Марина Дзигоева: «Тексты судьбоносных законопроектов должны быть доступны всем гражданам, и должны проходить широкое общественное обсуждение»

Марина Дзигойты, депутат Парламента

Югоосетинская общественность продолжает обсуждать закон «О недропользовании», принятый парламентом республики 29 апреля 2015 года. По просьбе медиа-центра «Ир» ситуацию прокомментировала депутат пятого созыва Марина Дзигоева. Предлагаем читателям сайта полный текст комментария:

Сегодня, когда в нашей республике реализовываются разноплановые проекты на пересечении различных интересов, в контексте «нравов» современных ТНК, и не очень успешной нашей законотворческой практики, общественность с особой настороженностью относится к вопросам, которые касаются ее базовых прав и интересов.

Не случайно и законопроект «О недропользовании в РЮО» вызвал такую живую реакцию со стороны всех неравнодушных Граждан. Но многое все же остается не раскрытым. Считаю необходимым прояснить те позиции, которые стали мне понятны из опыта парламентской работы, анализа нашей действительности и нашего законодательства так, как их увидела сама. Это касается, в частности, и принимаемой новой редакции закона «О недропользовании», который был прочитан, в том числе, с точки зрения актуальности в увязке ко всей законодательной деятельности в Республике Южная Осетия.

Видимо, подходит то время, когда всем нам пора начать разбираться в том, что мы имеем и к чему стремимся, чтобы достичь взаимопонимания и вовлеченности каждого в процессы, происходящие в стране. Поэтому важно начать прояснять природу некоторых противоречий и серьезных пробелов при разработке большинства законопроектов РЮО.

Так, в период работы депутатского корпуса Парламента 5-го созыва, в первой половине 2011 года, Комитет промышленности, строительства, связи, энергетики и природным ресурсам, в котором довелось состоять и мне, отклонил вынесение на рассмотрение Парламента представленного Правительством законопроектов «О недрах и недропользовании в РЮО», Лесного кодекса РЮО, потому что, с нашей точки зрения, в том виде они не отвечали стратегическим интересам народа РЮО. Законопроекты содержали серьезные недоработки и противоречия нормативно-правого характера. Также вызывало озабоченность отсутствия у нас структур и кадров для действенного государственного надзора за использованием недр и экологического надзора и экологической экспертизы, с соответствующей лабораторной базой, в целях квалифицированного контроля над процессами. Отрицательный Отзыв на указанные проекты был представлен и от Совета Федерации Российской Федерации.

Мы сочли невозможным вынесение в 2011 году нового законопроекта «О недропользовании» в РЮО, еще и потому, что не были подготовлены другие важнейшие законопроекты, как то — Гражданский Кодекс РЮО и ГПК РЮО, УК, Земельный кодекс, земельный Кадастр, «О местном самоуправлении в РЮО», «О разграничении полномочий между республиканскими и местными органами власти в РЮО», «О соглашении о разделе продукции» и других нормативных правовых актов. Отсутствие также ряда других инфраструктурных правовых актов, препятствует разработке такого качественного законопроекта, исполнение которого бы не привело к бесконтрольности процессов в данной сфере, что чревато созданием условий подрывающих национальную безопасность и суверенитет страны. О ядерных отходах тогда еще не было открытых разговоров, но были уже планы списать на «реанимацию» квайсинского рудоуправления большие суммы по инвестпрограмме, без убедительного (с моей точки зрения) социально-экономического и экологического обоснования, на текущий период нашей истории.

Кстати, компетентные друзья Республики Южная Осетия в РФ настоятельно советуют нам не заниматься примитивным копированием федеральных законов, а рекомендуют адаптировать их с учетом местной специфики. Не зря в самой Российской Федерации в некоторых отраслях права субъекты Российской Федерации с учетом «специфики» субъекта разрабатывают собственные законодательные акты. Тем не менее, мы методично продолжаем «унифицировать» наше законодательство с российским с упорством, достойным лучшего применения. Мы же, не задумываясь над вопросами разности величин и задач, не заботимся о «своем лице». И в этом винить можно не только депутатов парламента РЮО, которым, не только не на кого системно и квалифицированно опереться при разработке законопроектов, вне своей профессиональной компетенции, но, порой, нет и времени ознакомиться с законопроектами, так как получают законопроекты буквально перед сессией, (в нарушение регламента работы парламента), — за день или даже за полчаса. А в остальное время все заняты в государственных структурах, и, даже, возглавляют органы государственной исполнительной же власти.

