Коста Кошты: Отказ от участия в этих выборах не означает отказа от политической деятельности

кошти2

Отчетный доклад председателя партии «Растаг Ир» Коста Кошты к IV съезду партии

Уважаемые делегаты 4 съезда!

Дан старт очередным парламентским выборам. Сегодня съезд республиканской политической партии «Растаг Ир» должен определиться в своем отношении к этим выборам и своем участии в них. Я был бы рад обрисовать вам радужную картину благосостояния нашего общества, поступательного развития государственности РЮО, укрепления ее институтов, сплоченности и уверенности нашего народа в своем будущем. К глубокому прискорбию речь пойдет о другом. Шесть лет прошло после кровавой агрессии против РЮО и принуждения Грузии к миру. Шесть лет мира и многомиллиардной российской финансовой помощи должны были вывести Южную Осетию на качественно новую ступень развития ее государственности, благосостояния ее народа. Ключевую роль в этом должен был играть Парламент республики. Народ Южной Осетии выстоял в тяжелейших условиях блокады, террористической активности, военных агрессий. Пронес свою независимость сквозь великие испытания до сегодняшних дней, когда мы, в очередной раз, бесславно проигрываем мир, завоеванный нами кровью, потом, неустанным трудом лучших представителей осетинского народа.
Проигрывать мир мы начали с забвения политико-правовых оснований, на которых выросло и стоит наше государство. За время его существования вопросы права не стали основополагающими в нашем общении с остальным миром. Напротив. За двадцать лет переговоров ни Республике Южная Осетия, ни Российской Федерации не удалось поставить процесс на строгие политико-правовые рельсы, с широким участием международных правовых институтов. Правовой формат переговоров исключает военное решение политического конфликта. Чрезмерная слабость правовых компонентов в переговорах, а к началу августовской агрессии и полное их отсутствие, облегчили Западу, в первую очередь, США прямое вмешательство в процессы за «территориальную целостность» Грузии. С 1992 года осетинские власти пошли по пути сворачивания юридических аспектов конфликта. И, спустя 20 лет с начала политических переговоров, политики Осетии и РФ почти не реагируют на недопустимость определения РЮО в качестве «сепаратистской». Такая характеристика, не имеющая под собой никаких юридических оснований, позволяет Грузии при поддержке ее сторонников прибегать к насилию в отношении «сепаратистов». Она ведет все процессы к политико-правовому провалу, так как «сепаратизм» является худшей формой определения страны, власти и населения. Он исключает возможность конструктивной защиты безопасности страны в международных институтах.
Сегодня многие предсказывают изменение политики России по отношению к РЮО лет через 10-15, после эпохи Путина. Серьезных выкладок нет, а предсказания — они и есть предсказания. Государственность РЮО, ее будущность не должны зависеть от капризов политического рынка, чьих-то фантазий, геополитических интересов. Признав в августе 2008 года независимость Южной Осетии и Абхазии, Россия сделала шаг, который был для многих в мире и в самой РФ, невозможным и немыслимым. Следующим «невозможным» шагом для России должно стать признание и главенство политико-правовых аргументов независимости РЮО. И, как следствие этого, ошибочность признания независимости сепаратистской Грузии в пределах территории ГССР, никогда границами Грузии не бывшими.
Для доведения до широкой общественности правовых аргументов республики вроде бы было сделано немало. В 2004 году в Москве была издана книга «Южная Осетия — навеки с Россией! Историко-правовое обоснование вхождения Республики Южная Осетия в состав России»«. Это сборник документов и материалов. В нем есть все. В Государственной Думе РФ были проведены слушания по ситуации в Южной Осетии. Разбирали правовые вопросы. Докладчики Н. Нарочницкая и А. Савельев (фракция «Родина»). В 2005 году, в столице нашей республики состоялся общественный суд над грузинским фашизмом. Опубликован правовой проект РЮО. В Интернете масса материалов о политико-правовых основаниях независимости нашего государства. В 2006 году Парламент Республики Южная Осетия, усилиями нескольких депутатов, принял Декларацию о геноциде южных осетин и Политико-правовую оценку событиям 1989-1992-х годов. На этом Парламент посчитал свою роль завершенной.
Между тем, Осетия может и должна способствовать дефашизации соседней Грузии, но не тем, чтобы снова стать жертвой ее фашистских политиков, которым грузинский народ привычен охотно поддаваться. Все факты последних лет не дают ни малейшего успокоения в отношении политики Запада в Грузии — пропагандистское прикрытие легитимации фашизма в Грузии оплачивается деньгами его налогоплательщиков. В Грузии, из-за безнравственной и аморальной позиции Запада, нет никаких признаков раскаяния народа. Именно современная западная демократия создаёт опаснейший прецедент уравнивания палача и жертвы.
Только детальный анализ истоков грузинского фашизма, системный подход к устранению его причин и последствий может спасти мир от разрастания коричневой чумы до катастрофических размеров. Человечество имеет опыт лечения этого зла — уроки Нюрнбергского процесса должны найти применение ко всем странам и народам, где идеология нацизма, идеология фашизма начинает поднимать голову. Это одна из программных задач партии «Справедливая Осетия».
Недопустимо, что о борьбе осетинского народа против грузинского фашизма, о геноциде осетин, о политико-правовых основаниях существования РЮО говорится порционно по мере надобности. От случая к случаю. Власти ограничиваются изданием сборников статей и фотографий. Тема забалтывается, не становится системной, главной в переговорах и общении с миром. РЮО за все время существования проблемы, не достигла прогресса в этом важном правовом вопросе. Это наносит авторитету страны ущерб, создавая сложности для ее международного признания. Защита РЮО от незаконных обвинений в сепаратизме, откуда бы они ни исходили, является прямой конституционной обязанностью политического руководства Южной Осетии. Более того, «сепаратизм» РЮО является основанием для обвинений РФ в «оккупации». Такой позиции нет оправдания — ведь, добившись признания политико-правовых оснований существования РЮО, мы, как минимум, освобождаемся от обвинений в сепаратизме, а РФ — от обвинений в оккупации. Для РЮО открывается дорога в ООН. Это даст нам право полноценного, равноправного вхождения РЮО в Союзное государство с РФ, где будет обеспечена гарантия безопасного развития всего осетинского народа. Залог нашего союзничества и лояльности России — большая часть нации в составе РФ, цивилизационный выбор осетинского народа, который мы, в течение веков, никогда не предали. Мы, по определению, навеки с Россией.
В заявлениях и письмах РПП «Рёстаг Ир» на имя руководства республики мы многократно говорили о том, что от качества кадров и согласия в обществе зависит будущее РЮО. Правильная расстановка кадров при понимании первостепенных задач государства — основа успеха. Мы говорили о том, что без привлечения интеллектуального потенциала нации решать государственные задачи в период становления страны и угрозы нации новыми военно-политическими авантюрами, практически никому еще не удавалось. Мир сегодня настолько многообразен, вызовы, которые нам брошены, настолько разнообразны, что для адекватного ответа этим вызовам наша маленькая нация должна консолидировать весь свой ресурс. Здесь нет лишнего человека, элемента, института. Все нужны. Даже те, кто стоит на противоположных позициях и имеет отличный от властей взгляд. На деле же происходит странная консолидация. Собрано немыслимое, для такой маленькой страны, количество чиновников, которым раздали по кабинету, наделили полномочиями, распределили между ними безответственность. Они превратились в инертную, неповоротливую массу, озабоченную тем, как бы заглушить всякую угрозу своему паразитированию и безответственности. На содержание этого громоздкого монстра уходят немереные средства. Ни для кого не является секретом, что почти вся югоосетинская элита обеспечила себя жильем на севере. Здесь и статистика не нужна, достаточно в конце рабочей недели понаблюдать за вереницами дорогих авто в сторону севера, а в начале рабочей недели — в сторону юга. Статистика нужна для освещения ползучей эмиграции населения Южной Осетии на север, которая дошла до угрожающих размеров. Создается впечатление, что намеренно создаются условия для исхода коренного населения из РЮО. Совершенно ясно — надо срочно актуализировать проблему и предпринимать меры.
Мы неоднократно говорили о том, что давно пора начать заявленный всесторонний диалог с обществом для создания основ консолидации нации. О том, что мы должны обеспечить максимальное привлечение интеллектуального потенциала нашего народа, специалистов по самым разным профилям. Это даст нам возможность более четко и грамотно представлять свои интересы во внешнем мире, более грамотно маневрировать ресурсами, устанавливать определенные взаимоотношения со всеми. И с теми, кто настроен к нам враждебно. Только в этом случае мы добьемся успеха.
Многие деятели науки, искусства, культуры Осетии, вынужденно живут и творят вне Родины. Нам необходимо осознать, что основания нации и национального государства в такие сложные и важные периоды, последние национальные бастионы защищают, в первую очередь, именно творящие в Храме национальной культуры. Сегодня мы должны ясно показать выбор в пользу морали и культуры, изменить навязанную нам разлагающую криминальную психологию, внимательно исследовать и по достоинству оценить вклад каждого деятеля в сокровищницу национальной культуры.
Понятно, что кадров, задействованных в РЮО, явно недостаточно для решения множества проблем, стоящих перед нашим государством.
В рамках этого доклада нет возможности раскрыть все проблемы нашего общества. Остановимся на некоторых из них. Одна из проблем — энергетика. Это притом, что Южная Осетия может стать энергетически самодостаточным государством. Наши горные реки — источник дешевой электроэнергии. Разработаны проекты строительства небольших гидроэлектростанций, на это затрачены определенные средства, но дело не сдвигается с мертвой точки. Нам видится, что и в самой республике, и вне ее, существует сильнейшее противодействие попыткам РЮО обрести хоть какую-то самостоятельность, хоть в чем-то ослабить зависимость от донорства. Давно известно, что на нашей территории еще в советское время обнаружены запасы высококачественной нефти и газа, других природных ресурсов, законсервированные и засекреченные властями ГССР. Совместная с РФ и заинтересованными странами разработка этих месторождений, создание современной экологически безопасной перерабатывающей отрасли, усилит как позиции РЮО, так и геополитические позиции РФ, усиление роли которой на Южном Кавказе всячески блокируется США и странами Евросоюза. Это благотворно скажется на отношениях всех игроков на поле Южного Кавказа.
Мы стоим перед выбором: или создать один из самых прекрасных уголков в мире, или же перед нами открывается перспектива стать банальной дотационной окраиной великой страны. Не партнером и союзником великого друга, а неспособной обеспечить саму себя маленькой, ничего в своей судьбе не решающей, отсталой провинцией с тухлой «элитой», которая другой, при таком развитии событий, и быть не может, так как лучшие представители нации будут покидать Родину в поисках лучшей доли и применения своим способностям. Это в СССР мы уже проходили.
Теперь о выборах.
Осетинское общество спаяно между собой соседскими, дружескими, родственными, ущельскими, фамильными отношениями. Мы обязаны эту общность, эту зависимость друг от друга заставить работать на благо каждого из нас, на благо нашей страны. Мы должны возродить утраченные во времени и испытаниях славные традиции наших предков. В этом наша сила. Пока нашим внешним и внутренним врагам удается использовать особенности осетинского менталитета во вред народу: нас стравливают, нас разделяют, нас подкупают, уводят от миропонимания, присущего предыдущим поколениям. Яркая иллюстрация этому — выборы. Мы легко поддаемся тому, что эта, утвердившаяся в нашем обществе, разобщенность и раздробленность, переносится на выборные симпатии и предпочтения, от которых зависит наше будущее, будущее нашего государства. Выборы для многих из нас стали выгодным «сезонным» видом приработка: от президентских к парламентским, от парламентских к президентским. Скоро, даст Бог, еще и местные добавятся. Давно определены главные и рядовые специалисты по работе в предвыборных штабах, по Центризбиркому, по местным избирательным комиссиям, по агитации среди «лёппутё», по распространению, расклейке и сдиранию агитационных материалов (причем расклеивать и сдирать их могут одни и те же лица, получающие за это деньги в разных штабах). Выборы горячая пора для СМИ — здесь многие за предвыборный период неплохо поправляют свое материальное положение: политические симпатии и антипатии для большинства журналистов отходят на задний план. Предвыборные заклания мелкого и крупного рогатого скота стали неотъемлемой частью всех выборов. Для части жителей, отвыкших от работы и прозябающих в праздности — выборы очередной праздник живота. Причем, чем больше претендентов и кандидатов, тем больше возможностей умять побольше мяса и влить в себя побольше вина. Этот срез нашего общества, метко прозван «хашламистским». Особняком стоит вопрос использования грязных избирательных технологий при голосовании граждан Южной Осетии, проживающих в РСО-А.
Мы должны ясно понимать, что те, кто сегодня швыряются деньгами налево и направо, развращают избирателя незаработанными «доходами» и застольями, на «свои деньги» оказывают «косметическую» помощь, идут во власть не для служения народу. Они идут зарабатывать. И потраченные на нас — несмышленных обывателей-избирателей, деньги, должны принести им в разы больший «доход». Это одна сторона дела. Другая — кто стоит за ними, и чего они хотят от Южной Осетии.
Очень важно, когда законодатель имеет возможность услышать и учесть мнение самых различных слоев общества, всех заинтересованных сторон. Привлечь их и к созданию Законов, и к контролю над их исполнением. В условиях, когда сегодняшняя «элита» является основным тормозом развития государства и общества, мы готовы предложить механизм, позволяющий свести на нет отрицательные последствия ее деятельности. Исключающий «неведение» и обман населения, позволяющий каждому человеку реально участвовать в жизненно важных вопросах государства и нести ответственность за принимаемые решения. Этот механизм мы назвали «идеологией сопричастности». Необходимо изменить систему связки «Гражданин — Закон». Вынесение законов на обсуждение, механизм обсуждения, внесения в них поправок, изменений и дополнений, опубликование окончательного текста документов должны быть доступными, максимально прозрачными и понятными для населения. Надо создать систему непосредственного участия граждан в жизни своей страны, сопричастности в решении всех жизненно важных решений. Гражданин должен влиять и на сам Закон, и на установление меры ответственности за его нарушение, и на его исполнение. После стольких лет беспредела, безответственности и безнаказанности, мы сами сможем определить, что нам можно и нельзя делать, и какую ответственность понесет каждый из нас в случае нарушения нами же установленных правил. Самое страшное, когда жизнь в нищете и грязи становится привычной. Любые социальные и иные проекты не должны быть самоцелью. Они оправданы лишь тогда, когда их целью является Человек. Реализация «механизма сопричастности», изменит к лучшему качество жизни наших сограждан, будет способствовать доверию населения к властям, которое на сегодня практически подорвано. Однако этого можно достичь только при изменении существующего общественно-политического устройства государства.
Искусственный перенос на нашу почву несвойственных нашему менталитету политических систем, избирательных технологий не оправдывает себя и наносит нам непоправимый вред. От одних выборов к другим бесконтрольность, безответственность власти только усиливается. Ветви власти стали зависимы друг от друга и неспособны к выполнению своих функций. Паразитирующие на бедах народа чиновники, сытые депутаты, делят общество на своих и чужих. Раскалывают народ, приводя к его расслоению. Огромная помощь РФ используется неэффективно, не развивается экономика, сельское хозяйство. В застое культура. Исход коренного населения РЮО принял катастрофические размеры. Не создаются рабочие места. Молодежь не видит своего будущего в своей стране. Незаработанные деньги развращают. Мы погрязли в коррупции. На фоне этого падения и проходят выборы в Парламент. 15 зарегистрированных партий. Из них 10 образовано за 1 год до выборов. Ровно столько нужно для допуска партии к выборам. Выборы в РЮО превратились в площадку для борьбы за кормушку. Из года в год мы совершаем одни и те же ошибки.
Нынешние выборы имеют свои особенности. Впервые, в разы сократившееся население, на выборах представляет полтора десятка политических партий. Выборы будут проводиться по, не оправдавшей себя в наших условиях, пропорциональной системе. Власть, вместе с подручным им парламентом, сделала все, чтобы не допустить возврата к смешанной системе выборов. Не отменен ценз оседлости. Выборы проводит ЦИК, в скомпрометировавшем себя на президентских выборах 2011 года, составе. Власть и кураторы демонстративно отобрали пять партий, которых определили для прохождения в Парламент. Все 5 партий возглавляют люди во власти, имеющие административный ресурс. Остальные 10 партий лишены даже возможности объединиться в предвыборные блоки. Таков измененный закон.
Мы убеждены, выборы в Парламент IV созыва будут проходить несправедливо, с нарушениями. Это будет очередная фикция. Сама система управления государством устроена таким образом, что честных, справедливых выборов быть просто не может. В этих условиях РПРИ не может позволить себе участвовать в фарсе с заранее предначертанными результатами. Сегодня мы должны решить этот вопрос. Отказ от участия в этих выборах не означает отказа от политической деятельности. Напротив. В ближайшее время мы закончим работу над программой, о которой я говорил выше и по окончании выборов выйдем с инициативой о проведении референдума по изменению общественно-политического устройства РЮО.

Председатель партии Коштэ Коста