Юрий Вазагов: «Создается реальная опасность проведения непрозрачных выборов на североосетинских участках, которые могут повлиять на ход всей избирательной кампании»

Юрий Вазагов

Юрий Вазагов

Судя по информации, озвученной в ходе пресс-конференции председателем ЦИК Беллой Плиевой, после длительного перерыва, впервые после парламентских выборов 2009 года на территории Северной Осетии вновь открываются избирательные участки.

Решение более чем странное, учитывая предысторию этого вопроса. В ходе кампании 2009 года результаты голосования именно на североосетинских участках вызывали много вопросов. Есть немало свидетельств об организации так называемых «каруселей» на этих участках.
После парламентских выборов 2009 года, вместо участков на территории Северной Осетии, для граждан РЮО, проживающих в РСО-А, в период избирательных кампаний 2011-2012 годов были открыты участки на территории села Рук. Ситуация с этими участками также стала предметом возмущения югоосетинской общественности. Ряд штабов умудрились эшелонами свозить купленные голоса на два участка в селе Рук. Расценки назывались разные, по рассказам очевидцев «мотивированные» избиратели получали на руки от 3 до 5 тысяч рублей. При этом по самым скромным оценкам оба раза там проголосовало более 6 тысяч человек, что оказало серьёзное влияние на исход избирательной кампании в целом.

В 2014 году под давлением внутренних и внешних факторов было принято решение повысить прозрачность выборов. В результате от участков на территории села Рук отказались вовсе, не был открыт участок и в консульстве Южной Осетии во Владикавказе. Гражданам РЮО, проживающим на территории Северной Осетии пришлось приехать в Южную Осетию и голосовать по месту прописки. Это позволило значительно сократить потоки обладателей югоосетинских паспортов, многие из которых судьбой Южной Осетии озаботились только в этот день.

Создается впечатление, что сейчас при принятии решения спустя 8 лет вновь открыть участок в Северной Осетии не были учтены указанные обстоятельства, и уж тем более не было учтено общественное мнение, где доминирует точка зрения о том, что будущее Южной Осетии должны определять те, кто живет здесь.
Кроме того, остается множество вопросов, на которые пока нет ответов — сколько бюллетеней будет отправлено на участки в РСО-А, по каким правилам там будет вестись предвыборная агитация и каким образом можно будет пресечь нарушения предвыборного законодательства. Также непонятно как сочетается информация о 10 тысячах пропавших паспортов с решением ЦИК. Особенно если учесть, что из Северной Осетии поступают многочисленные свидетельства о действительно имеющих место фактах раздачи югоосетинских паспортов. И это вдобавок к ранее выданным паспортам граждан РЮО, количество которых по разным данным варьирует от 17 до 22 тысяч.

Все это вместе взятое создает реальную опасность проведения непрозрачных выборов на североосетинских участках, могущих повлиять на ход всей избирательной кампании. В свою очередь это может привести к подрыву легитимности выборов в глазах собственно населения Южной Осетии. Ведь главное не просто получить кое-как большинство бюллетеней, а заручиться поддержкой и доверием большинства своих сограждан, чтобы затем иметь возможность проведения более или менее самостоятельной политики.
Более того, дефицит легитимности может лишь усугубить кризисные явления, до сих пор расшатывающие не слишком устойчивую политическую конструкцию Южной Осетии, и стать серьезным препятствием на пути консолидации общества. С учетом тех угроз и вызовов, которые стоят перед Южной Осетией проведение прозрачных демократичных выборов приобретает особое значение для дальнейшего развития республики. От этого также во многом зависит престиж российской политики на Кавказе.