Девятое декабря 1990 года в историю Южной Осетии, в историю югоосетинского парламентаризма вошло как начало нового этапа в политической жизни осетинского народа. Народ выбрал своих представителей в законодательный орган. Выбрал тех, кто действительно, без амбиций, чувствовал и видел в себе силы, возможности для борьбы за национальные интересы.
Это был период, при всей сложности ситуации идеальный для развития и становления парламентаризма и зависело все от конкретной исторической ситуации и создавшейся тогда политической обстановки. Начальный этап югоосетинского парламентаризма характеризуется ведущей ролью избранного представительного органа. Правоведение считает, что такая роль парламента бывает обусловлена кризисной ситуацией1. В Южной Осетии была именно такая ситуация, когда формально существующие структуры власти ее не имели, да собственно и не пытались повлиять на ситуацию какими-то более или менее конструктивными действиями. Юго-Осетинский обком партии все ждал каких-то директив, и совершенно не мог реально оценить создавшуюся ситуацию. Впрочем, на них уже просто и не обращали внимания. Было очевидно, что избранный Верховный Совет и есть тот орган, который будет определять основную политическую стратегию, которую требовали национальные интересы и конкретная политическая обстановка. Это был парламент, по оценкам и экспертов и общественности, в который верили. Верили, прежде всего в то, что он обеспечит реализацию национальных интересов народа Южной Осетии.
Формирование Юго-осетинского парламента проходило в полном соответствии с международным правом и полностью отвечало демократическим требованиям. Выборы обеспечивали легитимность, т. е признание представительского органа народом, и они ясно показали соотношение различных сил в обществе. Депутаты областного совета народных депутатов разработали положение «О выборах». Выборы в Верховный Совет Юго-Осетинской республики состоялись 9 декабря 1990 года. В них приняло участие 72% избирателей (учитывались и жители грузинонаселенных округов, которые бойкотировали выборы под давлением Тбилиси). Это были не просто выборы. Это был праздник народной надежды и веры в избранный политический курс. «Я хорошо помню этот день. На выборы я и до этого всегда ходил, считал это своим гражданским долгом. Но что-то мне подсказывало, что на эти выборы надо не просто пойти, а надо показать всем, что мы хотим и добьемся того, чтобы с нами считались, нас уважали, видели в нас народ, который умеет за себя постоять и никому не даст за себя решить его судьбу2», — так рассказывал о выборах пенсионер, участник войны Козаев Иосиф. Приблизительно в такой тональности выдержаны и другие воспоминания о том дне. А вот как описывает предвыборную ситуацию Г. Кокоев: « Практически сразу же после победы Гамсахурдиа на выборах, в Южной Осетии началась подготовка к парламентским выборам ЮОСДР.
Конкурс на получение депутатского мандата был довольно высок – на 75 мест в парламенте претендовало около 300 кандидатов. Правда, после того как генеральный прокурор ГССР В. Размадзе объявил, что все, кто будет принимать участие в выборах в любом качестве, будет преследоваться в уголовном (!) порядке, значительная часть претендентов сняла свои кандидатуры. Среди отказавшихся от борьбы за депутатство были, в основном,партийные функционеры и законопослушная часть интеллигенции. Тем не менее, на один депутатский мандат претендовали в среднем 4-5 человек»3. 10 декабря начала работу 1-ая сессия Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Республики. Сессия избрала Т. Кулумбегова Председателем Верховного Совета. Сессия проходила в течение нескольких дней. Фактически в режиме реального времени депутаты ВС ЮОСР принимали важные для Республики решения. Все понимали, что эти решения должны быть взвешенными и способными обеспечить жизнедеятельность Южной Осетии. Важным был вопрос о структурах управления. Сессия решила в связи с тем, что обращение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в Юго-Осетинскую Советскую Республику от 20.IX.1990 г находится в ВС СССР, «не преобразовывать действующие структуры управления автономной области (комитеты, отделы и т.д.) Исполнительным органом Верховного Совета республики считать исполком Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Республики4. Коррективы в ход работы сессии внесли очередные грузинские посягательства на Южную Осетию. Буквально на следующий день после начала работы сессии, 11 декабря на сессии ВС Грузии был принят закон об упразднении автономии Южной Осетии. Одновременно, сессия ВС Грузии внесла соответствующие изменения в Конституцию. Ну, если с ВС Грузии в принципе все ясно, то командующий подразделениями ВВ МВД генерала Малюшкина, удивляет здесь поведение, представлявшего союзную власть, присутствовавшего на сессии, выступавшего там и заявившего, что «закон должен работать во имя интересов грузинского народа».5 Он же предложил ввести чрезвычайное положение в г. Цхинвал и Джавском районе.
