Южная Осетия: пути выхода из тупика

Доцент МГЮА Александр Сергеев

Сегодняшняя ситуация в Южной Осетии представляется исключительно сложной. В предыдущих статьях мы подробно указывали на данный факт, констатируя при этом, что жизнедеятельность России в значительно степени зависит от того, как, в каком качестве и какими темпами будет разрешаться южноосетинская проблематика.

Когда говоришь о системообразующих социальных патологиях, всегда возникает вопрос: что делать и как выходить из сложившейся тупиковой ситуации? Возможный ответ на этот вопрос в значительной степени предопределён субъектом, которому он адресуется, государственно-властные уровни могут совершать одни действия, структуры гражданского общества — другие, а отдельно взятые люди — третьи. Исходя из этого, мы постараемся в настоящей статье исходить из различных измерений, максимально обобщив и расширив поле возможной социальной трансформации в пределах молодого южноосетинского государства.

Южным осетинам необходимо заново обретать идейно-смысловые основы своего развития. В решение данной задачи может внести посильный вклад каждый житель республики, но, в первую очередь, она адресована творческой интеллигенции, молодёжи и иным активным социальным группам населения. Полем для выработки духовной основы южноосетинской нации призваны стать круглые столы, интернет-площадки, сайты, конференции в режиме реального и виртуального времени. Очень важно, чтобы в указанный социальный процесс смогли гармонично влиться представители североосетинского социума, осетинских диаспоры в России и за рубежом, просто люди, для которых судьба Южной Осетии не является безразличной. Финальной целью этой многоаспектной работы станет не просто выработка южноосетинской стратегической повестки дня, но и формирование сетевого макрополитического субъекта, способного обрести черты осязаемого общественного движения. Его ядро должно будет сложить контрэлиту, способную хранить новый идейный огонь, транслировать его в повседневность и постепенно превращать в основу текущего социально-политического мейнстрима. Решение указанной задачи исключительно трудно и вместе с тем жизненно необходимо, от его успеха напрямую зависит ответ на вопрос: быть или не быть Южной Осетии завтра.

Задачи иного рода встают перед российским и южноосетинским государственно-властными уровнями. Конечно, чем активнее власть включится в формирование и оформление идейной основы народа, тем будет лучше. Однако перед сегодняшними властями стоит необходимость решать и иные, не менее серьёзные и сложные проблемы, справиться с которыми можно, только мобилизуя имеющиеся в распоряжении государства материальные ресурсы. Это, прежде всего, острейшие социальные и экономические проблемы республики, вопросы обеспечения государственной и общественной безопасности и многое другое.

Исходя из заявленной нами многоадресности субъектов действия, мы и будем искать пути решения проблем, стоящих сегодня перед молодым государством.

Ниже мы выделим структурообразующие проблемные блоки и раскроем содержание дальнейших необходимых действий. Итак, южноосетинское общество содержит в себе следующие жизнеобразующие параметры:

1. Идейно-смысловая составляющая. Очень многие южные осетины хотели бы видеть свою родную землю в составе России, как часть большой Осетии. Однако по целому комплексу внутренних и внешних причин это представляется возможным лишь как отдалённая стратегическая перспектива. В то же время, осетины всегда были важнейшим и неотъемлемым элементом многонациональной российской цивилизации. Стремление «стать первым» на постсоветском евразийском пространстве в самых различных социально-культурных измерениях, принести большому российскому материку новое знание и новое слово должно оказаться органичным современному южному осетину. Южная Осетия обязана заново обрести подлинный национальный стержень, основанный на синтезе величайшего духовного богатства скифо-сарматской, христианской, советской и постсоветской национально-освободительной эпох. Призвание южноосетинского населения также состоит в строительстве полиэтнической нации с осетинским государствообразующим стержнем, которая станет для Великой России надежнейшим другом и братом. Эта концепция исключительно нужна и актуальна и для общероссийского геополитического пространства, которое при подобном раскладе сил продемонстрирует всему миру своеобразную южноосетинскую «витрину» подлинного успеха российской цивилизационной основы.

