Выступления участников на обсуждении проекта концепции СЭР

Концепция

В Цхинвале 21 января состоялось обсуждение проекта «Концепции социально-экономического развития республики», который  разработал «Российский Центр стратегических разработок «Регион». В работе «круглого стола» приняли участие премьер-министр республики, министр экономразвития, члены правительства, а также депутаты парламента, эксперты и главы районов республики.

Приводим фрагменты выступлений участников.

Залина Хугати, министр экономразвития:

– Проект концепции социально-экономического развития республики он разрабатывается в рамках формирования новой стратегии социально-экономического развития Республики Южная Осетия до 2030 года. И разрабатывается это стратегия и концепция в рамках решения шестого заседания межправкомиссии, по решениям которым мы должны эту программу сформулировать к середине марта 2013 года.

Содержательной основой концепции является главные цели и видение развития Республики Южная Осетия, а также стратегические приоритеты развития республики. Я коротко остановлюсь на тех главных проблемах, которые сегодня есть в нашей республике […] и по каждому направлению можно выделить целый комплекс узловых проблем, которые требуют настоятельного решения. Мы все знаем, что в результате войны 2008 года наша экономика находится в очень глубоком экономическом кризисе. Вследствие [этого] разрушены объекты инфраструктуры, промышленные предприятия а также разрушения жилого фонда. Сельское хозяйство работало очень неэффективно и испытывает очень серьезные проблемы с оснащением техникой и механизмами. Фермерские хозяйства находятся в стадии становления. Деятельность малых и средних предприятий (к сожалению, тоже ничего позитивного сказать нельзя) очень серьезные проблемы испытывают с финансированием. Самой насущной и актуальной проблемой являются вопросы демографии. Всем нам известно, что если мы не решим вопрос демографический, то и с экономической точки зрения нам будет трудно решать большинство вопросов. Вопросы профессионального среднего и высшего образования – одна из главных задач, которые стоят перед нами и мы эти задачи должны быстро и эффективно решить. На протяжение последних лет все эти проблемы обусловили крайне низкий уровень жизни нашего населения, и большая часть населения имеет доходы ниже прожиточного уровня, которые в 2011 году по данным минэкономразвития составляют 557 р. Мы должны учитывать и тот факт, что учитывая и планируя наше экономическое развитие, мы должны в полной мере исправлять тот комплекс проблем, с которым связано экономическое развитие республики, в том числе и в силу ее транспортной и в силу ее географического расположения.

Отсутствие собственных источников энергии – еще один фактор, который препятствует развитию промышленной база нашей республики. Несовершенства в законодательной базе, о которой мы очень много говорим сегодня, и я хочу констатировать тот факт, что в последнее время по всем направления и в министерствах и в ведомствах активно идет работа по ее усовершенствованию. По крайней мере, мы можем уже видеть комплексный подход по совершенствованию нормативно-правовой базы. Особая благодарность нашим российским коллегам, которые помогают нам грамотно и системно решать эти вопросы.

Таким образом, сложившаяся социально-экономическая ситуация в республике безотлагательного решения и их решения должны быть увязаны в единую комплексную программу. И с этой точки зрения роль стратегического плана развития очень сложно переоценить.

Главные цели, которые сегодня стоят перед нами […] улучшение роста уровня жизни населения во всех районах республики, обеспечение общественно-политической стабильности, устойчивого социально-экономического развития, обеспечение экономической и экологической безопасности, снижение системных рисков, и развитие международного сотрудничества. Это все проблемы, которые мы должны решить в среднесрочной программе. Что нам нужно сделать, чтобы добиться этих главных целей? Главным образом определить задачи развития. Задачами развития мы считаем создание условий для перехода к устойчивому развитию экономике в социальной сфере, это снижение диспропорций социального развития в районах республики, снижение бедности и безработицы, создание предпосылок для притока населения в сельскую местность, обеспечение продовольственной безопасности республики, реализация мероприятий, создание эффективной системы развития науки, образования и культуры и профессиональной квалификации населения республики. Это и развитие малого и среднего предпринимательства, развитие производств социальной инфраструктуры.

