Южная Осетия – история с продолжением

Четверть века с Россией и 5 лет независимости

Дмитрий Медоев,
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Республики Южная Осетия в Российской Федерации

В 2011 году и в России и в Южной Осетии отметили 260-ю годовщину создания первого посольства Осетии в Санкт-Перербурге, заложившего основы современных осетино-российских отношений, которые пройдя через выпавшие на этом пути испытания, не только стали братскими и добрососедскими, но существенно окрепли и переросли в полноценные межгосударственные отношения.

Дмитрий Медоев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия в Российской Федерации

Дмитрий Медоев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия в Российской Федерации

В далеком 1751 году  представители всех осетинских обществ юга и севера Осетии направили в Санкт-Петербург своих представителей для ведения переговоров с официальными лицами Российской империи, в ходе которых были удостоены приема на высшем уровне – аудиенции главы российского государства Императрицы Елизаветxы Петровны.

За последние 260 лет осетино-российские отношения прошли через непростые испытания временем. Никакие ветры перемен и перипетии  истории не смогли разрушить ту основу и прочные связи, которые были заложены в те далекие годы нашими предками. Общие исторические корни и духовное родство, добрососедство и дружественные межгосударственные связи – вот что отличает сегодняшние отношения России и Осетии.

Наиболее сложный период в новейшей истории Осетии завершился 26 августа 2008 года, когда Республика Южная Осетия получила официальное признание со стороны Российской Федерации и тем самым «де-юре» обрела международно-правовой статус независимого государства.

Решающим фактором в определении дальнейшей судьбы Южной Осетии стала принципиальная позиция руководства России,  помноженная на непреклонную волю самих южных осетин, сумевших доказать всему миру серьезность своих намерений  в течение последних 20 лет борьбы за свободу и независимость.

Осетины вновь обрели государственность, утерянную более шести веков назад в результате сложных исторических катаклизмов того времени.

Средневековая Алания – государство алан, потомками которых являются современные осетины, было разрушено в результате многочисленных нашествий  иноземных захватчиков в XII-XIII-х веках. Длительные жестокие войны обескровили алан и привели страну к демографической катастрофе. Тесные ущелья Главного Кавказского хребта стали надежным укрытием для тех небольших групп, которым удалось выжить в этих войнах и отступить на юго-восток некогда могущественной Алании.

 

Между Аланией и Империей

Лишившись своей государственности, аланы-осетины жили замкнутыми обществами, несколько веков обороняясь в неприступных горах от многочисленных набегов и нашествий. Они сохранили свою веру и язык, древнейшие обычаи и культуру и, в условиях суровой действительности сумели спасти себя от физического истребления.

Осетины жили обществами, представлявшими собой своеобразные «кантоны», объединенные в одну «конфедерацию», но имевшие полностью самостоятельное управление. К XVII-XVIII векам в Осетии было уже достаточно и населения и ресурсов, чтобы ставить перед собой задачи не только физического выживания, но и стратегического плана – самоопределения и воссоздания утраченной государственности.

Замкнутость в центре горного Кавказа, где ресурсы для социально- экономического  и политического развития отсутствовали, не давала таких возможностей. И хотя равнинные территории Центрального Кавказа, где еще оставались развалины древних христианских храмов Аланского государства – не были никем заселены, вернуться на свои исконные земли осетины не могли в силу разных причин.

Тем не менее, возвращению на равнину не было альтернативы, и осетины  понимали, что справиться самостоятельно с такой сложной задачей в одиночку не представляется возможным. В этой обстановке в Осетии все чаще с надеждой обращали взгляд на Россию, потенциальный союз с которой казался старейшинам возможным и необходимым.

Как и сегодня, в те далекие времена Кавказ являлся ареной острой борьбы крупных мировых держав, которые пытались вовлечь в свои военно-стратегические союзы северо-кавказских горцев. Позиции России на Кавказе в этот период были ослаблены после заключения крайне невыгодного ей Белградского мира по окончании русско-турецкой войны в 1739 году.

Лишь после воцарения на российском престоле в 1741 году дочери Петра Великого, Елизаветы, политика России на Кавказе стала постепенно принимать последовательный и стратегический характер.

Поиск осетинами политического союзника и защитника в лице могущественного северного соседа совпал к средине XVIII века с возродившимся геополитическим интересом России в отношении Кавказа.

