День конституции Республики Южная Осетия

8-го апреля 2001 года была принята ныне действующая Конституция Республики Южная Осетия, а предшествующая, текст которой мы предлагаем читателям сайта, была принята в 1993 г.

I   ОСНОВЫ  КОНСТИТУЦИОННОГО   СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Статья 1. Республика Южная Осетия — суве­ренное демократическое государство, созданное в результате самоопределения народа Южной Осе­тии. Она обладает высшей властью на своей терри­тории, определяет и проводит внутреннюю и внеш­нюю политику, принимает Конституцию Республи­ки Южная Осетия и на ее основе — законы, обла­дающие верховенством на всей территории Респуб­лики Южная Осетия.

Государственным языком в Республике Южная Осетия является осетинский язык.

Статья 2. Вся власть в Республике Южная Осе­тия принадлежит народу Южной Осетии.

Народ осуществляет государственную власть че­рез представительные органы — Ныхасы, состав­ляющие политическую основу Республики Южная Осетия, и непосредственно.

Никакая часть общества или отдельное лицо не могут присвоить себе власть в государстве. Узурпация государственной власти является тяг­чайшим преступлением.

Статья 3. Система государственной власти в Республике Южная Осетия основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и су­дебной властей.

Органы законодательной, исполнительной и су­дебной властей осуществляют свои полномочия са­мостоятельно. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией и законами Республики Южная Осетия.

Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем демократических вы­боров, и должностные лица подотчетны народу.

Статья 4. Государство и все его органы служат народу Республики Южная Осетия, действуют на основе соблюдения законности, обеспечивают охра­ну правопорядка, интересов общества, прав и сво­бод граждан.

Государственные и общественные организации, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Республики Южная Осетия и приня­тые на ее основе законы.

Законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Все законы подлежат опубликованию. Неопуб­ликованные законы применению не подлежат.

Статья 5. Политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Ныхасы, и в других формах участву­ют в выработке политики государства, в управле­нии государственными и общественными делами и действуют в рамках Конституции Республики Юж­ная Осетия и принятых на ее основе законов.

Религиозные объединения отделены от государ­ства, самостоятельно управляют своими делами и действуют независимо от его органов. Государство поддерживает общественно полезную деятельность религиозных объединений.

Статья 6. Закон определяет порядок регистра­ции общественных и религиозных объединений, а также политических партий и движений. Полити­ческие партии и движения, общественные и религиозные объединения, зарегистрированные в уста­новленном законом порядке, обладают правами юридического лица, свободно пользуются и распо­ряжаются принадлежащим им имуществом и фон­дами и.

Долг всех граждан, общественных объедине­ний и средств массовой информации укреплять ав­торитет государства, с уважением относиться к его атрибутам и символам.

Статья 7. Наиболее важные вопросы государст­венной жизни выносятся на всенародное обсужде­ние, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Статья 8. Право на собственность в Республике Южная Осетия признается и охраняется государст­вам.

Государство создает условия, необходимые для развития всех форм собственности, и обеспечивает им равную защиту.

Исходя из общественных интересов, пределы свободы экономической деятельности устанавлива­ются законами Республики Южная Осетия.

Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и созидательно­го труда, экономические и хозяйственно-производ­ственные отношения в Республике Южная Осетия строятся на принципах социального партнерства между гражданами и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Производственно-хозяйственная деятельность в Республике Южная Осетия осуществляется на принципах рыночной экономики.   Внешнеэкономические связи со всеми странами строятся на взаи­мовыгодной основе.

Статья 9. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, культурные ценности и культовые памятники являются достоянием народа Республи­ки Южная Осетия.

Владение, пользование и распоряжение природ­ными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам народа.

Статья 10. Формы собственности на землю и ее недра, воды, растительный и животный мир уста­навливаются Государственным Ныхасом Республи­ки Южная Осетия квалифицированным большин­ством голосов или всенародным голосованием (ре­ферендумом). Владение, пользование и распоряже­ние указанными природными богатствами регули­руются законами Республики Южная Осетия, ак­тами местных Ныхасов, изданными в пределах их полномочий.

Статья 11. Государственная собственность Рес­публики Южная Осетия является достоянием наро­да Южной Осетии.

В государственной собственности Республики Южная Осетия находятся имущества государствен­ных предприятий, учреждений, организаций Респуб­лики Южная Осетия, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета Республики Южная Осетия, Национальный банк Республики Южная Осетия, золотой запас, валютный фонд, пенсион­ные, страховые, резервные и иные фонды.

В государственной собственности Республики Южная Осетия могут находиться средства производства и промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и имущество, необ­ходимые для осуществления задач, стоящих перед Республикой Южная Осетия.

Статья 12. Производимая продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления производственной и иной, не запре­щенной законом, деятельности являются собствен­ностью их производителей.

Земельные участки для производства сельскохо­зяйственной продукции предоставляются государ­ством в пользование, пожизненное наследуемое вла­дение. Изъятие земельных участков, за исключени­ем случаев, установленных законодательством Рес­публики Южная Осетия, не допускается.

Статья 13. Государство содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства. Ис­ходя из общественных интересов, государство мо­жет устанавливать предельные размеры земельных участков.

Землепользователи обязаны эффективно исполь­зовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 14. Собственность граждан создается и приумножается за счет их трудовых доходов от участия в общественном производстве, от ведения собственного хозяйства, иных доходов, полученных в порядке и на условиях, не противоречащих зако­ну.

Собственность граждан и право ее наследова­ния охраняется государством.

Собственность не может использоваться в целях, противоречащих закону и интересам общества.

Статья 15. Гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностя­ми к труду. Гражданин осуществляет это право самостоятельно или на основе трудового договора. Лицам, занятым на производстве с любыми фор­мами собственности, законом гарантируются спра­ведливые условия найма, увольнения, оплаты и ох­раны труда.

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И КУЛЬТУРА

Статья 16. Главной задачей социальной полити­ки Республики Южная Осетия является улучше­ние благосостояния человека и общества, обеспе­чение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Статья 17. Государство охраняет труд и здоро­вье людей, определяет прожиточный минимум и минимальный уровень заработной платы, обеспе­чивает материальную поддержку инвалидам и пре­старелым, устанавливает пенсии и пособия.

Статья 18. Республика Южная Осетия осуще­ствляет гуманную демографическую политику, ох­рану материнства и детства, обеспечивает необхо­димый прожиточный минимум каждой семье.

Постоянной социальной защитой пользуются де­ти. Государство призвано удовлетворять потребно­сти общества в детских дошкольных учреждениях, местах отдыха, проявляет особую заботу об охра­не здоровья детей.

