Договор о союзничестве и интеграции должен разрабатываться на основе учета национальных интересов Южной Осетии

Из выступления Юрия Вазагова на круглом столе, посвященном разработке нового договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией.13 декабря 2014 г. в Цхинвале под председательством Президента РЮО Леонида Тибилова прошло заседание политсовета Южной Осетии с участием представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, общественно-политических организаций, на котором рассматривался проект нового большого рамочного договора между Южной Осетией и Россией о союзничестве и интеграции. Леонид Тибилов обратился к общественности Республики с предложением принять активное участие в обсуждении проекта, дабы в нем были учтены все аспекты обеспечения безопасности и развития РЮО. Актуальность углубления сотрудничества между Южной Осетией и Российской Федерацией в сфере безопасности не вызывает никаких вопросов.

При этом можно выделить несколько аспектов, которые должны быть учтены в договоре — это, прежде всего безопасность и военная составляющая. Возможность подписания нового Договора должна быть использована максимально для реформирования югоосетинской системы обеспечения национальной безопасности. Причем наиболее логичным и правильным путем будет постановка вопроса об углублении степени интегрированности югоосетинских силовых структур с российскими, повышения, таким образом, уровня боевой и профессиональной подготовки, а также объединения систем управления силовой компонентой. Только таким образом можно сократить время реагирования в случае возникновения угроз безопасности Южной Осетии при возможном применении против нее методов так называемой «гибридной войны», отрабатываемых американцами в Ливии, Сирии и сейчас на Украине.

Только опираясь на тесный военно-политический союз с Россией, Республика Южная Осетия сможет обеспечить свое безопасное развитие.

Другой аспект — экономика и социальная сфера. Думается тот факт, что только опираясь на поддержку со стороны РФ Южная Осетия сможет создать собственную конкурентоспособную экономику ни у кого не вызывает сомнений. То же самое касается повышения уровня жизни населения республики, повышения защиты нуждающихся слоев общества.

Вместе с тем, требуется тщательный учет со всех ракурсов национальных интересов РЮО, дабы новой договор стал действительно мощным рычагом развития республики, а не только очередной бумажкой, не слишком эффективной в реализации. В данном случае необходимо тщательно взвесить в каких сферах целесообразна более тесная интеграция с РФ и где это даст наибольшую отдачу. Слепое копирование российских стандартов без учета югоосетинской специфики также вряд ли обеспечит республике желаемый результат. Кроме того, публичное обсуждение и грамотная правовая экспертиза проекта договора позволит избежать различного рода правовых коллизий, могущих осложнить российско-югоосетинское взаимодействие или застопорить практическую реализацию нового договора.

Было бы также целесообразным учесть опыт малых государств Европы, находящихся в ассоциированных отношениях с более крупными государствами, которым они делегировали часть своих полномочий, прежде всего в военной и таможенной сферах. Создания различного рода преференций, включая льготный налоговый режим, позволило этим так называемым малым государствам обеспечить высокий уровень экономического развития и социальной поддержки населения.