Концепция социально-экономической и культурной интеграции Северо-Осетинской ССР и Республики Южная Осетия

Процессы, начавшиеся в бывшем Союзе в период развала единой го­сударственности, отразилась на судьбах народов самым негативным образом. Осетия и ее народ впервые за время своего существования оказа­лись перед угрозой насильственного межгосударственного раздела. Никог­да в истории между Северной и Южной Осетией не существовало государ­ственных границ, препятствующих становлению и развитию осетин как единой нации. Появление такой границы содержит в себе непосредственную опасность для будущего осетинского народа как единого этнического обра­зования, с единым языком, общей культурой, исторической судьбой и терри­торией.

Былая административная раздельность Осетии внутри единого россий­ского, а затем и советского государства, в процессе разрушения последнего оказалась предпосылкой для попыток насильственного закрепления этого раздела на национально-государственном уровне. Образовавшиеся с распа­дом СССР независимые государства получили право самостоятельно опре­делять свое административное устройство и внутреннюю национальную политику. Россия, куда входит Северная Осетия, идет по пути укрепления Федерализма и уважения прав своих бывших автономий. Грузия пошла по иному пути — создания унитарного государства и насильственного упразднения состоящих в ней автономий, в том числе Южной Осетии, унаследован­ных ею в государственно-правовом отношении от Советского Союза.

Четвертый год народ Южной Осетии находится перед угрозой физиче­ского уничтожения и изгнания со своей земли. В результате войны и про­должающейся блокады со стороны Грузии погибли сотни людей, хозяйство Южной Осетии разрушено. Все происшедшее поставило Южную Осетию вне Грузии как экономически, так политически и духовно. Однако междуна­родная неопределенность политического статуса Южной Осетии, уклонение Грузии от переговорного процесса по данному вопросу, позволяет послед­ней, используя международно-правовое признание своего суверенитета, рассчитывать на предопределенность судьбы Южной Осетии как своей части, игнорируя при этом волю ее народа и по сути игнорируя сим исторический факт ее существования.

Все возможности экономического возрождения Южной Осетии, каких- либо изменений к лучшему жизни людей, проходящей сегодня в жестких условиях военной разрухи, наталкиваются на неопределенность политиче­ских перспектив и путей выхода из создавшегося положения. Искусственное затягивание их поиска с каждым днем усугубляет трагедию Южной Осетии. Важнейшим фактором выживания её народа в настоящих условиях является форсированная социально-экономическая интеграция Северной и Южной Осетии, создание и поддержание необходимых политических и правовых условий такой интеграции, противодействие процессам, ведущим к уничто­жению национально-культурного единства Осетии.

Основным условием, обеспечивающим сохранение историческою единства осетинского народа является его право на политическое самоопределение, подкреплённое сегодня прекращением действия всех международно правовых актов, по которым Осетия провозглашалась частью государств, вопреки волеизъявлению народа Осетии. Северная Осетия реализовала своё право на самоопределение в качестве суверенной республики в составе Российской Федерации, подписав Федеративный договор от 31 марта 1992 годи Политический статус Южной Осетии не закреплён никакими международными правовыми актами и ждёт своего определения.

Первым этапом в достижении интеграционных целей является политическая координация усилий Северной и Южной Осетии по решению осетинского вопроса в рамках международных соглашений, в том числе — соглашений между Россией и Грузией, затрагивающих национальные интересы Осетии. Северная Осетия делегировала Российской Федерации полномочии защищать её внешнеполитические интересы, напрямую связанные сегодня с проблемой осетино-грузинских отношений, политического статуса Южной Осетии как определённого правового гаранта безопасности для значительной части единого осетинского народа. Делегированные полномочия, в то же время, предусматривают активную роль республик, входящих в РФ, в процессе выработки самой позиции федерального центра по внешнеполитическим проблемам, затрагивающим интересы республик.

Самостоятельный характер осетино-осетинских отношений и нынешние политические реалии выражаются в необходимости заключения специального Договора между Северной Осетией и Южной Осетией. В этом договоре подлежат определению правовые и политические основания прямых двусторонних связей между субъектами, выступающими в рамках этих отношений и равноправными национально-государственными образованиями, созданными в соответствии с волеизъявлением народов Северной и Южной Осетии. Двусторонние отношения строятся на взаимном признании прав Северной и Южной Осетии самостоятельно и независимо друг от друга определять свой политический статус, форму отношений с другими государствами (в том числе федеративную и конфедеративную). Настоящий Договор предполагает в качестве логического шага официальное признание Северной Осетией Республики Южная Осетия.

