Майрам Джатиев: «Горное село Сба и его жители Джатиевы». По материалам школьной конференции

Майрам Джатиев.

Ежегодно весной в школе № 1 г. Цхинвал проводится конференция, в которой юные исследователи, учащиеся 3 и 4 классов, представляют свои проектные работы, небольшие исследования. Тематика интересов ребят разнообразна — это исследования о человеческой слезе, о тропиках и его обитателях, наблюдения за домашними животными, и, конечно, темы связанные с обычаями осетин, с их героическими подвигами, с историями фамилий. Возможно, эта форма работы будет способствовать подготовке детей к будущим исследованиям, вызовет интерес к самому процессу познания, а ещё закладывает в детях умение выступать перед аудиторией, да ещё и использовать современные технологии. Медиа-центр «Ир» решил представить читателям ряд работ — не для того, чтобы удивить, а просто показать, чем сегодня занимаются учащиеся младших классов. Возможно, кто-то даст им полезные советы и рекомендации.

Представляем работу ученика 4 «в» класса Майрама Джатиева «Горное село Сба и его жители Джатиевы».

Среди фольклорных памятников осетин особое место занимает предание об Ос-Багатаре — пожалуй, самое распространенное произведение устного народного творчества осетинского народа. В этом фольклорном произведении есть рассказ о сыновьях Багатара: Сидамоне, Царазоне, Кусагоне, Агузоне и Цахилоне. К ним возводит свои родословные большинство жителей Уалладжира и Южной Осетии. Агузата были воинами. У Агуза было четыре сына — Шаулох, Кало, Дзатте и Зора. Вот от Дзатте и произошла моя фамилия — Дзаттиата (Джатиевы).

Джатиевы раньше жили в селе Кора Куртатинского ущелья, земли всем не хватало и они переселились в Урстуальское ущелье — где в селе Сба создали своё поселение — Дзаттиатыкау, так оно и называется по сегодняшний день.

Моего отца зовут Анзор, его отца, моего деда — Асахмат, отца моего деда — Дзатте, дедушку моего дедушки звали Илик. На склоне, в безопасном от лавин месте построили ганахи— жилые башни, а рядом возвышалась родовая боевая башня. Она была необычная — полукруглая.

На этой фотографии развалины ганахов и башни сегодня. Лет 100 тому назад в них ещё жили люди.

В жилых башнях на первом этаже держали скот, на втором жили сами. В такой жилой башне жили мои предки. Жизнь в горах была тяжёлой. Занимались в основном скотоводством — держали крупный и мелкий рогатый скот. Скот пасли на крутых горных склонах, там и косили сено на зиму. На небольших участках ровной земли сеяли рожь, овёс, картофель, овощи. Многие держали пасеки.

Мужчины заготавливали дрова, строили дома, изгороди, расчищали от камней землю для посевов. К работе с детства привлекали мальчиков. Женщины занимались хозяйством — домом, огородом, детьми. На их плечах было и производство молочной продукции — сыра, масла, сметаны. Пекли вкусные пироги — с мясом, сыром, картошкой, черемшой. Умели вялить и солить мясо, чтобы подольше его сохранить. Летом собирали травы, ягоды — которых в горах обилие. Мастерицы на все руки, рукодельницы — они пряли, ткали, вязали, шили, вышивали и одевали всех домочадцев.

На вершине горы, у подножия которой расположено наше село находится святилище Сбайе Дзуар. По преданию когда-то в ущелье попала царица Тамара и поражённая его красотой, она передала в дар жителям икону Мады Майрам, золотые кубки и тарелки. С тех пор наше Святилище называется Сбайе Сыгъзарин Дзуар, молитвы в нём Джатиевы возносят в Дауджыта. В этот день дзуарылагта, мужчины фамилии поднимаются к святилищу и молятся о лучшей доле для осетин, для Джатиевых, для всех родных и близких.

Это Атто Дзаттиаты, дзуары лаг. Обратите внимание — у него кувинагта на ладони, он в белых носках. К верхнему святилищу Дзуарылагта поднимались в белых одеждах босыми.

На этой фотографии конца 40-х годов жители Сба во время Дауджыта. Посмотрите как много людей жило в горах.

Ещё я хочу сказать, что в Сба жили и живут Абаевы — вот это село Абаевых сегодня.

К сожалению, тяжёлые условия жизни, вынуждали людей уезжать в равнинные сёла. Сба опустел. Но щемящее чувство родины возвращает, хотя бы на лето, Джатиевых, Абаевых в Сба. Многие строятся.

Из нашей фамилии вышли многие известные во всей Осетии люди. Александр Джатиев был первым председателем ЦИК Южной Осетии, его именем названы улица и школа. Его дочь Цецилия Джатиева была известной артисткой, любовью всей жизни Мстислава Ростроповича. Известный писатель, автор книг об Исса Плиеве — «Сабельный звон», «Горная звезда» о Коста Хетагурове Тотырбег Джатиев тоже родом из Сба. Всем знакомы имена заслуженных артистов Северной и Южной Осетии Джативых Уакка и Анисима. В Ленинградской области есть деревня Джатиево. Она названа так в честь Дмитрия Джатиева, политрука 142 стрелкового полка, героически погибшего в годы Великой Отечественной в этом районе. Неоценимый вклад вносит в изучение истории нашего народа археолог Руслан Джатиев.

В горах Осетии, в частности в моём родном селе Сба, жили сильные, мужественные, благородные, трудолюбивые, гостеприимные люди. Я горжусь своей фамилией, и никогда её не посрамлю. Я каждое лето бываю в Сба, слушаю дедушкины рассказы о наших предках, поднимаюсь к развалинам башен, в которых когда-то бурлила жизнь.

(Использованы фотографии
Т. Шавлоховой, Р. Джатиева
и старое фото из семейного альбома)