КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ»

Демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местной власти, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пределы действия настоящего конституционного закона

1. Настоящий Конституционный закон устанавливает основные гарантии реализации гражданами Республики Южная Осетия конституционного права на участие в референдуме Республики Южная Осетия, референдуме города, района, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Южная Осетия, органы местной власти, предусмотренные Конституцией Республики Южная Осетия, и избираемые непосредственно гражданами.

2. Настоящий Конституционный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Республики Южная Осетия.

3. Конституционными законами Республики Южная Осетия, иными законами Республики Южная Осетия могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия, дополняющие гарантии, установленные настоящим Конституционным законом.

4. Вопросы назначения, подготовки и проведения референдума Республики Южная Осетия регулируются Конституцией Республики Южная Осетия, Конституционным законом «О референдуме» и настоящим Конституционным законом.

5. Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия, установленные настоящим Конституционным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иными Конституционными законами Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законы.

6. В случае внесения изменений и дополнений в закон регулирующий проведение выборов, референдума в ходе избирательной кампании, указанные изменения и дополнения вступают в силу после окончания избирательной кампании, проведения референдума.

7. Законы Республики Южная Осетия, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Республике Южная Осетия, не должны противоречить настоящему Конституционному закону. В случае, если законы Республики Южная Осетия, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Республике Южная Осетия, противоречат настоящему Конституционному закону, применяются нормы настоящего Конституционного закона.

Статья 2. Основные термины, используемые

в настоящем Конституционном законе

В настоящем Конституционном законе используются следующие термины:

1) агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума;

2) агитация по вопросам референдума — деятельность граждан Республики Южная Осетия, инициативной группы референдума, политических партий, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

3) агитация предвыборная (предвыборная агитация) — деятельность граждан Республики Южная Осетия, зарегистрированных кандидатов, политических партий, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных зарегистрированных кандидатов или против них;

4) выборы в Республике Южная Осетия — выборы Президента Республики Южная Осетия, депутатов Парламента Республики Южная Осетия и депутатов представительных органов городов и районов, предусмотренные Конституцией Республики Южная Осетия и избираемые непосредственно гражданами Республики Южная Осетия в соответствии с действующим законодательством;

5) выдвижение кандидата — это инициатива избирателей, политической партии, в определении и выдвижении ими своего кандидата в выборный орган или на выборную должность Президента Республики Южная Осетия, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или осуществление иных форм поддержки кандидата;

6) гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме — правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия;

7) депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти Республики Южная Осетия или в орган местной властина основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

8) избиратель — гражданин Республики Южная Осетия, независимо от регистрации и места проживания, достигший на день выборов 18 лет и обладающий активным избирательным правом;

9) избирательная кампания — период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти Республики Южная Осетия, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов;

10) политическая партия — политическая организация, созданная в целях участия граждан Республики Южная Осетия в политической жизни общества посредством влияния на формирование их политической воли, а также участия в политических акциях, в выборах, референдумах и зарегистрированная в соответствии с действующим законодательством Республики Южная Осетия;

11) избирательное право активное (активное избирательное право) — право граждан Республики Южная Осетия избирать в органы государственной власти Республики Южная Осетия и органы местной власти;

12) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) — право граждан Республики Южная Осетия быть избранными в органы государственной власти Республики Южная Осетия и органы местной власти;

13) избирательные комиссии — коллегиальные органы, формируемые в порядке и в сроки, установленные законодательством Республики Южная Осетия, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов;

14) избирательные права граждан — конституционное право граждан Республики Южная Осетия избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Южная Осетия и органы местной власти, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях;

15) избирательный округ — территория, которая образована в соответствии с Конституционными законами Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия, и от которой непосредственно гражданами Республики Южная Осетия избираются депутат (депутаты) или выборное должностное лицо;

16) избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) — избирательный округ, в котором избирается один депутат;

17) кандидат — лицо, выдвинутое в установленном настоящим Конституционным законом, иными Конституционными законами Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе государственной власти Республики Южная Осетия или органе местного самоуправления;

18) кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) — лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия, кандидатом в депутаты Парламента Республики Южная Осетия, кандидатом в выборный орган местной власти, предусмотренном Конституцией Республики Южная Осетия, Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия, избираемом непосредственно гражданами Республики Южная Осетия посредством прямых выборов;

19) кандидатов список (список кандидатов) — единый, заверенный для сбора подписей избирателей либо зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией список лиц, выдвинутых политической партией на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местной власти;

20) комиссии референдума — коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, установленные Конституционным законом Республики Южная Осетия, законом Республики Южная Осетия, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдумов в Республике Южная Осетия;

21) наблюдатель — лицо, назначенное зарегистрированным кандидатом, политической партией, инициативной группой избирателей, а при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, который уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в соответсвии с настоящим Конституционным законом;

22) наблюдатель иностранный (международный наблюдатель) — лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Республике Южная Осетия в соответствии с установленным законом порядком;

23) органы государственной власти Республики Южная Осетия (республиканские органы государственной власти) — Президент Республики Южная Осетия, Парламент Республики Южная Осетия, предусмотренные Конституцией Республики Южная Осетия и избираемые непосредственно гражданами Республики Южная Осетия в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия, Конституционными законами Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия;

24) органы местной власти — это представительные органы городов и районов Республики Южная Осетия, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия и действующим законодательством;

25) право на участие в референдуме — конституционное право граждан Республики Южная Осетия участвовать в референдуме Республики Южная Осетия, референдуме административно-территориального образования Республики Южная Осетия, местном референдуме, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного и местного значения, находящимся соответственно в ведении Республики Южная Осетия, административно-территориального образования Республики Южная Осетия, муниципального образования;

26) референдум — референдум Республики Южная Осетия, референдум административно-территориального образования Республики Южная Осетия, местный референдум;

27) референдум Республики Южная Осетия — голосование граждан Республики Южная Осетия по наиболее важным вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия, Конституционным законом «О референдуме Республики Южная Осетия», настоящим Конституционным законом;

28) референдум административно-территориального образования Республики Южная Осетия — голосование граждан Республики Южная Осетия, постоянно или преимущественно проживающих на территории административно-территориального образования Республики Южная Осетия, по важным вопросам городского и районного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия, настоящим Конституционным законом и иными законами Республики Южная Осетия;

29) референдум местный (местный референдум) — голосование граждан Республики Южная Осетия, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия;

30) участник референдума — гражданин Республики Южная Осетия, обладающий правом на участие в референдуме.

Статья 3. Принципы проведения в Республике Южная Осетия выборов и референдума

1. Гражданин Республики Южная Осетия участвует в выборах на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Республики Южная Осетия участвует в референдуме на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Республики Южная Осетия в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Республики Южная Осетия с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

4. Гражданин Республики Южная Осетия, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в органы государственной власти и правом на участие в референдуме Республики Южная Осетия. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия обязана оказывать содействие гражданину Республики Южная Осетия в реализации установленных настоящим Конституционным законом, иными Конституционными законами Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия избирательных прав при проведении выборов в органы государственной власти и реализации права на участие в референдуме Республики Южная Осетия.

5. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

6. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, свободному волеизъявлению граждан Республики Южная Осетия.

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

1. Гражданин Республики Южная Осетия, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, а по достижении возраста, установленного Конституцией Республики Южная Осетия, Конституционными законами Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия — быть избранным в органы государственной власти Республики Южная Осетия и органы местной власти.

2. Гражданин Республики Южная Осетия может избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Конституционными законами, законами Республики Южная Осетия могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Республики Южная Осетия активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Республики Южная Осетия. Указанные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законодательство Республики Южная Осетия должно предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы местной власти, права на участие в референдумах административно-территориальных образований Республики Южная Осетия, местных референдумах всем гражданам Республики Южная Осетия, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего административно-территориального образования Республики Южная Осетия либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местной власти, в референдуме административно-территориального образования Республики Южная Осетия, местном референдуме.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Республики Южная Осетия, могут устанавливаться только Конституцией Республики Южная Осетия. Установление законом Республики Южная Осетия продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Республики Южная Осетия на территории административно-территориального образования Республики Южная Осетия, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

6. Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, местного представительного органа, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия.

Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме

Граждане Республики Южная Осетия участвуют в выборах и референдуме в Республики Южная Осетия на равных основаниях.

Статья 6. Прямое избирательное право, право на прямое волеизъявление на референдуме

Гражданин Республики Южная Осетия голосует на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против кандидата (список кандидатов), за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Статья 8. Срок полномочий органов

государственной власти и органов местной власти

1. Срок полномочий Президента Республики Южная Осетия, Парламента Республики Южная Осетия и представительных органов местной власти устанавливается Конституцией Республики южная Осетия, конституционными законами Республики Южная Осетия и иными законами Республики Южная Осетия и не может быть при их избрании более пяти лет.

2. Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается.

3. Норма об изменении (увеличении или уменьшении) установленного Конституцией Республики Южная Осетия, Конституционным законом Республики Южная Осетия, законом Республики Южная Осетия срока полномочий выборных органов или депутатов представительного органа, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вступает в силу после истечения срока полномочий действующего органа государственной власти, или депутатов органа местной власти, а в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти, органа местной власти — после прекращения указанных полномочий.

Статья 9. Обязательность проведения выборов

Выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Конституционного закона, являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Республики Южная Осетия, Конституционными законами Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия.

Статья 10. Назначение выборов

1. Выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Конституционного закона, назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными Конституцией Республики Южная Осетия, Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия. В случае досрочного прекращения полномочий органов государственной власти или представительного органа местного самоуправления, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Конституционного закона, выборы должны быть назначены в течение 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Решение о назначении выборов в органы государственной власти и органы местной власти должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

2. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

3. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении органом государственной власти и органом местной власти, указанными в пункте 1 статьи 8 настоящего конституционного закона, исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения срока полномочий соответственно Президента Республики Южная Осетия, Парламента Республики Южная Осетия или представительного органа местной власти; но не позднее чем через 90 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа государственной власти и органа местного самоуправления. При этом решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется в течение 7 дней со дня истечения установленного пунктом 1 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов.

4. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо, либо Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия не назначит в установленный срок выборы в органы государственной власти и представительные органы местной власти, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Конституционного закона, то соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям инициативных групп избирателей, политических партий, органов государственной власти, органов местной власти, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия (соответственно уровню выборов) в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных статьей 22 настоящего Конституционного закона, в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

 

Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Статья 11. Обязательность проведения референдумов

1. Референдум Республики Южная Осетия, референдум административно-территориального образования Республики Южная Осетия, местный референдум назначается и проводится в порядке и сроки, установленные соответственно Конституционным законом «О референдуме Республики Южная Осетия», настоящим Конституционным законом. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

2. Принятие органом государственной власти или органом местной власти решения по существу вопроса, который в соответствии с Конституционным законом Республики Южная Осетия или иными законом Республики Южная Осетия может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Статья 12. Вопросы референдума

1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Республики Южная Осетия, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Республики Южная Осетия, определяются Конституционным законом.

2. На референдум административно-территориального образования Республики Южная Осетия могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении административно-территориального образования Республики Южная Осетия. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.

3. На референдум административно-территориального образования Республики Южная Осетия, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов представительных органов местной власти, либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов местной власти, персональном составе органов местной власти;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств административно-территориального образования Республики Южная Осетия, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

4. На референдум административно-территориального образования Республики Южная Осетия не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Республики Южная Осетия. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

5. Вопросы, выносимые на референдум в Республике Южная Осетия, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.

6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

7. Вопросы, выносимые на референдум административно-территориального образования Республики Южная Осетия, местный референдум, не должны противоречить законодательству Республики Южная Осетия.

8. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

Статья 13. Обстоятельства, исключающие проведение референдума

1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Республики Южная Осетия, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Законодательством Республики Южная Осетия может быть установлен срок, в течение которого повторный референдум административно-территориального образования Республики Южная Осетия, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

3. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума, за исключением указанных в настоящей статье.

Статья 14. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума в Республике Южная Осетия принадлежит гражданам Республики Южная Осетия, имеющим право на участие в референдуме. Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия, право инициативы проведения референдума может быть предоставлено административно-территориальным образованиям.

2. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а равно политическая партия, зарегистрированная в Министерстве юстиции Республики Южная Осетия не позднее чем за 1 год до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах и референдумах, могут образовать инициативную группу по проведению референдума, количественный состав которой устанавливается настоящим Конституционным законом, Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия, для сбора подписей граждан Республики Южная Осетия, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума.

3. Для назначения референдума административно-территориального образования Республики Южная Осетия, местного референдума в орган, установленный законодательством Республики Южная Осетия, должны быть представлены подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

4. законодательством Республики южная Осетия может быть предусмотрен порядок реализации инициативы сельского административного округа о проведении местного референдума в форме собрания участников референдума.

Статья 15. Назначение референдума

1. Референдум Республики Южная Осетия назначается в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия и Конституционным законом Республики Южная Осетия.

2. Референдум административно-территориального образования Республики Южная Осетия назначается органом государственной власти административно-территориального образования Республики Южная Осетия в соответствии с настоящим Конституционным законом и иными законами Республики Южная Осетия.

3. Местный референдум назначается органом местной власти в соответствии с настоящим Конституционным законом и иными законами. законодательством Республики южная Осетия может быть предусмотрен порядок реализации инициативы сельского административного округа о проведении местного референдума в форме собрания участников референдума.

4. Органы Республики Южная Осетия, уполномоченные на назначение референдума соответствующего уровня, вправе отказать инициаторам в назначении референдума только в случае нарушения требований Конституции Республики Южная Осетия, Конституционных и иных законов Республики Южная Осетия.

5. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума Республики Южная Осетия, референдума административно-территориального образования Республики Южная Осетия должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума не менее чем за 45 дней до дня голосования.

6. В соответствии с действующим законодательством Республики Южная Осетия дата проведения голосования на референдуме Республики южная Осетия, референдуме административно-территориального образования Республики Южная Осетия, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) уполномоченным на то органом.

7. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

 

Глава 3. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 16. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума

1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Республики Южная Осетия, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

2. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Республики Южная Осетия на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с законом Республики Южная Осетия, регулирующим порядок реализации права граждан Республики Южная Осетия на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Республики Южная Осетия.

3. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Республики Южная Осетия или находящихся в длительных заграничных командировках, является факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках.

4. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума осуществляется лицом, уполномоченным на то главой местной администрации, командиром войсковой части и по состоянию на 1 января каждого года списки передаются в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия для обобщения.

5. Республиканские органы исполнительной власти, органы исполнительной власти административно-территориальных образований Республики Южная Осетия обязаны оказывать необходимое содействие органам местной власти и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей, участников референдума и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума.

6. Избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Статья 17. Составление списков избирателей, участников референдума

1. При проведении выборов, референдума в целях реализации прав избирателей, участников референдума, ознакомления избирателей, участников референдума с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими участковыми избирательными комиссиями, комиссиями референдума составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.

2. Порядок составления списков избирателей, участников референдума устанавливается настоящим Конституционным законом, Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия.

3. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Республики Южная Осетия, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, если иное не предусмотрено настоящим Конституционным законом.

4. Основанием для включения гражданина Республики Южная Осетия в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом, Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия, также и временного проживания на территории этого участка.

5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местной власти, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении избирателей, участников референдума на указанных выборах, референдуме.

6. Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума осуществляются уполномоченным органом или должностным лицом местной власти, а в отношении избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, командиром воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным органом или должностным лицом органа местной власти в территориальные избирательные комиссии, комиссии референдума, а командиром воинской части в территориальные или участковые избирательные комиссии, комиссии референдума сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Список избирателей, участников референдума составляется соответсвующей избирательной комиссией, комиссией референдума, в порядке, установленном настоящим Конституционным законам и иными законами Республики Южная Осетия, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностными лицами органов местной власти, командиром воинской части.

7. Гражданин Республики Южная Осетия, обладающий активным избирательным правом, находившийся до дня выборов Президента Республики Южная Осетия, Парламента республики Южная Осетия и дня всенародного голосования (референдума) за пределами Республики Южная Осетия и не имевший возможности проголосовать досрочно, включается в список избирателей, участников референдума в случае его явки в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) по месту регистрации или месту постоянного проживания.

8. Гражданин Республики Южная Осетия включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума.

9. Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя, участника референдума. Список избирателей, участников референдума подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума. На избирательных участках, участках референдума, образованных на территории воинской части, список избирателей, участников референдума подписывается также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума. Список избирателей, участников референдума заверяется печатями соответствующих территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума.

10. Соответствующая территориальная избирательная комиссия, комиссия референдума получает по акту участковых избирательных комиссий, комиссий референдума списки избирателей, участников референдума не позднее чем за 25 дней до дня выборов.

11. Участковая избирательная комиссия, комиссия референдума производит уточнение списка избирателей, участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума с органами местной власти, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума.

12. Списки избирателей, участников референдума предоставляются для ознакомления избирателям (участникам референдума) и дополнительного их уточнения участковой избирательной комиссией, комиссией референдума не позднее чем за 15 дней до дня голосования.

13. Гражданин Республики Южная Осетия, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума о невключении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в списке избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем участковой избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. При этом в списке избирателей, участников референдума указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Решение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно.

14. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума запрещается.

Статья 18. Образование избирательных округов

1. Для проведения выборов депутатов Центральная избирательная комиссия по согласованию с главами административно-территориальных образований Республики Южная Осетия не позднее чем за 60 дней до дня голосования, на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, определяет схему границ избирательных округов с обозначением населенных пунктов, указывает центр каждого избирательного округа, его номер и представляет эту схему для утверждения в Парламент Республики южная Осетия за 55 дней до дня голосования.

2. Если на территории, на которой проводятся выборы, органы местной власти отсутствуют или не принимают решение об образовании избирательных округов в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов в органы государственной власти, органы местной власти прежнего созыва.

3. При проведении выборов в Республике Южная Осетия избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

а) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов;

б) избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий.

4. При соблюдении требований об образовании избирательных округов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) административно-территориального образования Республики Южная Осетия, территории муниципальных образований.

5. Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума

1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума.

2. Избирательные участки, участки референдума образуются Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия на основании данных о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Конституционного закона, из расчета не менее 20 и не более 2000 избирателей, участников референдума на каждом участке не позднее чем за 50 дней до дня голосования на выборах и референдуме Республики Южная Осетия и за 30 дней до дня голосования на местных референдумах.

3. Избирательные участки, участки референдума для граждан Республики Южная Осетия, находящихся на территориях иностранных государств, образует также Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия. Требование о числе избирателей, участников референдума, указанное в пункте 2 настоящей статьи, в этом случае не применяется.

4. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Республики Южная Осетия, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в органы государственной власти Республики Южная Осетия, определяется Конституционными законами Республики Южная Осетия и законами Республики Южная Осетия.

5. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях могут образовываться избирательные участки, участки референдума в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях — не позднее чем за 5 дней до дня голосования, такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения.

6. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума.

7. Списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий, комиссий референдума и помещений для голосования должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия не позднее чем за 35 дней до дня голосования, референдума Республики Южная Осетия.

 

Глава 4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ, КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 20. Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума

1. В Республике Южная Осетия действуют следующие избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия;

территориальные (районные, городская) избирательные комиссии;

окружные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

2. При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия действует в качестве Центральной комиссии референдума Республики Южная Осетия. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих органов государственной власти, органов местной власти, осуществляющих формирование избирательных комиссий, которое принято в порядке, предусмотренном настоящим Конституционным законом.

3. Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Республике Южная Осетия.

4. Избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании или подготовки и проведения референдума обращения о нарушении настоящего Конституционного закона, Конституционных и иных законов Республики Южная Осетия в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений настоящего Конституционного закона, Конституционных законов и иных законов Республики Южная Осетия в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

5. Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.

6. Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия устанавливаются настоящим Конституционным законом, Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия.

7. Полномочия и порядок деятельности территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдумов устанавливаются настоящим Конституционным законом, конституционными и иными законами Республики Южная Осетия.

8. Совмещение избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий по подготовке и проведению выборов и референдумов различных уровней возможно по решению вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, согласованного с соответствующими органами государственной власти Республики Южная Осетия, органами местной власти.

9. Решения вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.

10. Решение избирательной комиссии, комиссии референдума, противоречащее Конституционным и иным законам Республики Южная Осетия либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса.

11. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия является государственным органом, осуществляющим подготовку и проведение выборов и референдумов в Республике Южная Осетия в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Конституционным законом, Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия.

12. Избирательные комиссии, комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти Республики Южная Осетия и органов местной власти.

13. Решения и акты избирательных комиссий, комиссий референдумов, принятые в пределах их компетенции, установленной конституционными законами Республики южная Осетия и иными законами Республики Южная Осетия, обязательны для всех исполнительных органов, политических партий, должностных лиц, зарегистрированных кандидатов, избирателей и участников референдумов.

14. Финансирование деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума Республики Южная Осетия в зависимости от уровня выборов, референдума осуществляется за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета Республики Южная Осетия.

15. Избирательные комиссии и комиссии референдума Республики Южная Осетия представляют отчеты о расходовании средств, выделенных на проведение выборов и референдумов, в порядке и по форме, устанавленным Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия.

16. Государственные органы Республики Южная Осетия, органы местной власти, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям, комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, комиссий референдума в срок, установленный Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия. Организации, осуществляющие теле— и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего Конституционного закона, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, комиссий референдума, а также предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума бесплатное эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Конституционным законом, Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий покрываются в порядке, установленном настоящим Конституционным законом. Учреждения и организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего Конституционного закона, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, комиссий референдума в срок, установленный Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия.

Статья 21. Порядок образования, формирования и статус

Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия

1. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия образуется Парламентом Республики Южная Осетия и действует на временной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия — пять лет.

2. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия формируется в составе председателя и 14 членов комиссии. Семь членов Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия назначаются Парламентом Республики Южная Осетия из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями и депутатами Парламента Республики Южная Осетия. При этом от одного депутатского объединения, депутата Парламента Республики Южная Осетия может быть выдвинуто не более одного представителя. Семь членов Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия назначаются Президентом Республики Южная Осетия из числа кандидатур, предложенных политическими партиями и собраниями избирателей. При этом от одной политической партии, собрания избирателей может быть выдвинуто не более одного представителя.

3. Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия назначает Парламент Республики Южная Осетия по представлению Президента Республики Южная Осетия. При этом одна и та же кандидатура может быть представлена не более двух раз.

Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия должен иметь высшее образование.

4. Члены Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия организуют работу по конкретным направлениям деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, определяемым Регламентом Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.

5. Члены Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия избирают из своего состава заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия и секретаря Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия тайным голосованием.

6. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти Республики Южная Осетия, а также по проведению референдума Республики Южная Осетия.

7. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия совместно с территориальными избирательными комиссиями Республики Южная Осетия:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия;

б) обеспечивает реализацию республиканских целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной системы в Республике Южная Осетия, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов и референдумов;

в) осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдумов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и референдумов в Республике Южная Осетия и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

г) распределяет выделенные из Государственного бюджета Республики Южная Осетия средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует их целевое использование;

д) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям, комиссиям референдума;

е) заслушивает сообщения уполномоченных должностных лиц органов исполнительной власти Республики Южная Осетия и исполнительно-распорядительных органов местной власти по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и референдумов;

ж) устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, списка избирателей, участников референдума и других избирательных документов, а также документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом, Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия.

8. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия в пределах выделенных ей из Государственного бюджета Республики Южная Осетия средств определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

9. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия совместно с республиканскими органами государственной власти, территориальными избирательными комиссиями, исполнительными органами административно-территориальных образований Республики Южная Осетия организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этой регистрации (учета).

10. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Конституционного закона, а в случаях, предусмотренных Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия, также инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих Конституционных и иных законов Республики Южная Осетия.

Статья 22. Формирование и срок полномочий территориальных

избирательных комиссий, окружных и участковых

избирательных комиссий, комиссий референдума

1. Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия в количестве 7-9 членов в каждой комиссии на основе поступивших от политических партий, инициативных групп избирателей и органов местной власти кандидатур. При этом от каждого органа или собрания избирателей может быть выдвинут только один представитель в комиссию.

2. Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении дня выборов.

3. Формирование окружных и участковых избирательных комиссий осуществляется территориальной избирательной комиссией. Половина членов окружной избирательной комиссии назначается представительным органом административно-территориального образования Республики Южная Осетия, а в случае, если представительный орган административно-территориального образования не избран в установленный срок, то парламентом Республики Южная Осетия, другая половина назначается соответствующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления на основе поступивших от политических партий, инициативных групп избирателей и органов местной власти кандидатур. При этом от каждого органа или собрания избирателей может быть выдвинут только один представитель в комиссию.

4. Формирование окружных избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется не позднее 45 дней до дня голосования.

Формирование участковых избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется не позднее 30 дней до дня голосования.

5. в целях обеспечения конституционного права граждан Республики Южная Осетия избирать и быть избранным в представительные органы местной власти Конституционными законами Республики Южная Осетия могут быть установлены временные нормы, которые регламентируют срок полномочий, порядок формирования и деятельности избирательных комиссий.

6. Государственные служащие и лица, замещающие должности государственной службы в органах местной власти, не могут составлять более одной трети от общего числа членов окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии по выборам в представительные органы местной власти.

7. Территориальные избирательные комиссии административно-территориальных образований Республики Южная Осетия действуют на временной основе и не являются юридическими лицами. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий истекает после официального опубликования результатов выборов, референдума.

8. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает после официального опубликования результатов выборов, референдума.

9. Полномочия участковой избирательной комиссии, комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

10. Избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на третий день после вынесения решения о назначении ее членов.

Статья 23. Статус членов избирательных комиссий, комиссий референдума

1. Членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть:

а) лица, не имеющие гражданство Республики Южная Осетия;

б) граждане Республики Южная Осетия, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

в) граждане Республики Южная Осетия, не достигшие возраста 18 лет;

г) министры и их заместители;

д) главы администраций и их заместители;

е) руководители республиканских ведомств;

ж) лица, состоящие на действительной военной службе;

з) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местной власти;

и) судьи, прокуроры;

к) выборные должностные лица;

л) кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители политических партий, выдвинувших кандидатов;

м) члены комиссий с правом совещательного голоса;

н) супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;

о) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов;

п) лица, выведенные из состава комиссии по решению суда;

р) лица, имеющие не снятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

2. Под непосредственным подчинением в настоящем Конституционном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.

3. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню выборов, референдума избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

4. Срок полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий, комиссий референдума.

5. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии, комиссии референдума до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

а) подачи членом избирательной комиссии, комиссии референдума заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

б) утраты членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданства Республики Южная Осетия;

в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума;

г) признания члена избирательной комиссии, комиссии референдума решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

д) смерти члена избирательной комиссии, комиссии референдума;

е) признания члена избирательной комиссии, комиссии референдума на основании заявления соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;

Пожалуйста, подождите