До сих пор в стране нет соответствующих научных центров законотворческой деятельности и системы формирования временных профессиональных экспертных групп по проектам и культуры ответственных общественных обсуждений, а главное, нет внятных политических и экономических программ и «дорожной карты» к ним, как это принято в «цивилизованном» мире.

Считаю, что тексты судьбоносных для РЮО и ее народа законопроектов с предварительными экспертными заключениями, должны быть доступны всем гражданам и проходить прозрачное общественное обсуждение. Публикация анонсированных законопроектов, хотя бы, за 3-4 месяца на официальных сайтах правительства и парламента, позволило бы минимизировать в дальнейшем многочисленные казусы и всплески подозрительности в обществе.

В свое время профильный комитет Парламента РЮО воспользовался возможностями двусторонней Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Парламента Республики Южная Осетия, направив на экспертизу вышеназванные проекты законов. Полезно еще раз озвучить часть выдержек из Отзыва на проект Лесного кодекса, который у меня сохранился, и который в равной степени касается и других законопроектных инициатив в РЮО:

«… В целом законопроект содержит достаточно много концептуальных ошибок, логических противоречий и юридико-технических недостатков.

Одной из главных концептуальных ошибок авторов проекта является то, что в нем не учтены принципиальные различия в системе организации государственной власти и местного самоуправления в России, как федеративном государстве, и Республике Южная Осетия, как унитарном государстве. Это упущение привело к тому, что в документе содержится много противоречий в установлении и разграничении полномочий в сферах < указанных> отношений между органами государственной власти Республики Южная Осетия и органами местного самоуправления.

… Также наличие большого числа отсылочных норм к законам, законодательству Республики Южная Осетия, правовым актам…не позволяет оценить достаточность правового регулирования различных аспектов в < указанных> сферах. … Необходимо в максимальной степени избегать отсылочных норм. А где это не удается, требуется, чтобы отсылочные нормы содержали наименование конкретного закона

Таким образом, проект требует доработки. В том числе согласования его норм с действующими законами РЮО и < Конституции РЮО>, а также проектами правовых актов, которые предусматривается принять в связи с введением в действие < общих и смежных> законопроектов».

— От себя добавлю, что, как и российский закон, так и списанный с него сегодня с искажениями, проект закона РЮО «О недропользовании» непомерно громоздкий по стилистике и в то же время с важными изъятиями, с запутанной структурой и противоречивым многословием, — никогда не сможет быть доступен однозначному толкованию не только среднестатистическим чиновником, но и любым образованным пользователем, если только им изначально не известен конечный «замысел».

И это только в части того, что касается всего лишь некоторых технико-правовых недоработок исполнительной власти и парламентариев РЮО. И не только нынешнего состава и созыва. Это уже стало «хронической болезнью» нашей законотворческой практики последних десятилетий.

И даже не это является самым главным недостатком в этом вопросе. Тревогу вызывает то обстоятельство, что за основу нашего законодательства мы зачастую берем акты, принятые в РФ в 90-х. — В самом пике вакханалии различных авантюристических проектов по разграблению и «прихватизации» достояния всего российского и бывшего советского народа и государства. Того времени, когда к власти в российской политике и экономике прорвались западные ставленники и «неолибералы». Все правовые акты того времени, как все удостоверились сегодня, закладывали такие скрытые механизмы, которые под видом перехода к рыночной экономике и «всеобъемлющей» и безграничной демократии, под чутким руководством «экспертов» и прямых агентов иностранных спецслужб, — в перспективе должны были привести к утрате российским народом контроля над своими ресурсами и сыграть в недалеком будущем роль детонатора по разрушению и развалу великой страны изнутри. Когда же все ресурсы оказались бы в распоряжении недругов РФ, они смогли бы диктовать свои условия, в своих интересах. В России сегодня сей факт уже никем не оспаривается. Исправить же последствия той политики теперь не так-то просто, несмотря на попытки некоторых национально ориентированных политических сил РФ. Это уже дело не одного дня и года.