Статья 19. В Республике Южная Осетия дей­ствуют и совершенствуются государственные систе­мы здравоохранения, социального обеспечения, на­родного образования, культуры, спорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.

Государство регулирует и поощряет деятель­ность всех негосударственных форм обслуживания населения.

Статья 20. Республика Южная Осетия проявля­ет заботу о развитии науки, искусства, литературы, народного творчества, создает условия для подъе­ма интеллектуального, духовного и нравственного уровня населения.

Государство не допускает распространения про­изведений и видов деятельности, подрывающих нравственные устои общества.

Глава 4. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

Статья 21. Внешняя политика Республики Юж­ная Осетия основана на:

-стремлении к всеобщему и справедливому миру, взаимовыгодному и равноправному сотруд­ничеству;

-соблюдении общепризнанных принципов и норм Международного права;

-членстве в международных организациях и иных объединениях, участии в их работе;

-вхождении в системы коллективной безопас­ности.

Статья 22. Республика Южная Осетия вправе вступить в союз с другими государствами и пере­давать органам союза осуществление части своих полномочий.

Статья 23. Республика Южная Осетия имеет особые отношения с Республикой Северная Осетия.

Граница между Северной и Южной Осетией но-

сит административный характер и не должна пре­пятствовать этническому, социально-экономическо­му и культурному единству осетинского народа.

Статья 24. Защита суверенитета и территори­альной целостности Республики Южная Осетия от­носится к важнейшим функциям государства и яв­ляется священным долгом каждого гражданина.

II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Глава 5. ГРАЖДАНСТВО  РЕСПУБЛИКИ

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Статья 25. Республика Южная Осетия имеет свое гражданство.

Основания и порядок приобретения и прекраще­ния гражданства определяется Законом о граждан­стве Республики Южная Осетия.

Гражданин Республики Южная Осетия не мо­жет быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора Республики Южная Осетия.

Гражданин Республики Южная Осетия пользу­ется защитой и покровительством Республики Юж­ная Осетия за ее пределами.

Статья 26. Все равны перед Законом и судом независимо от происхождения, социального и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отно­шения к религии, убеждений, рода и характера за­нятий, места жительства, принадлежности к обще­ственным объединениям и других обстоятельств.

Равноправие граждан обеспечивается во всех О1блаотях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Статья 27. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.

Осуществление этих прав и свобод обеспечива­ется предоставлением женщинам равных с мужчи­нами возможностей во всех сферах жизни.

Статья 28. Граждане Республики Южная Осе­тия независимо от национальности имеют равные права.

Какое бы то ни было прямое и косвенное огра­ничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения, наказывается по закону.

Каждый вправе свободно определять свою на­циональную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его на­циональной принадлежности.

Статья 29. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Южная Осетия га­рантируются предусмотренные законам и между­народными нормами права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Находящиеся на территории Республики Юж­ная Осетия иностранные граждане и лица без граж­данства обязаны уважать Конституцию Республики Южная Осетия и соблюдать ее заколы.

Глава 6.  ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 30. Общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство

как высшую ценность.

Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.

Использование гражданином прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и го­сударства, правам других граждан.

Статья 31. Труд свободен. Принудительный труд запрещается. Свобода трудового договора гаранти­руется. Трудовые коллективы имеют право на уча­стие в управлении делами предприятия, учрежде­ния. Статус трудовых коллективов определяется За­коном.

Государство стремится к созданию условий для полной занятости населения, осуществляет програм­мы подготовки, профессионального обучения и пе­реквалификации работников, гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Разрешение коллективных трудовых споров регули­руется законом.

Признается право на забастовку. Порядок его осуществления определяется законом.

Каждый имеет право на условия труда, отве­чающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.

Статья 32. Каждый имеет право на отдых.

Работающим по найму гарантируются установ­ленные законом продолжительность рабочего вре­мени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращен­ный рабочий день для ряда профессий и работ.

Статья 33. Каждый имеет право на охрану здо­ровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифи­цированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и ук­репления здоровья граждан; развитием и совер­шенствованием техники безопасности и производ­ственной санитарии; мерами по оздоровлению ок­ружающей среды; особой заботой о здоровье под­растающего поколения, включая запрещение дет­ского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследова­ний, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней актив­ной жизни граждан.

Статья 34. Каждый имеет право на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, по­тери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Пенсии, пособия и другие виды социальной по­мощи должны гарантировать официально установ­ленный прожиточный минимум. Государство разви­вает систему социальной защиты, поощряет различ­ные формы общественной социальной помощи Я благотворительность.

Статья 35. Каждый имеет право на благоустро­енное жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Государственные органы местного самоуправления поощряют жилищное строитель­ство, создают иные условия для реализации права на жилище.

Малоимущим лицам благоустроенное жилище предоставляется в пользование бесплатно или за доступную плату из государственных и муниципальных фондов в соответствии с установленными зако­ном нормами.

Статья 36. Каждый имеет право на образование и выбор форм его получения.

Гарантируется общедоступность и бесплатность государственного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего спе­циального образования.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплат­но получить высшее образование в государствен­ном учебном заведении.

Статья 37. Свобода художественного и техничес­кого творчества, научных исследований и препода­вания, а также интеллектуальная собственность ох­раняется Законом. Каждый имеет право на уча­стие в культурной жизни и пользование учрежде­ниями культуры.

Статья 38. Граждане Республики Южная Осетия имеют право участвовать в управлении делами общества  и государства  как непосредственно, так и через своих свободно  избираемых   представите лей.

Статья 39. Каждый гражданин Республики Юж­ная Осетия имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недо­статки в работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необ­ходимые меры.

Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответ­ственности.

Статья 40. Гражданам Республики Южная Осе­тия гарантируются свободы слова, печати, собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Осуществление этих политических свобод обес­печивается предоставлением трудящимся, их орга­низациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возмож­ностью использования печати, телевидения, радио.

Статья 41. Граждане Республики Южная Осе­тия имеют право объединяться в общественные ор­ганизации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение.

Статья 42. Гражданам Республики Южная Осе­тия гарантируется свобода совести, т. е. право ис­поведовать любую религию, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять рели­гиозные, нерелигиозные или иные убеждения и дей­ствовать в соответствии с ними при условии соб­людения Закона.

Религиозные объединения в Республике Южная Осетия отделены от государства.

Статья 43. Семья, материнство, детство находят­ся под защитой общества и государства.

Брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов. Родители несут ответствен­ность за воспитание своих детей; дети, достигшие совершеннолетия, обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 44. Каждому гарантируется неприкосно­венность личности. Никто не может быть подверг­нут аресту иначе как на основании судебного реше­ния или с санкции прокурора.

Никто не может быть подвергнут насилию, пыт­кам, другому жестокому или унижающему челове­ческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 45. Гражданам Республики Южная Осе­тия гарантируется неприкосновенность жилища. Ни­кто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 46. Личная жизнь граждан, тайна пере­писки, телефонных переговоров и телеграфных со­общений охраняется Законом.

Статья 47. Каждый вправе защищать свои пра­ва, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими Закону.

Государственные органы, учреждения и должно­стные лица обязаны обеспечить каждому возмож­ность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и сво­боды, если иное не предусмотрено Законом.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия должностных лиц, государ­ственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение Закона или превы­шение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суде.

Каждый обвиняемый в совершении преступле­ния считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Законом поряд­ке и установлена вступившим в законную силу при­говором суда.

Статья 48. Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической по­мощью. В случаях, предусмотренных Законом эта помощь оказывается бесплатно.

Каждый задержанный, заключенный под стра­жу или обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (за­щитника) соответственно с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвине­ния.

Статья 49. Осуществление прав и свобод неот­делимо от исполнения гражданином своих обязан­ностей.

Каждый обязан соблюдать Конституцию Рес­публики Южная Осетия и законы, уважать права и свободы других лиц.

Незнание Закона не освобождает от ответствен­ности за его несоблюдение.

Исполнение преступного приказа влечет за со­бой ответственность по Закону.

Статья 50. Гражданин Республики Южная Осе­тия обязан оберегать интересы государства, способ­ствовать укреплению ее могущества и авторитета.

Зашита Отечества — священный долг каждого гражданина Республики Южная Осетия. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.

Статья 51. Воинская служба в рядах Вооружен­ных Сил Республики Южная Осетия — почетная обязанность граждан Республики Южная Осетия.

Статья 52. Каждый обязан беречь природу, ох­ранять ее богатство.

Статья 53. Каждый обязан платить Законом ус­тановленные налоги и оборы.

Статья 54. Гражданин Республики Южная Осе­тия в соответствии с Законом несет гражданскую обязанность участвовать в осуществлении правосу­дия в качестве народного или присяжного заседа­теля.

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И 

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ 

УСТРОЙСТВО  РЕСПУБЛИКИ 

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Статья 55. Республика Южная Осетия опреде­ляет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социаль­но -культурного строительства.

Статья 56. Территория Республики Южная Осе­тия неприкосновенна. Границы между Республикой Южная Осетия и другими государствами устанав­ливаются и изменяются по соглашению.

Статья 57. Республика Южная Осетия состоит из районов: Цхинвальского, Знаурского, Джавского, Ленингорского и города республиканского подчи­нения — Цхинвал.

Статья 58. Законы Республики Южная Осетия обязательны на всей территории республики.

IV. СИСТЕМА ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ   ВЛАСТИ

РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ,

ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ

Глава 6. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Статья 59. Государственный Ныхас Республики Южная Осетия, местные Ныхасы — городской, рай­онные, поселковые и сельские — составляют еди­ную систему представительных органов государ­ственной власти Республики Южная Осетия.

Статья 60. Срок полномочий Ныхасов — пять лет.

Выборы депутатов назначаются не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий со­ответствующих Ныхасов.

Статья 61. Важнейшие вопросы республиканско­го и местного значения решаются на сессиях Госу­дарственного Ныхаса Республики Южная Осетия и местньмс Ныхасов.

Ныхасы могут вынести решение важнейших во­просов на референдум.

Сессия Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия формирует Государственный Ныхас и избирает Председателя Государственного Ныха­са Республики Южная Осетия, формирует Прези­диум Государственного Ныхаса. Местные Ныхасы формируют администрации, Президиумы и избира­ют Председателей Ныхасов.

Ныхасы образуют постоянные комиссии, созда­ют другие подотчетные им органы, избирают, наз­начают или утверждают их руководителей.

Статья 62. Деятельность Ныхасов строится на основе коллегиального, свободного гласного обсуж­дения и решения вопросов гласности, регулярной отчетности, создаваемых Ныхасами органов перед ними, трудовыми коллективами и населением, ши­рокого привлечения граждан к участию в их рабо­те.

Ныхасы и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граж­дан важнейшие вопросы республиканского и мест­ного значения, систематически информируют насе­ление о своей работе и принятых решениях.

Глава 7. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья 63. Выборы депутатов проводятся по од­номандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 64.  Выборы депутатов являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Южная Осетия, достигшие ко дню выборов 18 лет, а быть набранными — с 21 года.

Гражданин Республики Южная Осетия не име­ет право одновременно быть депутатом, более чем в двух Ныхасах.

Лица, входящие в состав Совета Министров Рес­публики Южная Осетия, органов местных самоуправлений, за исключением председателей этих ор­ганов, руководители ведомств, отделов местных ад­министраций, судьи, прокуроры и их заместители не могут быть депутатами Ныхаса, которыми они избираются или назначаются.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по решению суда или с санкции прокурора в местах предварительного заключения, либо лишения сво­боды, а также находящиеся по решению суда в ме­стах принудительного лечения.

Статья 65. Выборы депутатов являются равны­ми; избиратель по каждому избирательному окру­гу имеет один голос; избиратели участвуют в вы­борах на равным основаниях.

Статья 66. Выборы депутатов являются прямы­ми; депутаты избираются гражданами непосредст­венно.

Статья 67. Голосование на выборах   депутатов является тайным; контроль за волеизъявлением го­лосующих не допускается.

Статья 68. Право выдвижения кандидатов в де­путаты принадлежит трудовым коллективам, об­щественным объединениям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собра­ниям избирателей по месту жительства и военно­служащим по воинским частям.

Число кандидатов в депутаты не ограничивает­ся. Каждый участник предвыборного собрания мо­жет предлагать для обсуждения любые кандидату­ры, в том числе и свою.

Кандидаты в депутаты с момента их выдвиже­ния участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.

В избирательные бюллетени может быть вклю­чено любое число кандидатов.

Расходы, связанные с подготовкой и проведени­ем выборов депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.

Статья 69. Подготовка к выборам депутатов осуществляется открыто и гласно.

Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представите­лей трудовых коллективов, общественных органи­заций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний, избирателей по ме­сту жительства и военнослужащих по воинским ча­стям.

Гражданам Республики Южная Осетия, трудо­вым коллективам и общественным организациям, коллективам высших учебных заведений гаранти­руется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации «за» или «против» кандидата на собраниях, в печа­ти, по телевидению, радио.