Итак, цели и задачи определены, и сейчас необходимо определить, как добиться этих целей и добиться решения этих задач. Для этого в течение последних месяцев был проведен анализ социальных, политических, экономических показателей , условий, причин создания таких условий, и мы определили следующую стратегию приоритетов развития Республики Южная Осетия. Главным образом, я об этом уже говорила и думаю, что со мной согласятся все присутствующие – это развитие демографических проблем, и развитие социальной сферы. Здесь планируется проведение политики, направленной на снижение негативных тенденций в демографических и миграционных процессах, создание основы для увеличения численности населения страны, в первую очередь путем создания реальных механизмов поддержки семьи и материнства. В том числе и нуждающиеся в социальном жилье.

Это направление активно прорабатывается руководством страны, и мы все прекрасно понимаем, что это очень реальная задача, требующая первоочередного решения. Я предполагаю, что у нас в ближайшее время будут уже конкретные результаты, по решению части этих проблем в текущем 2013 году, но хочу вас заверить, что системное решение этой задачи, оно будет сформулировано в долгосрочную программу.

Что касается системы образования, то здесь необходимо сформировать национальное образование, которое могло бы интегрировать в познавательные пространства. Которая бы обеспечивала подготовку специалистов конкурентоспособных, в том числе и на мировом рынке труда . Я вас хочу заверить , что такие возможности имеются сегодня и система информационной технологии, система взаимодействия различных образовательных учреждений, она позволяет на дистанционном уровне повышать уровень образования и способствовать повышению квалификации в сфере высшего и среднего образования.

Необходимо также уделять внимание качеству оказания медицинской помощи населению. На этом направлении работает министерство здравоохранения, готовится программа, которая будет согласована с парламентскими комитетами и будет реализована в рамках стратегии среднесрочной и долгосрочной программы развития.

Необходимо проводить активную политику в области занятости, создавать новые рабочие места, улучшать качество профессиональной подготовки безработных. Необходимо сделать систему социального обеспечения населения профессиональной.

Крайне важным в нашем обществе сегодня является реализация духовного потенциала общества через укрепление единого информационно-культурного пространства.

Необходимо создание и укрепление историко-культурного наследия, социокультурной инфраструктуры, особенно на селе, обеспечение условий развития профессионального искусства и народного творчества.

Необходимо расширять спортивную материально-техническую базу для вовлечения молодежи в занятия различными видами спорта, популяризации здорового образа жизни, укрепление здоровья граждан.

Все министерства и ведомства очень плотным образом работают над своими программами, и я очень рада констатировать этот факт.

Это был первый пункт нашего стратегического развития. Вторым пунктом в нашей программе обозначено региональное развитие. Мы все прекрасно видим и наблюдаем, что существуют значительные диспропорции в развитии нашей республики и планомерное формирование инженерной инфраструктуры на местах как основы для последующего социально-экономического развития районов. Это необходимое условие для существования нашей республики. Эту проблему можно решить путем реализации инвестиционных проектов в различных регионах.

В среднесрочной перспективе в наших планах – передача части хозяйственно-административных и деловых функций поселку Дзау и повышение его статуса до уровня города.

Третьим основным пунктом в нашей программе – это интенсивное экономическое развитие, здесь очень много конечно, споров, много мнений. Наше видение экономического развития заключается в следующем: самое главное для нас – это обеспечение собственной продовольственной безопасности страны. Что касается промышленности, то необходимо сформировать собственную промышленную баз, базу республики, которая бы могла стать локомотивом развития всей экономики республики. Очень многие со скепсисом относятся к этому постулату, но я хочу сказать, что здесь нет ничего невозможного. Здесь необходимо грамотно подойти к этому вопросу. Также немаловажное значение имеет создание собственной гидроэлектростанции. Создание такой собственной системы энергетики позволит решить очень многие проблемы.

Во-первых, это один из дополнительных источников дохода, во-вторых – увеличение собственных источников производства дешевой электроэнергии. Принимаются уже конкретные шаги по реализации этих намеченных целей.

Следующим пунктом развития является возобновление деятельности предприятий, основанных на переработке местного сырья. Это Квайсинское рудоуправление, возобновление работы лесокомбината, переработка древесины, и здесь самое главное – ориентация на производство конечного продукта.

Следующий пункт – это развитие туризма и сопутствующего бизнеса. Действительно, туризм надо развивать, вопрос только во времени в инвестициях. Готовится программа по развитию туризма, необходимо создать такую нормативно-правовую базу, которая бы позволила бы увеличить количество инвесторов.