Но Россия — величайшая страна в мире, — это, во-первых, с неограниченными природными, территориальными и трудовыми ресурсами — это, во-вторых, — сумеет справиться с этим, пусть и с издержками. А вот для крохотной Южной Осетии применение таких законов станет фатальным. Тем более, не имея собственной научной базы, собственных изысканий и анализа состояния ресурсной базы и кадастра полезных ископаемых и месторождений. Не сделав собственных расчетов и прогнозов на перспективу социальных, экономических и экологических последствий, не определив пользы, соразмерной с рисками, тем более, не подготовив независимых и квалифицированных национальных надзорных органов и кадров по горному делу, нельзя затрагивать сложные вопросы, к которым мы явно не готовы. Или доверим это дело опять «гастарбайтерам»?

Мы видим, что не только народ РЮО, но и его власти совместно с российскими контролирующими органами не могут проследить за тем, как реализуются утвержденные межгосударственные инвестпрограммы у всех на виду. Мы пока не способны проконтролировать даже качественную укладку коммуникаций под слоем земли всего в один метр и дорожного покрытия в самом центре своей столицы. Мы, сторона заказчика, не можем, даже всем миром, заставить следовать утвержденным проектам строительства согласно проектно-сметной документации (которые скрываются от общественности республики, вместо того, чтобы во всех ракурсах красоваться, как это положено по регламенту, на баннерах перед строящимися объектами). Это касалось и внутреннего обустройства здания Дома Советов. И Национального музея. Это сейчас касается и строительства здания нашего государственного Театра, проект которого меняется по прихоти подрядчика, демонстративно игнорируя основы Градостроительного законодательства и РЮО и РФ. Граждане страны совершенно отстранены от всех процессов в стране, созданной их трудами.

И кто же убедит нас в том, что, предоставив на откуп свои недра частным компаниям и физическим пользователям, к тому же иностранным, в неограниченное ничем пользование, в отличие от российского варианта, законным способом, — сможем когда -нибудь узнать, что они там будут творить с нашим национальным достоянием! При этом вся прибыль протечет, конечно, мимо бюджета и народа РЮО, оставив за собой раскуроченную землю и кучу экологических и социальных проблем. А, возможно, они, новоиспеченные «олигархи» РЮО, еще будут иметь дерзость просить у РЮО компенсацию за свои расходы, которые, якобы, никак не окупаются, не говоря уже о бремени расходов на серьезные природоохранные мероприятия, в какой-то там «Тьму-Таракани» при нашей нетребовательности. (Можно и не сомневаться!)

Считаю, что нам, пока, следует разобраться с тем, что у нас находится неосвоенным на поверхности земли, что нам под силу, и что давно уже должно было быть сделано. Следует запустить, наконец, простые производства, и, (к примеру) готовый оснащенный всем современный пивзавод «Алутон», простаивающий уже седьмой год) и модернизировать устаревшее оборудование завода «Вибромашина» с большим экспортным потенциалом, — пока не поздно.

А там и до недр и других, не возобновляемых ресурсов недалеко. Научимся управлять, для начала, более прозрачными процессами! Недра точно никуда не денутся, … а только сохранней будут, ввиду недоступности, как наш и следующих поколений стратегический «золотовалютный» запас, от нашего теперешнего разгильдяйства.

Прежде чем приступить к освоению природных ресурсов, считаю целесообразным, для начала, определиться с перечнем общераспространенных полезных ископаемых (строительного сырья и материалов), с источниками воды и природного углекислого газа, рекреационной сферы. Научиться регламентировать их использование на практике для блага всего народа РЮО. Навести порядок в поймах рек, как общедоступных территорий и соорудить очистные сооружения в местах стока нечистот на всем протяжении русел рек, чтобы, снова можно было купаться в них безбоязненно. Даже эти задачи не из легких, что уж в глубины то уходить сразу.

Разбирая положения новой редакции закона РЮО «О недропользовании», не остается никаких сомнений, — либо в его абсолютной непродуманности, либо в преднамеренности заложенных в нем «подводных мин». К примеру, на основе сравнительного анализа действующего закона РЮО «О недропользовании» с ФЗ РФ «О недрах» 1992 г с поправками, с абхазским «О недрах» от 2005 года, с Модельным законопроектом . рекомендованном для стран СНГ от 2003 года, (и к которому нас отослали коллеги из Совета Федерации) невольно напрашиваются нехорошие выводы.