Как образчик циничного глумления не только над национальными чувствами Осетии, но и как абсолютное незнание ситуации и реального положения дел. «Упраздняя» Южную Осетию, звиадисты с тем же успехом могли «отменить» Гватемалу или Западное Самоа6». Реакцию ВС Грузии можно было предвидеть. Грузия к этому готовилась. Рано или поздно автономия была бы упразднена. Это было очевидно. Именно с таким предвидением событий и было обусловлено принятие решений 20 сентября 1990 года. Жиденькие комментарии некоторых совкоголовых партийных функционеров о том, что провозглашение ЮОСДР спровоцировало Грузию, не более чем трусость и отсутствие здравого смысла и человеческого достоинства. Народные избранники выражали волю тех, кто их избрал, и это были правильные решения. Депутаты принимают ряд обращений, одно из них к Верховным Советам суверенных республик. Здесь говорилось: «осетины подверглись политическому, экономическому и правовому геноциду со стороны экстремистки и профашистки настроенных кругов, которые пришли к руководству в Республике Грузия во главе с 3. Гамсахурдиа 11 декабря 1990 года. Верховный Совет Грузии в нарушение всех международных актов о правах наций и народов и Конституции СССР принял решение о ликвидации Юго-Осетинской автономной области.
Таким образом, народ Южной Осетии пытаются лишить не только своего священного права на свободное и самостоятельное существование, но и тех формальных прав, которые содержались в Конституции ГССР. В связи с этим мы обращаемся к Верховным Советам всех суверенных республик: признать Юго-Осетинскую Советскую Республику и ее парламент, как единственного выразителя народа Юго-Осетии7». Ответов на это обращение не было. На этой же сессии было также принято обращение Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Республики к парламентам бывших автономий, повысивших свой статус, к Ассоциации малочисленных народов и народов, не имеющих своей государственности, к Ассоциации горских народов Кавказа. Верховный Совет Юго-Осетинской Советской Республики обращался с призывом «осудить антигуманный и антиконституционный акт, вопиющим образом нарушающий не только права осетинского народа, но и основополагающие права и свободы, заложенные как в Декларации прав человека, так и других международных актах. В этот трудный для Осетинского народа год мы просим вас оказать поддержку нашим справедливым требованиям8». Кроме обращений за поддержкой, депутаты посчитали необходимым принятие правовых решений, которые бы регулировали процессы в республике.
Сессия приняла решение «О действии Конституции (Основного Закона) СССР на территории Юго-Осетии». Действие законов и других нормативных актов Грузии, противоречащих Конституции СССР, законам союза ССР, Закону ГССР «О Юго-Осетинской автономной области» были приостановлены. Подготовка Конституции Республики к этому времени практически была завершена. Ее проект решено было опубликовать для всенародного обсуждения в СМИ. Но главным вопросом оставалась ухудшающаяся общественно — политическая обстановка. Ее улучшения ждать не приходилось. Все понимали, что Грузия вся охвачена национал — шовинистическим настроем и повлиять на это цивилизованным образом было невозможно. Депутаты обсудили и приняли информацию по вопросу о создавшейся общественно-политической ситуации в Южной Осетии (ноябрь-декабрь 1990 года). Здесь были изложены факты и логика событий, которые привели к усложнению положения. В частности здесь отмечалось, что «принятие такихрешений Верховным Советом Республики Грузия, без учета мнения народа Южной Осетии, послужило основанием для проведения 28 ноября 1990 года чрезвычайной сессии Совета народных депутатов Юго-Осетинской Советской Республики, на которой вновь был подтвержден статус Советской Республики и стремление стать самостоятельным субъектом при подписании нового Союзного договора, а также обращение к Верховному Совету Республики Грузия по вопросу создания депутатской комиссии с целью обсуждения возникших проблем в части суверенитета Южной Осетии и участия в подписании нового Союзного договора9» Сессия Верховного Совета ЮОСР приняла обращение к IV съезду народных депутатов СССР, в котором просила:
1. Признать недействительным Закон Грузии об упразднении автономии Южной Осетии.
