Это сладкое слово свобода!

Джиоева Замира

23-ей годовщине освобождения города Цхинвал от грузинских бандформирований посвящается.

Наверно только поколение наших дедов и отцов –  очевидцев событий 20-х годов, борцов за сохранение осетинского языка, истории, культуры с ухмылкой и внутренним недоверием наблюдали деятельность советского государства по укреплению дружбы народов, не смея оспорить происходящее – сильна была диктатура партии, жива была память о репрессиях, сдерживал страх за жизнь  близких.

Да и поколение  70-х,  играя роль интернационалистов, по большому счёту к «друзьям-грузинам» в общем-то, относилось с недоверием. Что-то  сдерживало быть открытыми до конца. А тут и подоспели демократические изменения в стране. Люди стали выплёскивать всё, что ранее держали в себе. «Братья-грузины» не замедлили обнажить свою истинную суть, всеми своими действиями подчёркивая своё превосходство над другими народами и в первую очередь южными осетинами. Могли ли осетины, народ, для которого свобода дороже жизни,  носители героических традиций, быть молчаливыми свидетелями происходящего? Конечно – нет. В ответ на принимаемые гамсахурдиевской кликой антиосетинские решения общественность Южной Осетии, вопреки воле партфункционеров, формирует движение за  независимость своей Родины. Оно крепнет,  влияет на решения областного Совета народных депутатов, ряды его сторонников растут. Ущербные в своих необоснованных выводах  – мы лучшие, это наши земли, вы гости, пришельцы – грузинские национал-шовинисты не могли придумать ничего другого, кроме как собрать шайку в 3 тысячи бандитов, преступников, головорезов и с попустительства Внутренних войск МВД СССР, которые должны были поддерживать стабильность, в ночь на 6 января вторглись  в Цхинвал. И как оказалось, цхинвальские ребята, участвуя в принятии важных для будущего нашей независимости решения, параллельно, проявив дальновидность,  тайно вооружались и даже учились стрелять. У них не было автоматов Калашникова, гранатомётов, а были лишь охотничьи ружья и берданки и самое главное – решимость до конца отстаивать свободу  своего народа. Уже утром 7 января во дворах, на улицах, в районах стали создаваться отряды самообороны, сооружались баррикады. Задача была одна – во что бы то ни стало выбить агрессора из родного города. Рядом со старшими крутились мальчишки 8-14 лет, считая за честь внести свою лепту в борьбу с врагом. В эти дни ребята Цхинвала становились обладателями первых автоматов, ловко разоружая неповоротливых «блюстителей порядка», порой хитро используя дворовых кошек. И, как это бывает на войне, мы понесли первые потери, тяжёлые и обидные – ведь трусливые ничтожества стреляли в нас исподтишка. Это рождало в нас ещё большее стремление к свободе. Не зная ни дня, ни ночи защитники Цхинвала били врага, вынуждая его отступить. А защитником города считался тогда каждый житель города  от мала до велика.  В районах шёл сбор денег для организации отпора агрессора, сбор лекарств для лечения раненых.  Женщины готовили еду и носили на пикеты. Так складывался  единый  народный фронт за свободу. Недолго гадили отморозки. Ежедневно, отбивая дома, улицы, кварталы, ребята теснили врага, вынуждая его отступать. В ночь с 26 на 27 января  город был освобождён. Эта была первая большая победа над врагом. И вместе с тем, это было началом вооружённой борьбы длиною в 18 лет за свободу и независимость Южной Осетии, войны давшей нам бесстрашных героев, открывшей нам много имён. Низкий вам всем поклон! Спасибо за свободную и независимую Республику Южная Осетия!

Замира Джиоева, Медиа-центр “Ир”