь шла также и о проблемах изучения и развития осетинского языка: «Билингвизм будет существовать в нашем обществе, его исключить невозможно. С решением проблем осетинского языка поможет школа и учитель, но одна школа тоже не справится, нужно всеобщее участие, в том числе и СМИ, их роль в этом направлении огромна», — добавила Мира Цховребова.
Вторая проблема, эта орфоэпия, правильное произношение. Тут было отмечено, что север и юг говорят на разных диалектах. Необходимо создание согласительной комиссии, чтобы и север и юг пришли к единому мнению правильной речи. Если не будут решены орфоэпические проблемы, если не перейти к единому произношению, в конечном итоге теряется язык.
Третья проблема — создание осетинской школы, реформирование учебников по литературе, и острая нехватка методической литературы, для решения которой надо обращать больше внимания осетинской поэзии и нартскому эпосу.
После озвучения и обсуждения существующих проблем слово для выступления было предоставлено члену комитета Мелитону Казиеву, который отметил, что надо обратить больше внимания изучению осетинского языка. «Как на юге, так и на севере существует огромное количество диалектов, эти диалекты не могут исчезнуть, и каждый говорит на том диалекте, который знает, и это не удивительно, главное, знать и правильно говорить на родном языке», — добавил Казиев.
Далее, он отметил, что особое внимание требуется уделить государственным СМИ. В первую очередь они должны знать на должном уровне национальный язык, СМИ должны быть носителями истинной красоты родного языка.
Также было сказано, что нужно всячески поддерживать наших преподавателей школ, у них нет методической литературы, а также существует ряд проблем, которые затрудняют преподавание, но, несмотря на это, преподаватели делают всё возможное, чтобы донести до каждого учащегося любовь и красоту родного языка. Во время присвоения государственных наград учителя осетинского языка и литературы остаются в стороне и на это тоже надо обратить внимание.
В конце своего выступления, Мелитон Казиев внес предложение по созданию в школах клубов по осетинскому языку и литературе.
После этого слово было предоставлено спикеру парламента Станиславу Кочиеву. «Знание осетинского языка касается каждого осетина» — сказал спикер в начале выступления, добавив, какое значение имеет родной язык в жизни государства и общества и как необходимо его знание каждому человеку. Станислав выразил недовольство отсутствием большинства депутатов на парламентских слушаниях, отметив, что они показали свое истинное отношение к родному языку.
С докладом также выступила Зоя Битарты, которая рассказала ещё раз о проблемах изучения родного языка, о проделанной работе по изданию книг на осетинском языке для дошкольных учреждений и о дальнейших планах. Она отметила, что и Южной и Северной Осетии надо работать вместе, вместе обсуждать и разрешать проблемы языка.
Главное, отметила она, надо открыть элитную школу осетинского языка, где преподавание должно быть на высшем уровне, где каждый ребенок сможет понять, узнать и полюбить всю красоту и богатство осетинского языка. И наряду с родным, эта школа предоставит возможность изучения русской и иностранных языков.
В ходе выступления Зоя внесла мысль, что необходимо открыть часы в каждой школе по культуре речи для старшеклассников.
Ею было отмечено также, что было обращение к правительству, чтобы им открыли отдел по разработке программы осетинского языка и по изданию книг на осетинском языке.
После основных выступлений, слово было предоставлено преподавателю осетинского языка и литературы Лицея искусств Фатиме Габараевой, которая отметила, что надо повысить авторитет учителя в обществе. «В наше время преподавателям не уделяется должного внимания, а их вклад неоценим в воспитании и обучении подрастающего поколения. Говоря о проблемах родного языка, надо учесть, что, прежде всего семья может привить любовь к родному языку».
После всех выступлений Мирой Цховребовой были подведены итоги парламентских слушаний и зачитаны рекомендации, которые будут направлены к правительству и руководству нашей республики, а именно: создание при научно-исследовательском институте специального отделения по координации в области изучения и преподавания осетинского языка и литературы, увеличение количества часов родного языка в школах, проведение уроков культуры речи, надбавки к зарплатам учителей осетинского языка и литературы и к стипендиям студентов осетинской филологии.