2. Экономическая составляющая. Южноосетинскую экономику придётся воссоздавать с нуля. Советские разнообразные производственные мощности, некогда бывшие гордостью южных осетин, на сегодняшний день превращены в руины либо двадцатилетней войной, либо постперестроечными регрессивными процессами. Для серии масштабных экономических преобразований необходимо глубокое и теснейшее взаимодействие Южной Осетии и Российской Федерации. На сегодняшний день представляется необходимым объявление Южной Осетии исключительной экономической зоной, где малое и среднее предпринимательство следует на 10 лет полностью освободить от налогов и создать всестороннюю и удобную инфраструктуру для его развития, включая выдачу беспроцентных ссуд на открытие нового дела и постройки сети торговых площадей для реализации соответствующего товара. Необходимы скорейшие действия по созданию единого с Россией таможенного и экономического пространства. Все финансовые сборы, распространяющиеся на ввоз российской продукции в Южную Осетию, должны быть отменены.

Реалии республики весьма благоприятны для развития различных форм туризма: альпинизма, экотуризма, путешествий по историческим местам скифо-сарматского прошлого. Для его подъёма и дальнейшего развития нужна гостиничная и дорожно-транспортная инфраструктура. Предпосылкой к успеху туристических начинаний будет приведение в порядок множества архитектурных памятников, возраст которых насчитывает тысячи лет.

Жизненно важным для Южной Осетии является развитие собственного земледельческого хозяйства (для развития сельскохозяйственной деятельности окажутся пригодными земли по Транскавказской магистрали, между Джавой и Цхинвалом), а также традиционных для данного региона видов промышленности: горной, горнодобывающей, пищевой, бытовой промтоварной и других. Выстраивать крупные хозяйствующие субъекты целесообразнее всего в форме открытых акционерных обществ с контрольным пакетом государства. Это позволит добиться сразу двух целей: сохранения за государством командных высот в экономике и привлечения в республику частного капитала. На каждые два-три года следует разрабатывать детальный план экономического развития республики и в дальнейшем его тщательно придерживаться.

Малое предпринимательство может быть весьма эффективным в виде коллективов, занимающихся традиционным народным рукоделием, строительных бригад. Их труд, направляемый систематическими государственными заказами, окажется весьма востребованным не только в границах Южной Осетии, но и в сопредельных регионах Северного Кавказа.

3. Социальная составляющая. Для нормализации жизнедеятельности в республике требуется немедленное разрешение ее социальных проблем и, прежде всего, проблемы массовой бедности. Зарплаты российских и южноосетинских бюджетников должны быть уравнены в соответствии с тарифными ставками Российской Федерации. Более того, на южноосетинских бюджетников необходимо распространить повышенный коэффициент оплаты труда исходя из тяжёлых условий послевоенного восстановления страны. Указанные принципы должны коснуться и южноосетинских пенсионеров.

Следующим бичом Южной Осетии является ее демографическая ситуация и проблема незаселенности территории. На правительственном уровне необходимо в кратчайшие сроки разработать программу, предусматривающую систему единовременных выплат и льгот многодетным семьям, а также просто семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей.

В данном контексте также следует предусмотреть разработку программы льготного переселения на территорию Южной Осетии и дальнейшего трудоустройства южноосетинских и российских граждан, ставших беженцами во время двадцатилетней войны, равно как и иных категорий населения, дружественно и лояльно относящихся к идее южноосетинской государственности. Указанный комплекс мер позволит, с одной стороны, наполнить республику «рабочими руками», а с другой — минимизировать труд мигрантов, являющихся носителями иной ментальной идентичности. Особой строкой необходимо прописать создание системы качественной медицинской помощи, открытие дополнительной сети поликлиник и больниц в Цхинвале и иных районных центрах Южной Осетии.

