Конституция Республики Южная Осетия 1993 года.

Ирина Гаглоева, политолог

Конституциями в Древнем Риме называли указы императоров. Сегодня под конституцией понимают закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой в пределах государства. Конституция регулирует основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством — с другой, а также основы организации самого государства.
К числу важнейших функций конституции относится закрепление преемственности в развитии государственности, и этим конституция подчеркивает незыблемость государственности.

В 1993 году, на третий год независимости было принято решение о необходимости разработки новой Конституции. В комиссию ВС по разработке проекта повой конституции вошли:
1. Чибиров Л. А. — председатель ВС Республики Южная Осетия — председатель комиссии.
2. Гатикоев П. С. — Зам. прокурора Республики Южная Осетия. Зам. председателя комиссии.
3. Остаева Р. Д. — ст. преподаватель ЮОГУ, секретарь комиссии.
4. Алборов М. И. — министр сельского хозяйства РЮО.
5. Бязров Р. Л. — прокурор РЮО.
6. Ванеева С. Н. — председатель народного суда РЮО.
7. Габараев В. Н. —глава [временной администрации г. Цхинвал.
8. Джиоев М. К. — ученый секретарь ЮОНИИ
9. Джиоев В. И. — председатель комитета по экономике и аграрным вопросам, топливным-энергетическим и природным ресурсам РЮО.
10. Джигкаев А. И — председатель комитета по культуре, СМИ и религии.
11. Келехсаев Ю. В. — зав. юридическим сектором ВС РЮО.
12. Кокоев Ю. Ш. — зам. министра юстиции РЮО
13. Мамиев И. Н. — председатель госкомитета экономики РЮО.
14. Остаева А. Н. — замминистра культуры РЮО.
15. Плиев А. Г. — депутат ВС РЮО.
16. Плиев А. Г. — председатель ВС РЮО.
17. Пухаева Ф. П. —министр науки и образования РЮО.
18. Тигиев А. В. — председатель комитета по экологии и охране окружающей среде.
19. Хугаев Л. И. — министр юстиции РЮО.
20.Пухасв Л. М. — председатель комитета по законодательству ВС РЮО.
21. Шиукаев Г. С. — министр социального обеспечения и занятости населения.

Принятию Конституции 1993 года предшествовало всенародное обсуждение. Проект был опубликован в СМИ.
2 ноября 1993 года на VII сессии Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия первого созыва Конституция была принята. Конституция состояла из 1 1 глав и 129 статьей.
Глава I — основы конституционного строя Республики Южная Осетия.
Глава II — государство и личность.
Глава III — государственное и административно-территориальное.
Глава IV — система органов государственной власти Республики Южная Осетия, порядок их избрания.
Глава V — высшие органы государственной власти и управления Республики
Южная Осетия.
Глава VI — местное самоуправление в Республике Южная Осетия.
Глава VII — социально-экономическая программа Республики Южная
Осетия. Государственный бюджет Республики Южная Осетия.
Глава VIII — правосудие.
Глава IX — прокуратура.
Глава X — герб, флаг, гимн и столица Республики Южная Осетия.
Глава XI — действие Конституции Республики Южная Осетия.

Ст. 1. Конституция РЮО провозглашала: ” Республика Южная Осетия суверенное демократическое государство, созданное в результате самоопределения народа Южной Осетии. Она обладает высшей властью на территории, определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Южная Осетия и на ее основе законы, обладающие верховенством на всей территории Республики Южная Осетия«/ ГА РЮО стр-480, 0-1; л −5/.
Высшим органом Государственной власти Республики Южная Осетия в соответствии со ст. 76 Конституции РЮО (1993) является Государственный Ныхас Республики Южная Осетия. Республика по Конституции 1993 являлась парламентской.
Закрепление системы органов государственной власти в Конституции 1993 года явилась составной частью понятия Конституционного строя. Перечень этих органов в Основном иконе, считается исчерпывающим, и таким образом не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения в Конституции. Государственный Ныхас обладал широкими полномочиями. К его исключительному ведению относились:
1. «принятие Конституции Республики Южная Осетия, внесение в нее дополнений и изменений.
2. определение внутренней и внешней политики Республики Южная Осетия.
3. принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, установление порядка организаций и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления, определение общих правовых начал образования и деятельности республиканских общественных организаций;
4. определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Республики Южная Осетия;
решение вопросов об изменении границ, районов, города, образование новых районов и городов, их наименования и переименования;
5. утверждение перспективных государственных планов и важнейших государственных программ и экономического и социального развития Республики Южная Осетия; утверждение государственных планов экономического и социального развития республики, государственного бюджета республики, осуществление контроля за ходом выполнения плана и бюджета; утверждение отчетов об их исполнении; в случае необходимости внесение изменений в план и бюджет.
6. принятие решений о возможности размещения и строительства крупных промышленных объектов, а также объектов, требующих проведения экспертизы и экологических обоснований.
7. установление доходов, поступающих на образование государственного
бюджета республики.
8. избрание председателя Государственного 11ыхаса Республики Южная Осетия»; и так далее. В Конституции 1993 года Республики Южная Осетия появляется термин «рыночная экономика». Тем самым государство превратилось из организации, которая непосредственно управляло экономикой в регуляторе экономических отношений. При этом ст. 9 гласила «’Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, культурные ценности и культурные памятники являются достоянием Республики Южная Осетия» /Конституция РЮО (Основной Закон) Республики Южная Осетия/.
В Конституции 1993 года Республики Южная Осетия был закреплен принцип верховенства Конституции. В ст. 128 прописано было: «Все законы и иные акты государственных органов Республики Южная Осетия издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия» /Конституция РЮО (Основной Закон) Республики Южная Осетия/.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны были соблюдать Конституцию Республики Южная Осетия и законы.
Суверенитет народа — первоисточник власти. Воля парода выраженная в конституционных нормах, является подлинной и единственной основой государства, она же даст мандат на устройства любые изменения формы государственной власти. Конституция 1993 года Республики Южная Осетия четко фиксирует принцип: «Никакая часть общества или отдельное лицо не могут присвоить себе власть в государстве. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступлением» /Конституция РЮО (Основной Закон) Республики Южная Осетия, Цхинвал 1994 г./
Высшим непосредственным выражением власти парода по Конституции 1993 года являлся референдум и свободные выборы.
Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежало только лицам являющимися гражданами РЮО.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина важный признак демократического государства. Конституция РЮО 1993 года все известные мировой практике права и свободы, хотя, конечно, было очевидным, что для их реализации созданы новые условия.
В Конституцию РЮО были закреплены основные принципы социального государства, политика, которая была направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь:
— охрана труда и здоровья людей;
— установление гарантированного минимального размера оплаты труда
— обеспечение государственной поддержки семьи материнства, детства, инвалидов, пожилых граждан;
— развитие системы социальных служб;
— установление государственных пенсий и пособий;
— иные гарантии социальной защиты; /Конституция (Основной Закон) Республики Южная Осетия. Цхинвал 1994 г./
Такой перечень, социальных обязанностей государства отставал от общепринятых в конституционной теории и практики развитых стран. Однако сам термин, присутствующий в Конституции 1993 года «социальная защита» предполагал возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.
Конституция РЮО 1993 года важнейший документ югоосетинской государственности.
«Конституция получила высокую опенку в течении последующих лет способствовало стабилизации политической обстановки и правопорядка в стране, дала возможность активно работать над укреплением правовой базы Республики» /И.Д. Мамиев. Конституционное развитие РЮО. см. Вестник МЦ «Ир» № 3, 2011, стр, 52/. так сказал в основном Законе 1993 года, один из ее авторов И. Мамиев.