В ноябре 1742 года архиепископ Иосиф и архимандрит  московского Знаменского монастыря Николай составили донесение императрице, в котором указали приблизительную численность населения – «…обоих полов более 200 тысяч человек», а также их христианское вероисповедание: «…издревле оной осетинский народ бывал православной христианской…».

Особый интерес в докладе вызывает пункт о том, что осетины ни в чьем подданстве не состоят: «А ныне оной многочисленный народ…состоит в своей воле. Понеже как турки, так и персияне никто ими не владеют». Эти первые сведения об Осетии венчала интересная для российской стороны информация о богатых месторождениях в горной Осетии: «А места их изобилуют  золотою, серебряной и прочими рудами и минералами, камением преизрядным».

Одновременно с этим донесением, в 1743 году, к российской императрице обратились старейшины – представители разных осетинских обществ. В письме было четко изложено желание осетин «…быть под протекциею Е.И.В.».

Это обращение свидетельствовало о том, что в осетинских обществах выделились политические лидеры, готовые не только формулировать задачи государственного уровня, но и предлагать их решения.

Одним из таких лидеров общеосетинского масштаба был Зураб Магкати из Зарамага – образованный и опытный политик, хорошо знавший и Кавказ, и Россию. В обращении, которое, без сомнений, было составлено при его участии, фактически в лаконичной форме изложена политическая программа Осетии того времени – стратегический союз с Россией, возвращение осетин на равнину и вопросы национальной безопасности.

Елизавета Петровна своим указом поручила Коллегии иностранных дел составить полный доклад по Осетии. 5 января 1744 года глава Коллегии иностранных дел, канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, кропотливо исследовав «осетинское дело» по различным источникам, представил в Синод свой доклад, в котором подчеркнул важнейшую для России мысль: осетины – народ вольный, ни под чьим владением не состоят и к России настроены благожелательно.

Новым указом, изданным в мае 1749 года, императрица Елизавета Петровна назначила проведение переговоров с Осетией.

9 февраля 1751 года осетинские послы были торжественно приняты на собрании правительствующего Сената.

По итогам переговоров Коллегия иностранных дел подготовила доклад для канцлера, который затем изложил свою позицию Сенату и императрице.

Осетия представляла для России значительный интерес. Бестужев-Рюмин подчеркивал важное стратегическое расположение Осетии в центре Кавказа, откуда можно было бы контролировать важные дороги в Закавказье. Учитывая это, он отметил в заключение, что желательно поддержать  предложения осетинского посольства.

В декабре 1751 года состоялся официальный прием для членов осетинской Миссии императрицей. Как и было рекомендовано в докладной записке Бестужева-Рюмина, Елизавета Петровна благосклонно приняла послов, обещав им «высокомонаршую милость».

Прием у Елизаветы Петровны, без сомнения надо рассматривать как знаковое событие в установлении русско-осетинских отношений как следствие успешных контактов осетинской миссии на высшем уровне.

Дипломатический вояж осетинских лидеров в Россию имел огромное значение. Первые осетинские послы добились установления тесных дипломатических отношений между Осетией и Россией и открыли путь к дальнейшему сотрудничеству двух братских народов.

Осетия благодаря России получала жизненное пространство,  страну-защитницу, а Россия в лице Осетии – единоверного и надежного союзника в стратегически важном для себя регионе на стыке Европы и Азии.

Важным итогом переговоров можно считать также и успех в экономической дипломатии осетинских послов – соглашение по беспошлинной торговле, которую осетины теперь могли вести с Россией, привозя свои товары в Кизляр и Астрахань.

Первое осетинское посольство сумело в непростых политических условиях доказать России взаимную важность и необходимость государственного союза с Осетией.

За все время пребывания в подданстве Российской империи, а позже в составе СССР, осетины вписали немало ярких и достойных страниц в новейшую историю, принимая активное участие почти во всех значимых событиях страны начиная с  XVIII века и по настоящее время.

Жизнь показала, что на современном этапе осетино-российский союз не только сохранился – он многократно упрочился и перешел на качественно новый уровень сотрудничества.

Сегодня, Посольство Республики Южная Осетия в Российской Федерации, учрежденное  почти 260 лет спустя после этих исторических событий, является историческим преемником первого посольства Осетии в Санкт-Петербурге, продолжая генеральную линию, выработанную своими выдающимися предшественниками – союз с Россией.

 

Новое время: 1922 – 1992 гг.