Среди многочисленных противоречий и угроз, исходящих от нового закона, в данном случае выделю лишь наиболее значимые:

  1. При всем несовершенстве действующего закона РЮО «О недропользовании» 1994 года с его устаревшими положениями, он не представлял большой опасности, так как был уравновешен своей «лаконичностью» и тем обстоятельством, что в нем была высока регулирующая и контролирующая роль Парламента (Государственного Ныхаса)- одного из регуляторов, — который утверждает территориальные программы использования минерально-сырьевой базы, и — правительство, которое по полномочиям является распорядителем республиканским фондом недропользования. В нем учитываются также полномочия местных органов власти и местного самоуправления и не превращает владельцев земельных участков в «собственников» явочным порядком.

— В новой же редакции среди полномочий органов государственной власти исчезло одно из главных полномочий. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению республиканским фондом недропользования от лица и в интересах народа РЮО.

И при этом не прописаны полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования местного значения. Отсутствуют гарантии граждан на получение информации о готовящихся решениях органов власти о выделении участков недр в пользование и гарантии участия граждан в решении вопросов использования недр и их охраны.

  1. В новой редакции Закона в ст. 32. абз. 2 и 5 введено новое понятие права «изъятия земельных участков для государственных нужд у собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов земельных участков на основании решений об их изъятии, в порядке, установленном действующим в РЮО законодательством.

Вместе с тем, уже в шестом, в последнем абзаце статьи говорится: » порядок подготовки и рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, устанавливается правительством РЮО«. При этом не приводится исчерпывающий перечень работ, которые могут быть отнесены к «государственным нуждам» и ссылка на «судебные решения».

Выходит, что в интересах пользователей недр,( коммерческих структур), планируется изымать земельные участки у граждан и юридических лиц РЮО, помимо их воли, возможно, даже без судебного решения, обосновывая необходимость — неопределенным кругом «государственных нужд». «Изъятие» выступит (наряду с выкупом (размер которого также не оспаривается в судебном порядке) и вместо выкупа) основанием для отчуждения права владения на земельный участок, а также основанием для досрочного прекращения договорных (арендных) отношений. Как заключают российские эксперты — это «на практике неизбежно приведет к ущемлению прав экономически менее сильных субъектов, с одной стороны, и к широкомасштабным злоупотреблениям, с другой».

  1. 3. При этом отмечаю, что право собственности на землю действующим законодательством РЮО даже не установлено. В действующей пока редакции отсутствует вообще понятие «собственник» в отношении владельцев и пользователей земельных участков. В новой редакции, данный термин, «вдруг», появляется. Допущение наличия частной собственности на землю в РЮО, — противоречит действующей Конституции РЮО.

(Не логично получается, — недра по Конституции принадлежат народу РЮО, а их по участкам как обычную недвижимость могут (по закону) передать иностранным инвесторам и гражданам и в бессрочное (постоянное) пользование, а ВСЕ извлекаемые ископаемые становятся их частной собственностью!)

  1. Что же касается вопросов с захоронениями радиоактивных отходов, то имеющиеся лазейки , при желании, позволят легко обойти декларирование о запрете захоронения ввозимых в РЮО радиоактивных отходов, напр. в посл. абз. ст. 15, которая дословно гласит:

«На территории РЮО запрещается пользоваться недрами для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, ввозимых из-за пределов РЮО. Заявки на получение права пользования недрами для захоронения ввозимых из-за пределов РЮО радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубинных горизонтах , обеспечивающих их локализацию Правительством РЮО не рассматриваются.»

(В частности, на примере Квайсинского рудоуправления, в котором глубинные горизонты затоплены, зато, верхний, кажется, третий горизонт, сохранился и может быть реанимирован и вполне подойдет под эти цели, и при этом не подпадет под квалификацию «глубинного горизонта».

— Также декларируя в ст. 15. о запрете использования недр для захоронения лишь ввозимых радиоактивных, токсичных и иных отходов, не учитываются вновь вводимые (например, с 01.01.2016 г.) российским законодательством определения токсичности отходов, без указания их происхождения (радиоактивности, токсичности, бытовых и пр.). Но сам факт захоронения радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов, в РЮО допускается. Как и в действующем законе. Так, согласно ст. 9 абз.4 «Пользователями недр, при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только государственные предприятия». — Но, в свете современных тенденций, это сохраненное утверждение о возможности, в принципе, захоронения радиоактивного сырья на территории РЮО, уже воспринимается негативно. — А разве, что-то помешает напористым частным компаниям заключать договора с государственными предприятиями?