И последний пункт – это развитие малого и среднего предпринимательства. В любом государстве развитие предпринимательства – это тот инструмент, который позволяет очень быстро развивать и региональную инфраструктуру и производственную, и позволяет обеспечивать занятость населения, это направление мы считаем одним из самых приоритетных.

Сегодня мы обозначили те проблемы, которые являются самыми болезненными.

 

Денис Денисов, представитель российского Центра стратегических разработок «Регион»:

– Я хочу поблагодарить вас за предоставленное слово и сказать, что представляю функции стратегических разработок «Регион», город Москва. Мы активно участвуем в разработке стратегии развития Южной Осетии до 2030 года. Цель нашего сегодняшнего визита заключается не в том, чтобы предоставить концепцию, а в том, чтобы рассказать, как мы видим на сегодняшний день работу в некоторых, может быть, ключевых задачах. Тех выводов, которые мы сегодня увидели, и совместно с вами все это обсудить и предоставить к концу января (дата уже отчетная) уже концепцию. И это можно будет уже обсуждать, как законченный вариант концепции. Сегодня наша задача с вами – провести мозговой штурм (так это называется по-научному) для того, чтобы выявить все необходимые вопросы, которые необходимо внести в работу концепции, поэтому я очень признателен коллегам, которые сейчас очень активно высказываются, и не молчат на местах о том, что необходимо сюда внести.

Пару слов скажу о центре стратегических разработок. Залина Юрьевна совершенно верно сказала о том, что наша компания не новичок на рынке. Мы образовались в 2000 году и созданы специально под задачи разработок стратегических направлений и развития Российской Федерации от Владимира Владимировича Путина. В нашем активе – разработка «Стратегии-2010», которая являлась фактически программой Путина. В нашем активе – разработка программы «Социально-экономического развития Северного Кавказа», в нашем активе, не побоюсь этого слова, половина стратегических программ, которые разработаны в России за последние годы руководителем нашего учреждения, это Владимир Малов, всем известный академик, академик наук народного хозяйства.

Нам изнутри очень хорошо известна вся система российских государственных учреждений. Поэтому мы очень хорошо понимаем, каким образом должны предоставляться программы, что в них должно содержаться, все необходимые нюансы нам известны. Что касается привлечения научной базы и научных сотрудников, вы абсолютно правильно говорите, что в Южной Осетии необходим свой собственный научный центр. Любая страна без этого немыслима. К сожалению, создать научный центр, это не дело одного дня, необходимо не просто пригласить специалистов, нужны научные школы, которые вырабатываются не одно десятилетие. Продолжая тему научных школ, мы работаем совместно с сотрудниками российской геологической академии, у которых есть архивы по конкретно земельным материалам Южной Осетии и вообще по всем ресурсам Южной Осетии и поэтому, в принципе, эту задачу можно будет решить. Совершенно правильно коллеги говорили, что необходимо обсуждение с широкой общественностью. Мой сегодняшний визит и все последующие будут заключаться именно в том, чтобы рассказать общественности подробно, не просто руководителям, а простым людям.

Зачем этот документ нужен? Да, этот документ необходим для того, чтобы получить деньги, но и для того, чтобы каждый простой человек понимал, что мы будет иметь через год, через 10 и 20 лет. Этот документ необходим, чтобы каждый человек, каждый инвестор и бизнесмен знал, что будет завтра и что будет через год.

Заканчивая вступление, я хочу сказать, что мы очень плотно работаем с российской академией наук, работаем с институтом прогнозирования, академией народного хозяйства, центральным экономико-математическим институтом российской академии наук, поэтому тот документ, который ляжет на стол по итогам сотрудничества, будет иметь под собой очень хороший научный результат. В том числе там будут проведены конкретные индикаторы, к чему Осетия придет через год, через 10 и 20 лет.