В XX веке после распада Российской империи южные осетины оказались перед угрозой оказаться разделенными между советской Россией и самопровозглашенной в 1918 году Грузинской демократической республикой. Учитывая печальный исторический опыт взаимоотношений Южной Осетии и Грузией, перед южными осетинами вновь встал вопрос национально-государственного самоопределения.

Борьба южных осетин за национальное самоопределение в 20-х годах XX века, исключавшая разделение Осетии, сопровождалась кровавым террором и военной агрессией со стороны меньшевистского правительства Грузии и  ее новых друзей – стран Антанты. Это обстоятельство в конечном итоге способствовало краху новоявленного режима в Тифлисе и установлению большевистской диктатуры.

При новой власти Южная Осетия, вопреки воле ее народа была включена в состав новообразования – Грузинской советской республики.

Это решение никогда не признавалось населением за все время насильственного пребывания Южной Осетии в составе ГССР. Об этом свидетельствует сопротивление перманентной ассимиляторской политике грузинских властей и многочисленные протесты осетинской интеллигенции и народа Южной Осетии в 1937, 1944, 1949, 1958, 1989-1992-х годах и следовавшие за этим репрессии, акты агрессии и войны.

К моменту распада СССР в самосознании осетин твердо укрепилось представление о том, что включение в 1922 году Южной Осетии в состав Грузии, являлось ни чем иным как насильственной аннексией Грузией чуженациональной территории.

Таким образом, Осетия в советское время была разделена на северную в составе РСФСР и южную, которая вопреки воле ее народа была включена в состав Грузинской ССР – мини империи в составе СССР по точному определению академика Андрея Сахарова.

 

Право на свободу

Процесс распада СССР повлек за собой известные процессы: демократизация, т.н. «парад суверенитетов» и связанные с ним кровавые события в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии.

Реализация права наций на самоопределение и государственность – высшие формы существования человеческой цивилизации, основанные на принципах всеобщего равенства и взаимного уважения прав всех без исключения народов.

Поэтому в те годы особенно актуальным для Южной Осетии становится Декларация ООН «О недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета», принятой Генеральной Ассамблеей 21 декабря 1965 года, в главе 6-ой которой в частности говорится: «Все государства должны уважать право народов и наций на самоопределение и независимость, и это право должно осуществляться свободно и без какого-либо внешнего давления и при полном соблюдении прав человека и основных свобод», а также положения Декларации о принципах международного права ООН, принятой  резолюцией № 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г., указывающей каждому государству «воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществить свое право на самоопределение».

Важным элементом этого принципа, как известно, является право народов испрашивать и получать поддержку в случае, если их насильственным путем лишают права на самоопределение.

Общеизвестно, что международное право признает возможность самоопределения через образование отдельного государства, однако, как показывает практика международных отношений, эта норма зачастую осуществляется по принципу двойной морали «кто сильнее, тот и прав». Однако зачастую применяемая практика в международных отношениях показывает, что один стандарт применяется для Восточного Тимора, Черногории, Косова, Южного Судана, а другой стандарт силой навязывается Южной Осетии, Абхазии, Нагорному Карабаху.

Южная Осетия отвергает такой подход и рассчитывает на широкое признание своей независимости международным сообществом, в том числе, а может и в первую очередь со стороны Грузии, с которой наша страна хотела бы иметь равноправные межгосударственные и добрососедские отношения, естественно после полного признания ее правительством ответственности за акты агрессии и политики геноцида в отношении нашего народа.

Об этом заявил Президент Южной Осетии Леонид Тибилов 21 декабря 2012 года в Цхинвале: «Новые люди в правительстве Грузии должны понять и принять наше принципиальное и неизменное отношение к случившемуся между Грузией и Южной Осетией. Грузия должна признать геноцид осетинского народа, признать нашу независимость и подписать юридически обязывающий документ о неприменении силы, работа над которым идет в формате Женевских дискуссий».

Народ Южной Осетии полон решимости и дальше продвигаться по пути признания независимости своего государства на основе общепринятых норм и принципов международного права.

Никто не вправе отказать нам в стремлении к свободе. Более чем 20-летнее суверенное развитие юго-осетинской государственности не может более оставаться незамечаемым и непризнаваемым международным сообществом.

В 1992 новая агрессия Грузии была остановлена благодаря массовому сопротивлению всего населения Южной Осетии, при помощи братской Северной Осетии и поддержки народа России. Но только активное политическое, дипломатическое и военное вмешательство Правительства России остановило кровопролитие в те непростые годы.