Интеграционный процесс делает необходимым создание координирующих совместную деятельность политико-консультативных органов (с представительством высших должностных лиц обеих республик), а также создание экспертно-экономических и исполнительных структур, функцией которых является выработка программ социально-экономической интеграции и управление их реализацией. Функцией специально создаваемых органов яв­ляется также реализация положений двустороннего Договора между Север­ной и Южной Осетией, по которым возможно делегирование полномочий представлять интересы югоосетинского населения в России (государство — правопреемник Российской империи и СССР, в пределы которых входила Осетия) законодательным и исполнительным органом Северной Осетии.

Самостоятельный и особый характер прямых двусторонних отношений между Северной и Южной Осетией, выражающий историческое единство осетинского народа, нуждается в правовом закреплении в соответствующих статьях Конституций Северной Осетии и Республики Южная Осетия.

Основной целью социально-экономической интеграции Северной и Южной Осетии является нейтрализация отрицательных последствий одно­сторонней хозяйственной зависимости Южной Осетии от политического и экономического положения в Грузии, преодоление последствий трёхлетней военной блокады Южной Осетии.

В советский период Южная Осетия представляла аграрно-сырьевой при­даток Грузинской ССР. Уровень жизни в горных районах Южной Осетии ис­кусственно сдерживался рамками государственной политики Грузии и ока­зался значительно ниже уровня жизни горных районов собственно Грузии. Это привело к массовой эмиграции осетинского населения из региона. Ре­зультатом устойчивого оттока населения стало угасание экономической жиз­ни в горах, исчезновение традиционных видов хозяйственной деятельности. Положение ещё более ухудшилось после 1990 года: война, энергетическая, транспортная и финансовая блокада со стороны Грузии привели к полному развалу экономики Южной Осетии. Возникла и до сих пор не решается про­блема десятков тысяч беженцев из Южной Осетии и Грузии. Одновремен­но ситуация привела к естественному политическому итогу возникновения устойчивой социально-политической ориентации на возрождение экономи­ки Южной Осетии только в процессе её интеграции в хозяйственную жизнь юга России, прежде всего Северной Осетии. Данная ориентация отража­ет как уже существующие социально-экономические реалии, возникшие в 1990-1992 гг., так и перспективы дальнейшего углубления всесторонних связей по пути интеграции народно-хозяйственных комплексов Северной и Южной Осетии.

Основные направления социально-экономической и культурной интегра­ции Северной и Южной Осетии реализуются в рамках конкретных программ и проектов, вырабатываемых специально создаваемыми структурами.

Первый этап интеграции предполагает те направления и конкретные про­граммы, которые позволили бы в течение 3 лет обеспечить для населения Южной Осетии основные предпосылки нормального, с точки зрения обще­российских стандартов, уровня жизни:

— Обеспечение устойчивости транспортных коммуникаций и связи (в том числе выполнение второй очереди строительства ТрансКАМа, регуляр­ная воздушная пассажирская и транспортная связь между Владикавка­зом и Цхинвалом)

— Строительство линии электро и газоснабжения Южной Осетии, позволя­ющих полностью обеспечивать энергоресурсами экономику республики через территорию Северной Осетии.

— Реализация хозяйственных проектов по реконструкции промышленных предприятий Цхинвала, квайсинского рудника, организация лесоперера­ботки и производства стройматериалов; размещение небольших филиа­лов предприятий Северной Осетии на территории Южной Осетии.

— Реализация программы развития аграрного сектора, прежде всего в гор ной и предгорной зоне, на основе различных форм собственности на зе­мельные угодья.

— Определение источников финансирования программ; привлечение ин­вестиций частных промышленных и коммерческих структур. Создание банковской системы.

— Создание специального экспортного экономического совета, функцией которого является выработка гибкой стратегии в реализации интеграционных программ в контексте макроэкономичских изменений в России, поиск адекватных этим изменениям механизмов реализации определен­ных в концепции целей.

— Реализация программы социальной и гражданской адаптации беженцев из внутренних районов Грузии на территории Северной и Южной Осе­тии.

— Создание единого информационного пространства (телевидение, радио, пресса).

— Разработка пакета единых школьных программ для общеобразователь­ных школ Северной и Южной Осетии по истории Осетии, родной лите­ратуре и языку.

— Программа государственной поддержки и подготовки специалистов для народного образования и учреждений культуры южной Осетии, в том числе в вузах Российской Федерации в целом.

— Координация усилий и сотрудничество правоохранительных органом для достижения стабилизации оперативной обстановки и поддержании общественного порядка.