 

Геннадий Кокоев, депутат парламента:

– Главное для составления стратегии развития любой страны – необходимо определить потенциал объекта, который должен развиваться, определение природного ресурса потенциала. Я с удовлетворением могу констатировать, что ООО «Гипрогор» еще в 2010 году провел необходимую работу, составлена была схема территориального планирования, я считаю, что очень профессионально, на очень высоком уровне. Работали здесь Владимир Шнейдер и его группа, и были задействованы и наши молодые люди, которые также работали над схемой территориального планирования республики. Так что региональная составляющая программы, она уже практически готова. Обеими руками поддерживаю тот фактор, что необходимо инвестировать в человека, для этого нужно определить трудовой фактор нашего развития. Почему мы исходим от суммы 44 000? Логически сразу возникает продолжение, необходимо элементарная перепись населения. Определение количества точного на данный момент половозрастного составляющего, квалификации распределения по регионам, городское и сельское населении и. т. д. Прогноз динамики нашего населения до 2030 года, если понадобится, и прогноз необходимости во внешней рабочей силе, ее квалификации, ее отраслевой составляющей. Мы обязаны просто привлечь в Южную Осетию, либо ту часть материнского капитала, который по закону положен гражданам Российской Федерации, которые живут на территории Южной Осетии.

Также была затронута финансовая составляющая, о необходимости создания финансовой системы, эффективной банковской системы, как необходимое составляющее любого экономического процесса. Эффективная система кредитования, в том числе реальных отраслей народного хозяйства. У нашей программы очень много аспектов, она должна носить комплексный характер, в который бы все отрасли были представлены, исходя из наиболее оптимальной структуры нашего народного хозяйства. Что касается передовых технологий, тоже трудно спорить, потому что, с учетом того, что есть, только одна артерия Транскавказской автомагистрали, которая связывает Южную Осетию с российским рынком, а политические коллизии преграждают нам выход на закавказский рынок со своей продукцией, так что мы обречены выпускать высокотехнологичную продукцию. Я уверен, что документ, который нам будет представлен на рассмотрение и утверждение будет высокопрофессиональным и будем работать и в дальнейшем.

 

Жанна Кочиева, кандидат экономических наук:

– Все мы здесь собрались, чтобы работать в одном направлении, на процветание Южной Осетии и прорыва в экономике. Принятие этой концепции равносильно написанию конституции, мы здесь живем и никуда не собираемся уезжать и для меня очень важно знать, кто будет этим заниматься. Надо было бы привлекать брендовые научные организации. Такие организации, как высшая школа экономики, Соцсовет по изучению производительных сил, и российскую академию наук. С другой стороны, имея честь в научном направлении сотрудничать, они не прочь заниматься экономикой Южной Осетии и помогать нам. Там есть специалисты, которые работают по Северному Кавказу. Республику поднимать будут только свои, под научным, экспертным руководством российских коллег, мы сами ее [программу] не напишем.

На сегодняшний день в новейшей истории нашей республике мониторингом сельского хозяйства никто не занимается. Какое количество сельского населения у нас проживает, насколько трудоспособного населения? Ведь они являются основными реализаторами программы этого развития. Так как социально-экономическая программа необходимо для того, чтобы рационально и эффективно использовать, можно сказать, точечно, природные и иные ресурсы, находящиеся в ведении государства.

Мы считаем, что социально-экономическая программа должна стать в какой-то степени фактором для консолидации даже общества. Я предлагаю, на перспективу, или может даже сейчас, правительство как-то решит этот вопрос, вопрос создания центра стратегических исследований у нас при научно-исследовательском институте или при правительстве, который будет заниматься разработкой этой программы с привлечением российских коллег и подготовкой нашей молодежи к написанию и подготовке таких же аналогичных программ. Здесь же нам жить не до 2030 года, кто-то же должен этим заниматься. И каждый раз мы же не будем приглашать каких-то организаций. Я предлагаю конкретно создать центр, который этим будет заниматься, подготовит нашу молодежь, она у нас желает этим заниматься, есть у нас такие люди. Вы сами, Залина Юрьевна отмечали , что в министерстве экономики есть прекрасные специалисты, которые могут этим заниматься.

Теперь то, что касается одного пункта, развития туризма. Здесь я хочу сделать акцент, что имела я честь общаться с министром сельского хозяйства, и я предлагала внести в ту программу агротуризм, он сказал, что все это уже определено и его никак уже нельзя внести в этот пункт. Тем не менее, я предлагаю внести вот этот пункт в развитие агротуризма, взять три четыре населенных пункта, это нас обязывает к тому, чтобы сделать там инфраструктуру: воду, дорогу, медицинские учреждения и т.д. Чтобы те, которые приезжали, видели быт осетинского народа.