— Также напрашивается вопрос, что подразумевается под подземными сооружениями, не связанными с добычей полезных ископаемых? Где их полный перечень?

Ст.10. абз. 8 «Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ,, для образования особо охраняемых объектов и в иных целях». —  И каких же таких объектов? В ФЗ РФ дается уточнение — «геологических объектов». — Случаен ли пропуск всего одного этого слова., кардинально искажающего смысл?

  1. Следующий болезненный вопрос для всякого государства касается свободного допуска иностранных инвесторов и компаний с иностранным участием к пользованию недрами страны . К тому же, в рассматриваемом Законе, доля иностранных инвесторов в пользовании недрами РЮО ничем не ограничиваются. Это прямо противоречит Конституции, согласно которой земля, недра являются достоянием малочисленного народа РЮО.

Даже российские законодатели не решились оставить столь безграничные полномочия иностранцев в своем законе «О недрах», ограничивая их долю и часть в уставном капитале и акциях — 10%.

  1. 5. — В ст. 36 . абз.2 допущена непозволительная оплошность, согласно которой : — «предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается одновременно с проведением государственной экспертизы их запасов». Тогда как следовало бы предусмотреть положение по предоставлению недр только после проведения государственной экспертизы месторождений и их запасов и включения их в реестр соответствующего кадастра месторождений, (с соответствующими исключениями).

Согласно ст. 54 нового законопроекта, нарушители правил пользования недрами несут уголовную и административную ответственность. Данная норма должна быть дополнена положением следующего содержания:

«Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Республики Южная Осетия о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред окружающей среде», как это предусмотрено в российском тексте закона.

Ввиду, сложившейся обстановки и небезосновательных опасений населения по неправомерному использованию недр, было бы целесообразно наложить запрет на ближайшие 15-20 лет на разработку и добычу минерально-сырьевой базы недр РЮО, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, строительного материала, воды, лечебных грязей природного углекислого газа. (Перечень утвердить), захоронения бытовых отходов.

Проводить пока работы по геологическому изучению недр и сбору информации в государственный реестр месторождений и полезных ископаемых РЮО.

  1. И что парадоксально — разработчики не привели перечень нормативных правовых актов , которые необходимо принять, и в которые необходимо внести изменения в связи с принятием нового закона; как обеспечить квалифицированный надзор и системное научное изучение недр; финансово-экономическое обоснование создания и ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых, их исследований в лабораториях и обеспечения действенного горного надзора.

Резюмируя все сказанное и, учитывая мнение общественности относительно уровня компетентности многих представителей сегодняшней властной элиты, а также степень доверия к системе государственного управления РЮО, сложившейся по настоящее время, опуская массу деталей, можно констатировать следующее:

  1. В настоящее время Республика технически и кадрово не готова принимать принципиальные решения по своим ресурсам и менять основы Конституции по поводу их принадлежности всему народу, (без права частной собственности), как на землю, так и на недра в целом, и на участки недр, в частности .
  2. Сегодня, участки недр можно предоставлять исключительно в пользование, на основе соглашения о разделе продукции, и только на разработку общераспространенных полезных ископаемых (по утвержденному перечню), поверхностного строительного материала, источников вод и сопутствующего природного углекислого газа для нужд нашей промышленности, для захоронений бытовых отходов, /максимально утилизованных/, грамотно регламентируя использование недр на благо всего населения РЮО.
  3. Данный текст закона сложно совершенствовать, целесообразней использовать для ориентации структуру Модельного законопроекта, принятого для стран СНГ, к которому нас уже отсылали и эксперты Совета Федерации РФ.
  4. И, самое главное, — до «рождения» и прихода к власти в РЮО новой генерации ответственных и компетентных руководителей, Правительства подлинного народного Доверия; — до воспитания зрелого гражданского сообщества РЮО; — до снятия запретов и цензуры на ответственное обсуждение общественно значимых вопросов, (касающихся национальной политики и идеологии, экономики, суверенитета и перспектив страны) в официальных СМИ; до создания кадастра недр и реестра месторождений и других ресурсов на основе научного их изучения национальными кадрами; — до создания реалистичной государственной программы социально-экономического развития страны на краткосрочный и долгосрочный периоды необходимо:

— Ввести мораторий, не менее чем на 20 лет, на разработку и добычу стратегических минерально-сырьевых полезных ископаемых любых глубинных пластов недр и углеводородов в Республике Южная Осетия.