Порядок проведения выборов депутатов опреде­ляется законами Республики Южная Осетия.

Статья 70. Избиратели дают наказы своим де­путатам.

Соответствующие Ныхасы рассматривают нака­зы, учитывают их при разработке планов экономи­ческого и социального развития и составления бюд­жета, а также при подготовке решений по другим вопросам, организуют совместно с депутатами вы­полнение наказов и информируют граждан об их реализации.

Глава 8. НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ

Статья 71. Депутат является полномочным пред­ставителем народа в Ныхасах.

Участвуя в работе Ныхасов депутат решает во­просы государственного, хозяйственного и социаль­но-культурного строительства, организует проведе­ние их решений в жизнь, осуществляет контроль за работой государственных органов, предприятий, уч­реждений и организаций.

В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает за­просы: населения избирательного округа, добивает­ся претворения в жизнь наказов избирателей.

Статья 72. Депутат осуществляет свои полномо­чия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

На время сессии Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия или местных Ныхасов, а также для осуществления депутатских полномочий, в других случаях, предусмотренных законом, депу­тат освобождается от выполнения производствен­ных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельно­стью, за счет средств государственного или мест­ного бюджета.

Статья 73. Депутат имеет право запроса к соот­ветствующим государственным органам и долж­ностным лицам, которые обязаны дать ответ на за­прос.

Депутат вправе обращаться во все государст­венные и общественные органы, предприятия, уч­реждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответ­ствующих государственных и общественных орга­нов, предприятий, учреждений и организаций обя­заны безотлагательно принимать депутата и рас- сматривать его предложения в установленные сро­ки.

Статья 74. Депутату обеспечивается условие для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей,

Неприкосновенность депутата, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливают­ся законом о статусе депутатов.

Статья 75. Депутат обязан отчитываться о сво­ей работе, работе Государственного Ныхаса Рес­публики Южная Осетия или местного Ныхаса пе­ред избирателями, коллективом и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ   ВЛАСТИ

И   УПРАВЛЕНИЯ   РЕСПУБЛИКИ

ЮЖНАЯ  ОСЕТИЯ

Глава 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЫХАС РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Статья 76. Высшим органом государственной власти Республики Южная Осетия является Госу­дарственный Ныхас Республики Южная  Осетия.

Государственный Ныхас Республики Южная Осетия — законодательный и контрольный орган государственной власти республики.

К исключительному ведению Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия относятся:

1)принятие Конституции Республики Южная Осетия, внесение в нее изменений и дополнений;

2)определение внутренней и внешней политики Республики Южная Осетия;

3)принятие решений по вопросам националь­но-государственного устройства, установление по­рядка организации и деятельности республикан­ских, местных органов государственной власти и управления; определение общих правовых начал образования и деятельности республиканских об­щественных организаций;

4)определение порядка решения вопросов ад­министративно-территориального устройства   Республики Южная Осетия; решение вопросов об из­менении границ районов, города, образование но­вых районов и городов, их наименование и пере­именование;

5)утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Республи­ки Южная Осетия; утверждение государственных планов экономического и социального развития рес­публики, государственного бюджета республики, осуществление контроля за ходом выполнения пла­на и бюджета; утверждение отчетов об их испол­нении; в случае необходимости внесение изменений в план и бюджет;

6)принятие решений о возможности размеще­ния и строительства крупных промышленных объ­ектов, а также объектов, требующих проведения экспертизы и экологических обоснований;

7)установление доходов, поступающих на обра­зование государственного  бюджета  республики;

8)избрание Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия;

9)избрание первого заместителя и заместите­лей Председателя Государственного Ныхаса Рес­публики Южная Осетия:

10)  избрание из числа депутатов Государственного Ныхаса постоянных комиссий и комитетов для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению республики, а также для содействия про­ведению в жизнь законов Республики Южная Осе­тия и иных решений, принятых Верховным Советом Республики Южная Осетия, контроля за деятель­ностью государственных органов и организаций.

Государственный  Ныхас   Республики   Южная

Осетия по необходимости создает следственные, ре­визионные и иные комиссии по любому вопросу;

11)назначение Председателя Совета Минист­ров Республики Южная Осетия, по его представле­нию утверждение состава Совета Министров Рес­публики Южная Осетия, а также первых замести­телей (заместителей) министров и председателей государственных комитетов, образование и упразд­нение министерств и государственных комитетов Республики Южная Осетия;

12)решение вопросов о доверии правительству республики и членам правительства;

13)избрание Конституционного суда Респуб­лики Южная Осетия;

14)избрание Верховного Суда Республики Юж­ная Осетия, судей районных (городских) народных судов;

15)назначение прокурора Республики, его за­местителя, избрание председателей и судей арбит­ражного суда Республики Южная Осетия;

16)направление и координация деятельности местных Ныхасов;

17)принятие решений о проведении республи­канского всенародного голосования (референду­ма);

18)назначение выборов депутатов Государст­венного Ныхаса Республики Южная Осетия; ут­верждение состава Центральной избирательной ко­миссии по выборам депутатов Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия;

19)обеспечение единства законодательного ре­гулирования на всей территории республики, осу­ществление организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, научно-техническим прогрессом, бюджетно-финан­совой системы оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и ис­пользования природных ресурсов;

20)рассмотрение вопросов обеспечения консти­туционных прав, свобод и обязанностей граждан республики и равноправия всех национальностей, проживающих на территории Республики Южная Осетия;

21)решение вопросов развития национальной культуры и языка, охраны исторических памятни­ков;

22)толкование законов Республики Южная Осетия;

23)утверждение государственных наград и ус­тановление почетных званий Республики Южная Осетия;

24)образование государственных органов, не­обходимых для разрешения возникающих проблем.

Государственный Ныхас Республики Южная Осетия:

-отменяет указы и постановления Президиума Государственного Ныхаса Республики Южная Осе­тия, распоряжения Председателя Государственно­го Ныхаса Республики Южная Осетия, постановле­ния и распоряжения Совета Министров Республи­ки Южная Осетия;

-отменяет решения городского и районных Ныхасов в случае несоответствия их Конституции и законам Республики Южная Осетия;

-решает другие вопросы, отнесенные к веде­нию Республики Южная Осетия.

Государственный   Ныхас    Республики    Южная Осетия принимает законы Республики Южная Осе­тия и постановления.

Государственный Ныхас Республики Южная Осетия осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.

Порядок деятельности Государственного Ныха­са Республики Южная Осетия и его органов опре­деляется Регламентом Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия и другими законами издаваемыми на основе Конституции Республик Южная Осетия.

Статья 77. Государственный Ныхас Республик Южная Осетия состоит из 41 депутата.

Статья 78. Государственный Ныхас Республик Южная Осетия созывается на первое заседание н позднее чем через месяц после выборов депутатов

По представлению избираемой им мандатной комиссии, Государственный Ныхас Республики Юж- ная Осетия принимает решения о признании полно­мочий депутатов, а в случае нарушений законода­тельства О выборах — о признании выборов отдель­ных народных депутатов недействительными.

Первую после выборов сессию Государственно то Ныхаса Республики Южная Осетия открываем в ведет председатель Центральной избирательной  комиссии по выборам депутатов Республики Юж­ная Осетия, а после избрания Председателя Госу­дарственного Ныхаса Республики Южная Осетия и его заместителей, заседание Государственного Ныхаса Республики ведет Председатель Государ­ственного Ныхаса Республики Южная Осетия или один из его заместителей.

Статья 79. Государственный Ныхас Республики Южная Осетия созывается Президиумом Государственного  Ныхаса  Республики Южная  Осетия на очередные сессии, которые проводятся четыре ра­за в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Государственного Ныхаса Республики Южная Осе-тия по его инициативе, либо по предложению Пред­седателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, или по требованию не менее одной третей состава Государственного Ныхаса Респуб­лики Южная Осетия, а также по предложению го­родского, районных Ныхасов.

Сессия Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия состоит из его заседания, а также проводимых в период между ними заседаний по­стоянных комитетов и комиссий Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.

Статья 80. Право законодательной инициативы в Государственном Ныхасе Республики принадле­жит депутатам Республики Южная Осетия, Прези­диуму Государственного Ныхаса Республики Юж­ная Осетия, Председателю Государственного Ныха­са Республики Южная Осетия, Конституционному суду Республики Южная Осетия, Совету Минист­ров Республики Южная Осетия, постоянным комис­сиям’ Государственного Ныхаса Республики Юж­ная Осетия, Верховному Суду Республики Южная Осетия, прокурору Республики Южная Осетия, Высшему Арбитражному суду Республики Южная Осетия, городскому, районным Ныхасам.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их рес­публиканских органов.

Статья 81. Проекты законов, внесенных на рас­смотрение Государственного    Ныхаса   Республики

Южная Осетия, обсуждаются на его заседаниях.

Закон Республики Южная Осетия считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия,

Проекты законов и другие наиболее важные во­просы государственной жизни решением Государст­венного Ныхаса Республики Южная Осетия, при­нятым по его инициативе или по предложению го­родского и районных Ныхасов, могут быть вынесе­ны на. всенародное обсуждение.

Статья 82. Президиум Государственного Ныха­са Республики Южная Осетия является подотчет­ным Государственному Ныхасу Республики Юж­ная Осетия органом, обеспечивающим организацию работы Государственного Ныхаса Республики и осуществляющим другие полномочия, предусмот­ренные Конституцией и Законами Республики Юж­ная Осетия.

В состав Президиума Государственного Ныха­са Республики Южная Осетия входят по должно­сти: Председатель Государственного Ныхаса Рес­публики Южная Осетия, первый заместитель Пред­седателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, заместитель Председателя Госу­дарственного Ныхаса Республики Южная Осетия, председатели постоянных комитетов и комиссий Государственного Ныхаса Республики Южная Осе­тия.

Президиум Государственного Ныхаса Респуб­лики Южная Осетия возглавляет Председатель Го­сударственного Ныхаса Республики Южная Осе­тия.

Статья 83. Президиум Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия:

1)назначает выборы в Государственный Ныхас Республики Южная Осетия;

2)созывает сессии Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия;

3)организует подготовку сессии Государствен­ного Ныхаса республики;

4)координирует деятельность постоянных ко­миссий Государственного Ныхаса Республики Юж­ная Осетия;

5)оказывает содействие депутатам Республики в осуществлении ими своих полномочий и обеспечи­вает их необходимой информацией;

6)осуществляет контроль за соблюдением Кон­ституции Республики Южная Осетия;

7)дает толкование законов Республики Южная Осетия;

8)организует подготовку и проведение народ­ных голосований (референдумов), а также обсуж­дений, проектов законов Республики Южная Осе­тия и других наиболее важных вопросов государ­ственной жизни;

9)отменяет постановления и распоряжения Со­вета Министров Республики Южная Осетия в слу­чае несоответствия их закону;

10) устанавливает воинские звания, дипломати­ческие ранги и иные специальные звания; присваи­вает высшие воинские звания, дипломатические ранги иные специальные звания;

11) учреждает ордена и медали Республики Южная Осетия, а также Почетную Грамоту Прези­диума Государственного Ныхаса Республики Юж­ная Осетия, награждает орденами и медалями Рес­публики Южная Осетия, а также Почетными Грамотами Президиума Государственного Ныхаса Рес­публики Южная Осетия, учреждает и присваивает почетные звания Республики Южная Осетия.

12)публикует законы Республики Южная Осе­тия и другие акты, принятые Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия, Президиумом Государственного Ныхаса и Председателем Госу­дарственного Ныхаса Республики Южная Осетия;

13)принимает гражданство Республики Юж­ная Осетия; решает вопросы о выходе из граждан­ства и лишения гражданства Республики Южная Осетия, о предоставлении убежища;

14)издает общереспубликанские акты об амни­стии и осуществляет помилование;

15)образует Совет обороны Республики Юж­ная Осетия и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование вооруженных сил Республики Южная Осетия;

16)объявляет в интересах защиты Республики Южная Осетия военное положение в отдельных ме­стностях или по всей республике;

17)объявляет общую или частичную мобили­зацию;

18)в период между сессиями Государственно­го Ныхаса Республики Южная Осетия объявляет состояние войны в случае военного нападения на Республику Южная Осетия или в случае необходи­мости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

19)осуществляет другие полномочия, предус­мотренные законами Республики Южная Осетия.

Президиум Государственного Ныхаса Республи­ки Южная Осетия издает Указы и принимает по­становления.

По истечении полномочий Государственного Ны­хаса Республики Южная Осетия Президиум Госу­дарственного Ныхаса сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Государ­ственным Ныхасом Республики Южная Осетия но­вого Президиума.

Вновь избранный Государственный Ныхас Рес­публики Южная Осетия созывается Президиумом Государственного Ныхаса прежнего созыва не позд­нее чем через месяц после выборов.

Статья 84. Президиум Государственного Ныха­са Республики Южная Осетия в период между сессиями Государственного Ныхаса с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:

1)вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Республики Южная Осетия;

2)по предложению Совета Министров Респуб­лики Южная Осетия образует и упраздняет мини­стерства и государственные комитеты Республики Южная Осетия;

3)по предложению Председателя Совета Ми­нистров Республики Южная Осетия освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входя­щих в состав Совета Министров Республики Юж­ная Осетия, назначает и освобождает первых заме­стителей (заместителей) министров и председате­лей государственных комитетов Республики Юж­ная Осетия.

Статья 85. Председатель Государственного Ны­хаса Республики Южная Осетия является высшим должностным лицом Республики Южная Осетия и

представляет его внутри государства и в междуна­родных отношениях.

Председатель Государственного Ныхаса Респуб­лики Южная Осетия избирается Государственным Ныхасом республики из числа депутатов Государ­ственного Ныхаса Республики тайным голосовани­ем сроком на пять лет и не более чем на два сро­ка подряд.

Он может в любое время путем тайного голосо­вания быть отозван Государственным Ныхасом Рес­публики Южная Осетия.

Председатель Государственного Ныхаса Респуб­лики Южная Осетия подотчетен Государственному Ныхасу Республики Южная Осетия.

Статья 86. Председатель Государственного Ны­хаса Республики Южная Осетия:

1)осуществляет общее руководство подготов­кой вопросов, подлежащих рассмотрению Государ­ственным Ныхасом Республики Южная Осетия, подписывает законы Республики Южная Осетия и другие акты, принятые Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия и Президиумом Госу­дарственного Ныхаса Республики Южная Осетия;

2)представляет Государственному Ныхасу Рес­публики Южная Осетия доклады о положении в республике и о других важных вопросах жизни;

3)представляет Государственному Ныхасу Рес­публики Южная Осетия кандидатуры для избрания на должность первого заместителя Председателя и заместителя Председателя Государственного Ныха­са Республики Южная Осетия, а также предложе­ния о персональном составе Конституционного су­да Республики Южная Осетия;

4)представляет Государственному Ныхасу Республики Южная Осетия кандидатуры для назначе­ния или избрания на должность Председателя Со­вета Министров Республики Южная Осетия, про­курора республики, председателя Верховного суда Республики Южная Осетия, председателя арбит­ражного суда Республики Южная Осетия;

5) ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры Республики Южная Осетия.

Председатель Государственного Ныхаса Респуб­лики Южная Осетия издает распоряжения.

Первый заместитель Председателя Государст­венного Ныхаса Республики Южная Осетия и за­меститель Председателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия выполняют по уполно­мочию Председателя Государственного Ныхаса Рес­публики Южная Осетия отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обя­занностей.

Статья 87. Законы и другие решения Государ­ственного Ныхаса Республики Южная Осетия при­нимаются, как правило, после предварительного об­суждения проектов соответствующими комитетами Государственного Ныхаса Республики Южная Осе­тия.

Назначение и избрание должностных лиц в со­ставе Совета Министров Республики Южная Осе­тия, прокурора Республики Южная Осетия, Вер­ховного суда Республики Южная Осетия, предсе­дателя Высшего арбитражного суда Республики Южная Осетия, судей районных (городского) су­дов производится при наличии заключения соответ­ствующих комитетов Государственного Ныхаса Рес­публики Южная Осетия.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выпол­нять требования комитетов Государственного Ны­хаса Республики Южная Осетия, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комитетов и комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными организациями, учреждениями и предприятиями. О результатах рассмотрения и при­нятых мерах должно быть сообщено комитетам и комиссиям в установленный ими срок.

Статья 88. Депутат Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия на сессиях Государ­ственного Ныхаса Республики Южная Осетия име­ет право обратиться с запросом к Председателю Государственного Ныхаса Республики Южная Осе­тия и Совету Министров Республики Южная Осе­тия, к руководителям других органов, образуемых или избираемых Государственным Ныхасом Рес­публики Южная Осетия. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Го­сударственного Ныхаса Республики Южная Осе­тия или не позднее, чем в трехдневный срок.

Депутаты Государственного Ныхаса Республи­ки Южная Осетия освобождаются от выполнения служебных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской дея­тельности в Государственный Ныхас Республики Южная Осетия, его комиссиях, а также среди на­селения. Депутаты Государственного Ныхаса Рес­публики Южная Осетия могут освобождаться от -выполнения служебных или производственных обя­занностей на весь период своих полномочий в Государственном Ныхасе Республики Южная Осетия.

Депутат Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия не может быть привлечен к уголов­ной ответственности, арестован или подвергнут ме­рам административного взыскания, налагаемый в судебном порядке, без согласия Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Го­сударственного Ныхаса Республики Южная Осе­тия.

Статья 89. Конституционный суд Республики Южная Осетия избирается Государственным Ныха-сам Республики Южная Осетия сроком на десять лет в составе председателя, заместителя председа­теля и трех членов суда.

Лица, избранные в Конституционный суд, не мо­гут одновременно входить в состав органов, акты которых  поднадзорны  Конституционному  суду.

Лица, избранные в Конституционный суд Рес­публики Южная Осетия, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Республики Южная Осетия.

Конституционный суд Республики Южная Осе­тия:

1)по собственной инициативе или по поруче­нию Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия представляет Государственному Ныхасу за­ключения о соответствии Конституции Республики Южная Осетия, проектов законов Республики Юж­ная Осетия;

2)осуществляет наблюдение за соответствием Конституции Республики Южная Осетия и законов Республики Южная Осетия, постановлений и рас­поряжений Совета Министров Республики Южная Осетия, решений районных (городского)  Ныхасов;

3) по собственной инициативе или по поруче­нию Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, по предложению Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, Председателя Государ­ственного Ныхаса Республики Южная Осетия, по­стоянных комитетов и комиссий Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, Совета Мини­стров Республики Южная Осетия дает заключения о соответствии нормативных актов государственных органов и общественных организаций Конституции и законам Республики Южная Осетия.

При выявлении противоречия акта или его от­дельных положений Конституции и законам Рес­публики Южная Осетия Конституционный суд рес­публики направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного наруше­ния. Принятие судом такого заключения приоста­навливает исполнение противоречащего Конститу­ции и законам Республики Южная Осетия, акта или его отдельных положений.

Конституционный суд  Республики Южная Осе­тия вправе входить с представлением в Государст­венный Ныхас или Совет Министров Республики Южная Осетия об отмене противоречащих Консти­туции и законам Республики Южная Осетия актов, издаваемых подотчетными им органами или долж­ностными лицами.

Организация или порядок деятельности Консти­туционного суда Республики Южная Осетия опре­деляется законодательством Республики Южная Осетия, Законом о Конституционном суде.
Глава 10. СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Статья 90. Совет Министров Республики Юж­ная Осетия — правительство Республики — являет­ся исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Южная Осе­тия.

Статья 91.  Совет Министров Республики Южная Осетия образуется Государственным Ныхасом Рес­публики Южная Осетия в составе Председателя Совета Министров. Республики Южная Осетия, пер­вого заместителя и заместителей Председателя, ми­нистров, председателей государственных Комитетов и руководителей других органов государственного управления, образуемых Государственным Ныха­сом Республики Южная Осетия.

По представлению Председателя Совета Мини­стров Республики Южная Осетия, Государственный Ныхас Республики Южная Осетия может включить в состав Правительства Республики Южная Осетия руководителей других органов и организаций Рес­публики Южная Осетия, Совет Министров Респуб­лики Южная Осетия возлагает свои полномочия пе­ред вновь избранным Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия на его первой сессии.

Статья 92.  Совет Министров Республики Юж­ная Осетия ответственен перед Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия и ему подот­четен.

Вновь образованный Совет Министров Респуб­лики Южная Осетия представляет на рассмотрение Государственного Ныхаса   Республики   программу предстоящей деятельности на срок своих полномо­чий.

Совет Министров Республики Южная Осетия не реже одного раза в год отчитывается о своей рабо­те перед Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия.

Статья 93. Совет Министров Республики Юж­ная Осетия правомочен решать все вопросы госу­дарственного управления, отнесенные к ведению Республики Южная Осетия, поскольку они не вхо­дят, согласно Конституции Республики Южная Осетия, в компетенцию Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия, его Президиума, Пред­седателя Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.

В пределах своих полномочий Совет Министров Республики Южная Осетия:

1)обеспечивает руководство народным хозяй­ством и социально-культурным строительством; раз­рабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по раз­витию науки и техники, рациональному использо­ванию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственно­го страхования и единой системы и статистики; уча­ствует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управ­ление промышленными, строительными, сельскохо­зяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республики;

2)разрабатывает и вносит в Государственный

Ныхас Республики Южная Осетия государственные программы экономического и социального разви­тия республики, государственный бюджет: пред­ставляет Государственному Ныхасу Республики Южная Осетия отчет о выполнении программ и исполнении бюджета;

3)обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие республики, города, районов: координирует и контролирует деятельность пред­приятий, учреждении и организаций;

4)осуществляет меры по защите интересов го­сударства, охране всенародной собственности и об­щественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод, граждан;

5)принимает меры в пределах, определяемых Конституцией Республики Южная Осетия, по обес­печению государственной безопасности и обороно­способности республики;

6)образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Совете Мини­стров Республики Южная Осетия по делам хозяй­ственного и социально-культурного строительства;

7)осуществляет руководство деятельностью ме­стных органов управления.

Статья 94. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством и других вопросов государственного управления, в качестве постоянного органа Совета Министров Республики Южная Осетия действует Президиум Совета Министров Республики Южная Осетия в со­ставе Председателя Совета. Министров Республики Южная Осетия, первого заместителя и заместите­лей Председателя Совета Министров. В состав-Президиума Совета Министров Республики Южная Осетия могут входить по решению Совета Минист­ров и другие члены правительства Республики Юж­ная Осетия.

Статья 95. Совет Министров Республики Юж­ная Осетия на основе и во исполнение законов Рес­публики Южная Осетия издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Поста­новления и распоряжения Совета Министров Рес­публики Южная Осетия обязательны к исполнению на всей территории республики.

Статья 96. Совет Министров Республики Юж­ная Осетия в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения местных органов управления.

Совет Министров Республики Южная Осетия имеет право отменять акты министерств, государст­венных комитетов республики, других подведомст­венных ему органов.

Статья 97. Совет Министров Республики Юж­ная Осетия объединяет и направляет работу мини­стерств, государственных комитетов республики и других подведомственных ему органов.

Министерства, государственные комитеты и дру­гие органы государственного управления Респуб­лики Южная Осетия руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межот­раслевое управление, подчиняясь Совету Минист­ров Республики Южная Осетия.

Министерства, государственные комитеты и дру­гие органы государственного управления Республи­ки Южная Осетия несут ответственность за состоя­ние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции надают акты на основе и во исполнение законов   Республики   Южная Осетия.

Статья 98. Компетенция Совета Министров Рес­публики Южная Осетия и его Президиума, поря­док их деятельности, отношения Совета Минист­ров Республики Южная Осетия с другими государ­ственными органами, а также перечень мини­стерств, государственных комитетов и других орга­нов государственного управления Республики Юж­ная Осетия определяются на основе Конституции Республики Южная Осетия и Закона «О Совете Министров Республики Южная Осетия».

VI. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Глава 11. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 99. Местное самоуправление гарантиру­ется. Республика обеспечивает условия для мест­ного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется насе­лением через представительные органы власти — местные Ныхасы (городской, районные, поселко­вые, сельские) и иные территориальные формы не­посредственной демократии: местные референдумы (собрания, сходы) граждан, а также соответствую­щие органы управления —местную администрацию.

Местное самоуправление обеспечивает самостоя­тельное решение гражданами всех вопросов мест­ного значения через избираемые ими органы или непосредственно, выполнение   решений   вышестоя-

щих органов  государственной власти, принятых в пределах их компетенций, исходя из интересов на­селения, на основе закрепленных за органами са­моуправления материальных и финансовых ресур­сов.

Экономической основой местного самоуправле­ния является коммунальная (муниципальная) соб­ственность, порядок образования, владения, поль­зования и распоряжения которой регулируется за­коном.

VII. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПРОГРАМАА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ

ОСЕТИЯ. ГОСУДАРСТВЕНЫЙ БЮДЖЕТ

РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Статья 100. Социально-экономическая програм­ма развития Республики Южная Осетия имеет цель обеспечения комплексного экономического и соци­ального развития на территории республики в со­ответствии с основными задачами и направления­ми экономического и социального развития Респуб­лики Южная Осетия.

Статья 101. Социально-экономическая програм­ма развития Республики Южная Осетия определя­ет: задачи в области экономики и социально-куль-турного строительства, содержит целевые комплекс­ные программы, планы развития отраслей народно­го хозяйства.

Статья 102. Социально-экономическая програм­ма развития Республики Южная Осетия разраба­тывается Советом Министров Республики Южная Осетия на основе проектов, планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Республики Южная Осе­тия, местных органов власти.

Разработка планов экономического и социаль­ного развития осуществляется с учетом предложе­ний коллективов предприятий, учреждений и орга­низаций.

Статья 103. Совет Министров Республики Юж­ная Осетия вносит программы экономического и социального развития Республики на рассмотрение Государственного Ныхаса Республики Южная Осе­тия.

Статья 104. Совет Министров Республики Юж­ная Осетия организует выполнение программы эко­номического и социального развития Республики Южная Осетия и принимает меры по урегулирова­нию плановой дисциплины.

Статья 105. Государственный бюджет Республи­ки Южная Осетия объединяет республиканский -бюджет и местные бюджеты.

Статья 106. Государственный бюджет Республи­ки Южная Осетия разрабатывается Советом Мини-стров Республики Южная Осетия на основании программы экономического и социального развития Республики Южная Осетия и утверждается Госу­дарственным Ныхасом Республики Южная Осетия и заключением планово-бюджетной и других комис­сий Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия.

Статья 107. Отчет об исполнении государствен­ного бюджета Республики Южная Осетия рассмат­ривается и утверждается Государственным Ныха­сом Республики Южная Осетия. Общие показатели исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.

VIII   ПРАВОСУДИЕ

Статья 108. Правосудие в Республике Южная Осетия осуществляется только судом.

Судами Республики Южная Осетия являются Верховный суд Республики Южная Осетия, город­ской и районные народные суды.

Организация и порядок деятельности судов Рес­публики Южная Осетия определяется настоящей Конституцией и Законом о судоустройстве.

Статья 109.  Все суды Республики Южная Осе­тия образуются на началах выборности судей и на­родных заседателей.

Народные судьи городского, районных судов, судьи Верховного Суда Республики Южная Осетия избираются Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия.

Заседатели городского и районных судов изби­раются на, собраниях граждан по месту жительства или работы открытым голосованием, а заседатели Верховного Суда Республики Южная Осетия — Го­сударственным Ныхасом Республики Южная Осе­тия.

Судьи всех судов избираются сроком на 10 лет. Народные заседатели всех судов избираются сро­ком на 5 лет.

Судьи и заседатели ответственны перед избрав­шими их органами и могут быть ими отозваны в установленном Законом порядке.

Статья 110. Верховный суд Республики Южная Осетия является высшим судебным органом Рес­публики Южная Осетия и осуществляет надзор за судебной деятельностью городского и районных на­родных судов Республики. Верховный суд Республики Южная Осетия состоит из председателя, его заместителя, членов и народных заседателей.

Статья 111. Рассмотрение гражданских и уго­ловных дел во всех судах осуществляется коллеги­ально и единолично; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей. Народные заседа­тели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Статья 112. Судьи и народные заседатели неза­висимы и подчиняются только Закону.

Судьям и народным заседателям обеспечивают­ся условия для беспрепятственного и эффективно­го осуществления их прав и обязанностей. Какое либо вмешательство в деятельность судей и народ­ных заседателей по осуществлению правосудия не­допустимо и влечет ответственность по Закону.

Неприкосновенность судей и народных заседа­телей, а также иные гарантии их независимости ус­танавливаются Законом о статусе судей в Респуб­лике Южная Осетия и другими законодательными актами Республики Южная Осетия.

Статья 113. Правосудие в Республике Южная Осетия осуществляется на началах равенства граж­дан перед Законом и судом.

Статья 114. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании су­да допускается лишь в случаях, установленных За­коном, с соблюдением при этом правил судопроиз­водства.

Статья   115.  Судопроизводство    в    Республике Южная Осетия ведется на осетинском или на рус­ском языке или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознаком­ления накануне с материалами дела, участие в су­дебных действиях через переводчика и право вы­ступать в суде на родном языке.

Статья 116. Никто не может быть признан ви­новным в совершении преступления, а также под­вергнут уголовному наказанию иначе как по при­говору суда и в соответствии с Законом.

Статья 117. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии ад­вокатов. В случае, предусмотренном законодатель­ством, юридическая помощь гражданам оказывает­ся бесплатно.

Организация и порядок деятельности адвокату­ры определяется законодательством Республики Южная Осетия.

Статья 118. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие предста­вителей общественных организаций и трудовых кол­лективов.

Статья 119. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организа­циями осуществляется органами арбитражного су­да в пределах их компетенции.

IX. ПРОКУРАТУРА

Статья 120. Высший надзор за точным и еди­нообразным исполнением законов министерствами, государственными комитетами и ведомствами, пред­приятиями и учреждениями, организациями, испол­нительными и распорядительными органами мест­ных Ныхасов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Респуб­лики Южная Осетия осуществляется прокурором Республики Южная Осетия и нижестоящими про­курорами.

Статья 121. Прокурор Республики Южная Осе- тия и заместители прокурора Республики Южная Осетия назначаются Государственным Ныхасом Республики Южная Осетия. Прокуроры города и районов назначаются прокурором Республики Юж­ная Осетия с последующим утверждением Государ­ственным Ныхасом Республики Южная Осетия.

Статья 122. Срок полномочий прокурора Рес­публики Южная Осетия и всех нижестоящих про­куроров — пять лет.

Статья 123. Органы Прокуратуры осуществля­ют свои полномочия в соответствии с Конституци­ей и законами Республики Южная Осетия. Организации и порядок деятельности органов Прокуратуры определяется Законом о прокуратуре. Республики Южная Осетия.

X. ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Статья 124. Государственный герб Республики Южная Осетия представляет собой круг, в верхней части которого на голубом фоне изображена чаша с восходящим из нее солнечным диском и лучами в виде осетинского орнамента, диск представлен в виде бело-красно-желтого национального флага, в центре круга изображен ореол с поднятыми к вер­ху крыльями в обрамлении колосьев пшеницы и ве­ток хмеля, на внутренней части круга надпись на осетинском и русском языках: «Республика Юж­ная Осетия».

Статья 125. Государственный флаг Республики Южная Осетия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных рав­новеликих цветных полос. Верхняя полоса белого цвета, средняя — красного цвета и нижняя — золо­тисто-желтого цвета.

Отношение ширины флага к его длине— 1:2.

Статья 126. Государственный гимн Республики Южная Осетия утверждается Президиумом Госу­дарственного Ныхаса Республики Южная Осетия.

Статья 127. Столицей Республики Южная Осе­тия является город Цхинвал.

XI. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Статья 128. Все законы и иные акты государ­ственных органов Республики Южная Осетия изда­ются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия.

Статья 129. Изменения и дополнения в Консти­туцию Республики Южная Осетия вносятся реше­нием Государственного Ныхаса Республики Юж­ная Осетия принятым большинством не менее двух третей от общего числа его депутатов.