 

Гурам Мелкоев, вице-премьер:

– Было озвучено, что здесь сегодня гости, надо было их представить, чтобы мы их знали, кто они какие должности занимают, чтобы можно было задавать конкретные вопросы. То, что в концепции вложено, это все понятно каждому из нас. Но В концепции какая-то конкретика должна быть. Вы сами знаете, Залина Юрьевна, что наше ВВП настолько низок, что об этом даже неудобно говорить. Цель-то вы хотя бы должны поставить.

Мы не все учитываем в нашем ВВП. Мне кажется, в концепции в обязательном порядке должно быть, сколько рабочих мест будет через три года, через пять и десять лет. У нас есть институт стратегического развития, здесь присутствует директор института, он только образовался, там несколько человек очень грамотных, вы даже об этом не знаете. Их надо привлечь в обязательном порядке, имеет смысл хотя бы небольшие заказы им дать, и они бы могли разработать. Здесь присутствующие даже не знают об этом, а там собрались люди, которые действительно что-то могут сделать. Если они поработают в тандеме с центром стратегических разработок, они действительно займут опыт.

 

Фатима Маргиева, преподаватель ЮОГУ:

– В Советское время у нас был филиал института народного хозяйства. Это было в здании статуправления, там работали местные экономисты, очень высококвалифицированные. Конечно, многих из них уже нет, но остались специалисты, которые там работали. Этот институт народного хозяйства разрабатывал программы с учетом географической и геологической ситуации, которое имеет место в Южной Осетии. Почему нельзя вот эти разработки поднять и на основе разработок, с учетом вот всего того, что было отмечено, в этой концепции, почему нельзя местным специалистам позволить разработать и внести какие-то свои предложения? Не заказывать его извне, а создать на месте центр стратегических разработок и пригласить уже потом высококвалифицированных специалистов сюда, на место, чтобы они совместно с местными специалистами разработали эти программы.

Жанна Герсановна сказала, что внесла какие-то свои изменения в программу, но ей сказали, что уже бюджет определен, и поэтому нельзя внести какие-либо изменения. Мне кажется, что это совершенно неправильно, бюджет должен проходить всенародное обсуждение, особенно в той ситуации, которая есть, по всем направлениям в Южной Осетии. Почему нельзя на предприятиях, учреждениях обсудить предполагаемый бюджет в данных сферах, и почему нельзя учесть мнение местных специалистов во всех направлениях. Даже мнение крестьян, которые продолжают жить в горных местностях. Спросить их, что было бы целесообразно для того, чтобы эта местность получила дальнейшее развитие.

Я читала в интернете совершенно абсурдные предложения о том, что мы должны быть промышленным регионом. Я считаю, что любой гражданин республики скажет вам, что целесообразней всего обеспечить местное население, а также представителей, сотрудников военных баз, которые находятся на территории Южной Осетии продовольствием.

Если Южная Осетия сможет выработать достаточное количество продовольствия, самостоятельно переработать, поставлять на рынок и на прилавок всю эту продукцию. И нам не приходилось бы привозить огромное количество товаров и вывозить отсюда деньги, все эти средства оставались бы здесь.

Что касается инвестиционной программы, я не согласна, например, с тем, что она не получает всенародное обсуждение. Почему нельзя объявить тендерные конкурсы и позволить людям принять участие в этих программах, чтобы те средства, которые выделяются Россией для того, чтобы их вложили в какие-то конкретные производства, чтобы в этом приняли участие люди. Кроме того у Южной Осетии даже нет паспорта, у нас нет никакого бренда, почему нельзя разработать трендовые программы. А ведь сегодня невозможно заказывать какие-то программы вне территории Южной Осетии. Считаю абсолютно нецелесообразным заказ этой программы за пределами Южной Осетии. Если кто-то хочет помочь Южной Осетии в разработке программы, пусть приедет сюда и с учетом местных специалистов совместно разработать программу. Ведь эта программа должна пройти обсуждение во всех предприятиях и учреждениях, население должно внести свои предложения. Учитывая все это, позволить разрабатывать уже эту программу в том центре стратегических исследований, который будет создан непосредственно на территории Южной Осетии. У нас есть местные высококвалифицированные специалисты, например Джабиев Станислав, Грунвальд Инна, наши собственные специалисты, Нар Габараев, которые могли бы принять участие в разработке этой программы.