Именно в этих условиях Верховный Совет Южной Осетии 29 мая 1992 года принял Акт о государственной независимости: «Исходя из смертельной опасности, которая нависла над Республикой Южная Осетия в связи со злодеяниями, поставившими на грань вымирания ее народ и культуру, геноцидом осетин, с жестокостью и вероломством осуществляемым Республикой Грузия в процессе распада СССР в 1989 – 1992 гг., а также учитывая волеизъявление народа, выраженное в референдуме от 19 января 1992 г. провозглашает НЕЗАВИСИМОСТЬ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ и создание самостоятельного государства Южная Осетия».

Подписание Сочинских соглашений в июле 1992 года позволило остановить войну и посадить стороны за стол переговоров.

Главным гарантом этой стабильности, выступали Смешанные миротворческие силы, которые состояли из военнослужащих самих сторон в конфликте. Это была уникальная операция. По сравнению с миротворческими операциями западных стран на Балканах, в Центральной Азии или Персидском заливе, в Южной Осетии с 1992 по 2004 год не было ни одной потери среди личного состава ни в одном из трех батальонов.

Однако с приходом в Грузии к власти режима Саакашвили ситуация начала стремительно меняться. За короткий срок, взяв под контроль Аджарию, летом 2004 г. новые грузинские власти попытались развить успех и на югоосетинском направлении.

На протяжении всего июля – августа 2004 г. против Южной Осетии велась самая настоящая война, с массированным артиллерийским обстрелом населенных пунктов и масштабными войсковыми операциями. Подготовленные иностранными инструкторами и  до зубов вооруженные по стандартам НАТО батальоны грузинских коммандос были вынуждены бежать, понеся тяжелые потери.  Южная Осетия выстояла в очередной раз.

Грузинское правительство извлекло уроки из этого поражения и начало серьезную подготовку к новой войне.

 

Признание

После этой агрессии народ Южной Осетии окончательно и бесповоротно определил единственно правильный путь для обеспечения безопасного существования своей страны и народа – путь к независимости.

Тезис о невозможности проживания Южной Осетии в одном государстве с Грузией был юридически закреплен в референдуме, который был проведен 12 ноября 2006 года и содержал единственный вопрос – о независимости. Более 90% населения республики высказались за свободу и независимость своей родины.

Именно итоги этого исторического референдума лягут в основу Указа Президента Российской Федерации за № 1261 от 26 августа 2008 года: «Учитывая волеизъявление югоосетинского народа, признать Республику Южная Осетия в качестве суверенного и независимого государства».

8 августа 2013 года мы отмечаем скорбную дату – пятую годовщину со дня вероломного нападения войск тбилисского режима на Южную Осетию. Несомненно, это событие останется в памяти нашего народа как самая мрачная, трагическая страница нашей истории – это год величайших потерь для нашего народа.

Одновременно 2008 год мы считаем и годом обретения государственности, так как после этих трагических событий последовала операция по принуждению агрессора к миру и признание Российской Федерацией государственной независимости Южной Осетии 26 августа 2008 года. В Осетии всегда будут высоко ценить мудрость и мужество руководства России, проявившиеся в принятии важнейших решений, вылившихся в Указ Президента Российской Федерации о признании государственной независимости Республики Южная Осетия.

Поэтому этот день по праву считается величайшим праздником для нашего народа, воистину праздником со слезами на глазах.

Для нас это особенный, исторический день – День Победы!

Народ Южной Осетии дорого заплатил за свою независимость. Южную Осетию планомерно и последовательно разрушали, начиная с 1989 года. За 20 лет борьбы и лишений мы потеряли тысячи своих сыновей и дочерей, десятки тысяч человек вынуждены были покинуть свои жилища, оставшись без крова над головой и средств к существованию. Грузинскими властями было предпринято несколько попыток этнических чисток, год за годом устанавливалась полная экономическая и энергетическая блокада республики.

В эти августовские дни мы будем вспоминать российских и осетинских солдат и офицеров, плечом к плечу боровшихся с агрессором и сложивших свои головы во спасение народа Южной Осетии, мирных граждан, погибших в результате этого варварского нашествия.

Народ Южной Осетии никогда не забудет подвиг российских солдат и офицеров, спасших наш народ от физического истребления. Имена российских воинов, сражавшихся за Южную Осетию, всегда будут жить в благодарной памяти нашего народа.

В эти дни народ Южной Осетии выражает признательность всем гражданам России за поддержку и помощь, искреннее сострадание, оказанные в самые тяжелые для нас августовские дни 2008 года.

