Кому нужен этот разлад?

В югоосетинской общественности продолжают активно обсуждать планы по строительству православного храма Российской Православной Церковью.

О том, что решение о выделении места под строительство храма выделено, информационному агентству «Рес» сообщил глава администрации города Цхинвал Алан Алборов. Впрочем, предметом обсуждения стало не само строительство храма, а его место. По мнению значительной части горожан и общественных деятелей, пустырь на проспекте Алана Джиоева за библиотекой им. Анахарсиса не подходит для возведения церкви. Открытое письмо на имя президента Леонида Тибилова направила и руководитель отдела охраны памятников Министерства культуры Нелли Табуева. Как она пишет в письме, Министерство культуры больше месяца назад представило проект детского национального парка в администрацию города. По задумке, он должен располагаться именно здесь, в месте, где рядом находится школа, детский сад, библиотека.

Такого же мнения придерживается лидер движения «Твой выбор — Осетия» Алан Джуссоев. «Строить храм в таком оживленном месте не целесообразно. Я считаю, человек должен прийти в церковь в более спокойное место, чтобы помолиться. И не имеет значения, это церковь Русской православной церкви или кого то еще», — говорит Алан Джуссоев. Другое дело, чисто правовая сторона вопроса. Здесь у Джуссоева возникает больше вопросов. Он напоминает, что РПЦ считает Южную Осетию канонической территорией Грузинской Православной церкви. «Если они строят здесь храм, то на каком правовом основании они это делают? Они согласовывают это с ГПЦ, или они отошли от того, что они признают нашу территорию канонической территорией грузинской православной церкви, и начав строительство храма может хотят тем самым начать взаимоотношения с Аланской Епархией? Если так, то я за», — говорит он.

И в самом деле, больше всего вопросов именно к правовой составляющей. Непонятно, как будут сосуществовать в республике Аланская Епархия и Русская Православная Церковь, которая не только не признает первую, но и признает республику канонической территорией Грузинской Православной Церкви. По идее, в такой ситуации благословление на строительство должен дать Илья второй, которого все в Южной Осетии считают идейным вдохновителем геноцида осетинского народа.

«А с чьего благословления состоится строительство? И кому нужен разлад в нашей церкви? Кириллу? Илье? Кому?», — задается вопросами жительница Южной Осетии Салима Тибилова. Она напоминает, что на территории республики в разных селах, таких как Уанел, Цру, Тли, Едыс, Згубир, есть около 10 миссионерских церквей, построенных в конце 19 века. «Если РПЦ на самом дело хотят сделать благое дело для развития православия, то можно бы было реставрировать их. Тем самым дали бы православным жителям этих мест совершать в церквях свои обряды», — говорит она.

И в самом деле, такая деятельность подошла бы больше фонду «Возрождение Православия», который и собирается строительством новой церкви.

Председатель союза предпринимателей РЮО и депутат двух созывов парламента РЮО Марина Дзигоева не считает идею строительства церкви дружественным шагом по отношению к осетинскому народу и к его духовной жизни. По ее мнению, это направлено на то, чтобы внести раскол в среду православия. «До сих пор мы делились на сектантов и православных, а сейчас мы должны начать делиться еще и на прихожан Аласнкой Епархии и РПЦ?», — говорит Дзигоева. Что же касается места, то, по мнению Дзигоевой, на фоне всеобщей застройки центра города скоро может вообще не остаться мест для отдыха, и здесь нужно обустроить парк и сквер.

Такой же идеи придерживается житель Цхинвала Игорь Чугуев. Он даже предлагает название для парка — «Парк Защитника Отечества». «Подходящих мест, где можно бы построить церковь у нас предостаточно, а вот мест, где молодежь бы смогла собраться и отдохнуть у нас не хватает», — говорит он.

Пока все вопросы остаются без ответа, в том числе и открытое письмо Нелли Табуевой на имя президента. На следующий день после публикации на сайте «Осинформ» его сняли, оно осталось доступным только на страницах в «Фейсбук».