2. Признать Юго-Осетинскую Советскую Республику субъектом федерации и участником подписания Союзного договора.
Грузия системно и целенаправленно принимала нормативные акты, направленные на ущемление прав негрузинского населения:
1988 год – опубликован проект Государственной программы грузинского языка, где одним из положений был перевод делопроизводства на грузинский язык;
20 сентября 1988 года — опубликованы проекты Законов Грузинской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Грузинской ССР», в котором не были учтены предложения от Южной Осетии;
9 марта – внеочередная сессия Верховного Совета ГССР приняла постановление «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии», где договор об образовании СССР признавался недействительным;
20 июня 1990 года — внеочередная сессия ГССР признала не соответствующими интересам Грузии и не законными все юридические акты, принятые после советизации Грузии в 1921 году;
23 ноября 1990 года — обращение ВС Грузии к президенту СССР М. Горбачеву о проекте нового союзного договора, в котором Грузия отказывалась подписать новый союзный договор;
11 декабря 1990 года — Закон об упразднении автономии Южной Осетии, с соответствующими изменениями в Конституции Грузии. Введение чрезвычайного положения в г. Цхинвал и Джавском районе.
Первая сессия Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Республики 13 декабря свою работу закончила. Были приняты важные решения, впереди ждала большая работа. Депутатский корпус взял на себя большую ответственность за будущее Республики, за будущее народа Южной Осетии. Депутатам этого созыва предстояло решить судьбоносные проблемы, не имея достаточного опыта, учитывая сложнейшую общественно-политическую обстановку, находясь в состоянии постоянно усиливающейся агрессии со стороны Грузии. 1991 год Грузинские провокации продолжались, война, которую Грузия фактически начала 23 ноября, постепенно переходила в силовое давление. Грузия хотела быстро решить вопрос силовой операцией. Уже с конца декабря из Южной Осетии в массовом порядке стали выезжать грузины. До сих пор не понятно, почему на это особо не обратили внимание. 5 января в г. Гори состоялось совещание работников МВД Грузии, где было решено навести порядок в Цхинвале. Об этом узнали и в столице Южной Осетии. Однако генерал Малюшкин заверил, что вооруженные формирования в город не войдут. Генерал Малюшкин для осетинского народа стал символом предательства и вероломства, цинизма и продажности. 6 января началась открытая агрессия Грузии против Южной Осетии. В ночь на 6 января внутренние войска спешно покинули город, причем руководство Республики об этом в известность поставлено не было. В 4 часа утра в город вошли 6 000 человек вооруженной толпы, наспех одетой в милицейскую форму. 7 января 1991 года в историю нашего народа вошло как кровавое Рождество.
1. Конституционное право зарубежных стран. М, 2006, стр. 296
2. Конституционное право зарубежных стран. М, 2006, стр. 296
3. ГА РЮО, ф — 480, 0- 1, д — 4
4. Г. Кокоев. Южная Осетия-путь к свободе. Цхинвал, 2009 г. Стр. 86
5. ГА РЮО ф-480,0-1, д-4
6. ГА РЮО ф — 480.
7. ГА РЮО ф — 480, 0 -1, д — 4