4. Борьба с коррупцией. Указанная проблема имеет в Южной Осетии системообразующий характер. Нанести по ней жёсткий удар молодое государство сможет только при помощи российских правоохранительных ведомств. В кратчайшее время на паритетных основах требуется создание системы российско-южноосетинских межгосударственных учреждений, наделённых широкими полномочиями: Счётной Палаты, Следственного комитета, Прокуратуры и ряда других. Следует уделить особое внимание подбору кадров в указанные учреждения, ибо от эффективности и честности их работы будет зависеть результативность всей государственной политики Южной Осетии, равно как и российской властной вертикали в указанном регионе. Южная Осетия также нуждается в разработке своего Уголовного Кодекса, в котором в качестве меры наказания за дачу взятки, получение взятки и коммерческий подкуп будет предусмотрена смертная казнь.

5. «Имплантация» Ленингорского района в тело Южной Осетии. Грузинское население Ленингорского района республики должно быть социализировано в южноосетинском пространстве. На посещение указанной категорией граждан территории Грузии и пересечение грузино-южноосетинской границы следует ввести строгие лимиты и твёрдо их придерживаться. Владельцы автомашин, проживающие в Южной Осетии, должны пройти перерегистрацию и присвоение автомобилю южноосетинского номера, если у них таковой отсутствует (использование грузинских автомобильных номеров следует разрешать только в порядке исключения). В рамках района требуется открытие курсов русского и осетинского языка, и установление 5-летнего срока обязательной переаттестации всех кадров района с учётом новых языковых требований. В тоже время на общегосударственном уровне необходима разработка программы развития грузинского национального меньшинства как южноосетинской внутригосударственной этносоциальной группы. Движение этих двух потоков должно идти навстречу друг другу и приводить к заявленной выше цели.

6. Геополитическая и оборонная составляющая. Южноосетинские границы должны стать надёжными и реально защищёнными. Особым вопросом в повестке стоит проблема реальной демаркации грузино-южноосетинской границы. Проводить её необходимо с учётом требований исторической справедливости и безопасности южноосетинского населения.

В тоже время, Россия должна прикладывать все силы для максимально возможного международного признания южноосетинской республики и придачи ей целостной международной правосубъектности. Полноценная реализация этого условия не только максимально обезопасит население Южной Осетии, но и существенно укрепит статус России, как во внутрисоциальном, так и во внешнеполитическом измерении.

7. Социотехническая составляющая. Капитальный ремонт южноосетинского жилищно-коммунального хозяйства и иных жизнеобеспечивающих структур — насущнейшая проблема Южной Осетии. Аварийное состояние вышеуказанных систем придаёт каждодневному быту южных осетин характер существования на пороховой бочке, и угнетающе действует на них в моральном плане. Эта ситуация должна быть немедленно переломлена, иначе её последствия станут необратимыми.

8. Историко-культурная составляющая. Про необходимость комплексной программы реставрации южноосетинских архитектурных памятников мы уже говорили. Государственное строительство в республике потребует и нового гуманитарно-образовательного процесса в средней и высшей школе. Вновь написанные учебники по южноосетинской истории должны будут качественно отобразить все периоды формирования указанной общности, включая период двадцатилетней отечественной войны за независимость, ее героев. Именно от данного направления социальной деятельности напрямую будет зависеть, насколько сегодняшний южноосетинский школьник будет завтрашним зрелым гражданином молодого государства и патриотом своего отечества.

Указанный нами комплекс преобразований в молодом государстве не является исчерпывающим. Скорее всего, это необходимый минимум, позволяющий республике обрести координаты, совместимые с жизнью в долгосрочной перспективе. Мы выражаем надежду, что предложенные нами пути выхода из сегодняшнего стратегического тупика станут предметом широкого обсуждения самых различных общественных и государственно-властных уровней, и в конечном счёте, окажут южноосетинскому народу ощутимую помощь в разрешении стоящих перед ним на сегодняшний день масштабных и глубинных проблем.

Источник: ИА REGNUM