За последние двадцать лет в жизни народа Южной Осетии произошли колоссальные по масштабу и последствиям исторические события, по итогам которых изменилась карта Кавказа, изменился мир. Она стала более реалистичной и максимально приближенной к историческим реалиям.

События августа 2008 года, несомненно, имеют огромное значение не только для Южной Осетии и Абхазии, но и для самой России, которая свела на нет попытки насаждения однополярного мышления в одном отдельно взятом регионе мира. А главное своими решительными действиями руководство Российской Федерации оградило свою страну от реальной угрозы масштабной террористической атаки на ее территорию.

В этом году мы отмечаем еще один юбилей – установление дипломатических отношений между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией, а также пятилетие учреждения первого Посольства нашего государства.

На сегодняшний день уровень союзнических отношений между Россией и Южной Осетией весьма высок – подписано и действуют более 60-и межправительственных соглашений в самых различных областях.
Этот процесс продолжается, об этом свидетельствует внешнеполитический курс РФ, определенный известным Указом президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 года и, который активно реализуется Министерством иностранных дел России. Обратного пути нет.

Сегодня, залечивая свои раны, заново отстраивая разрушенные войной дома, восстанавливая экономику, инфраструктуру, мы с оптимизмом смотрим в будущее и в этом есть огромная заслуга России, результат ее бескорыстной помощи.

Выбрав путь независимого развития, наш народ твердо намерен строить полноценное демократическое суверенное государство во имя памяти павших героев, достойной и безопасной жизни для будущих поколений. Никакая сила не заставит народ Южной Осетии свернуть с этого пути.

 

Южная Осетия и страны Содружества

Южная Осетия как неотъемлемая часть постсоветского пространства де факто пребывает в политическом и социально-культурном ареале стран Содружества независимых государств. Поэтому наше стремление к более тесной интеграции в это пространство представляется для нас естественным. Бесспорно, что каждое из независимых государств Содружества согласно своим внутренним законам  имеет полное  суверенное право на самостоятельное осмысление пройденного им пути, а также на собственные выводы и оценки государственного развития.

Однако при этом нам все же представляется, что наиболее продуктивными подобные усилия могли бы стать именно в том случае, если бы их существенная часть могла быть реализована на коллективной основе,  используя общие ценности и приоритеты, за счет взаимной консолидации интеллектуальных и творческих потенциалов.

Двадцатилетний период развития государственности – время вполне достаточное для «суверенного самоутверждения» и вряд ли кто-либо в современном мире осмелится поставить под сомнение национально-политическую состоятельность каждой из стран СНГ.

В этой связи думается, что «постсоветским» государствам на данном этапе крайне выгодно отойти от этой практики т.н. «суверенного самоутверждения» по отношению к России, которая была достаточно распространенной на протяжении последнего периода.

Все это время мировое сообщество динамично менялось вместе с реальностью современного мироустройства, на фоне девальвации ценностей Объединенных наций, игнорирования основных принципов международных отношений, исходя из чего, по нашему мнению, в настоящее время попросту отсутствует целевая аудитория для продолжения демонстрации подобного самоутверждения.

Россия же, при всем этом, по прежнему остаётся естественным центром экономического и цивилизационного притяжения этого огромного геополитического пространства и не дает ему рассыпаться в круговоротах геополитических коллизий современного мира.

И в этом контексте, осмелюсь утверждать, что Россия – как целевая аудитория социально-культурного и даже этнического самоутверждения народов бывшего СССР – более состоятельна, нежели Европа и, тем более, далекая Америка.

Всем нам, странам-участникам этого пространства, особенно в новых условиях, жизненно важно пытаться сочетать свой суверенный статус со стремлением к сбережению и актуализации того общего исторического и культурного наследия, которое столетиями создавалось при консолидирующей роли России совместными усилиями наших народов как в имперский, так и в советский период нашей общей истории.

В сегодняшних непростых условиях назрела также и необходимость осмысления новой и более эффективной системы обеспечения коллективной безопасности государств этого пространства, системы способной реагировать на все возрастающие новые вызовы и угрозы, системы, которая закрепила бы основы будущего стабильного развития всех без исключения стран  региона.

Южная Осетия, отчетливо ощущая себя частью Евразийского пространства, строит свою государственность, опираясь на братскую помощь России, следуя букве и духу подписанных межгосударственных соглашений,  и открыта для самого широкого и активного сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами.