Короткая встреча – память на всю жизнь

Благоустройство наших улиц радует всех. Город постепенно приобретает цивилизованный, культурный вид. Последней приятной новостью в этой связи было сообщение о том, что восстановление некогда уютной и очень зелёной улицы Мамсурова, что в жилмассиве, по инициативе Таймураза Мамсурова взяла на себя Северная Осетия. Работы подошли к концу. мПо всей видимости, будет и официальное открытие. Многие цхинвальцы считают, что памятник такой легендарной личности как Хаджи-Умар Джиорович Мамсуров на улице его имени, так и напрашивается, тем более что рядом расположена школа № 5 также носящая его имя. В школе несколько лет назад открыли уголок , который рассказывает о Хаджи Мамсурове, чья жизнь – прекрасный материал для патриотического воспитания подрастающего поколения. Это вселяет уверенность, что о Хаджи Мамсурове смогут рассказать в жилмассиве не только взрослые, но и дети. А мне захотелось рассказать об эпизоде из жизни Тамары Николаевны Шавлоховой, связанном с Хаджи. О нём она рассказала года три тому назад учащимися на вечере памяти Героя в школе № 5. Это было в далёком 36-ом. Гражданская война в Испании, борьба с фашизмом были на устах у всех, кто хотел мира на земле, равенства и справедливости. Школьники в Цхинвале выискивали скудный по тем временам материал об этих событиях. Гордость, восхищение, сочувствие к героям войны выражались и в испанских пилотках с кисточками, которые тогда носили школьники.   Став студенткой МГУ Тамара Николаевна получила возможность прочитать все доступные в это время материалы о гражданской войне в Испании, в частности о Мамсурове. Как и всякая “горячая точка”, Испания в 1936-ом стала привлекать людей, зараженных желанием сражаться. Страна превратилась в плацдарм освободительной борьбы, куда хлынули волонтеры – американцы, англичане, болгары, венгры, греки, македонцы, немцы, поляки, чехи, финны. Не остался в стороне и Советский Союз, где добровольческие отряды набирались на кадровой основе. В 1936 году Хаджи Мамсуров был направлен Разведупром на помощь братскому испанскому народу в качестве военного советника, специалиста по партизанской войне. Так красная Испания получила народного героя “македонского террориста Ксанти”.   Дело в том, что пребывание советских военных специалистов на стороне республиканцев легендировалось под иностранных волонтеров. Внешне похожий на немца генерал Батов получил оперативный псевдоним “Фриц”, генерал Малиновский стал “полковником Малино”, а осетин Мамсуров выступил в роли международного террориста Ксанти, македонца по национальности, чему способствовало внешнее сходство между кавказцем и левантийцем. Учась в аспирантуре, изучала испанский язык и часто работала в Центре испанских политических эмигрантов, где была хорошая библиотека, поступала литература из Испании. Какова была гордость за осетин, когда она прочитала у Ильи Эренбурга, что желанное интервью устроенное Хемингуэю в мадридском отеле «Флорида» корреспондентом газеты «Правда» Михаилом Кольцовым, подарило миру Роберта Джордана, молодого американского бойца Интернациональных бригад, ключевого персонажа романа «По ком звонит колокол».   Мысль встретиться, познакомиться, которая мелькнула в голове, она отгоняла как неосуществимую, хотя слышала, что Мамсуров бывает на вечерах Центра. Как-то, раз секретарь центра, зная об её интересе, пригласила на вечер в честь 50-летия Советской Армии, шепнув, что будет Мамсуров. В назначенный день пришла пораньше. Было много людей. Всё было торжественно и празднично – встречались участники интербригад воевавших против фашизма в Испании. Англичане и французы, чехи и поляки, русские и американцы собрались, чтобы ещё раз сказать, что на Земле важны простые человеческие отношения, уважение друг к другу, равенство и справедливость. Строем, торжественно, в парадной форме, увешанные орденами и медалями, уверенные в своей правоте, прошли они в зал. Вечер начался. На трибуну поднялся Хаджи Мамсуров. Зал затих. Был он в обычной форме, без наград. Никаких бумаг, записей. Говорил минут сорок, говорил хорошо, чётко и грамотно. После торжественной части спустился в зал, общался с соратниками. В нескольких метрах стояла Тамара Николаевна, в упор смотрела на него, не решаясь подойти. Он перехватил её взляд, дал понять, чтобы подошла. Заговорила на испанском – он отвечал на русском, заговорила на осетинском – он продолжал на русском. Поговорили, выразил уверенность, что встреча в Центре не последняя. Дал автограф. Это был февраль 1968-го. Прошло чуть больше месяца. Как обычно Тамара Николаевна работала в Ленинке. Вдруг к ней подошёл знакомый, удивлённо заметив, что она не на похоронах. Так она узнала о смерти Хаджи Мамсурова. Прощание с ним проходило в Дипакадемии на Соколе. Поехала с подругой, Леной Цховребовой. Район был оцеплен. Стояли военные. Девушки взмолились, сказали, что приехали из Осетии и их пропустили. Успели заскочить в автобус и поехали на кладбище. Надгробные речи были сдержанные, но пронизанные уважением к легендарному разведчику и бойцу. Отметили, что не настало ещё время говорить о Хаджи. Короткая встреча оставила память о сильной и харизматичной личности на всю жизнь.

IMG_7659

Фото З. Хубаевой

Надо отметить, что Тамара Николаевна видит героев везде, где бывает, среди тех с кем общается, с кем живёт в одном городе – ведь они рядом, просто надо уметь видеть, порой просто сказать «спасибо». Знаем ли мы своих героев? Видим ли мы их? Или в суете ежедневных дел перестали отличать настоящее от фальши? У кого берём автографы? У тех ли ? Почему теряем качества присущие золотому поколению цхинвальцев – наших родителей, ярким представителем которого является Тамара Николаевна? Этот вопрос задает себе каждый, кого волнует завтрашний день Осетии. Но ответа мы не находим. А ведь на самом деле всё просто, и вместе с тем так сложно. Надо стремиться быть такими как они, учиться у них. Хочу привести слова о Хаджи как представителе того поколения:     «В Вооруженных Силах хорошо знали и уважали генерал-полковника Мамсурова за высочайший профессионализм, выдающиеся организатор­ские способности, несгибаемую волю и личное мужество. Его любили за кристальную честность, порядочность, нравственную чистоту».