Об актуальных формах и перспективах развития приграничного сотрудничества РСО–Алания и РЮО

В последние десятилетия получили активное развитие международная и внешнеэкономическая деятельность нашей республики и в этой связи можно полагать, что тема моего доклада достаточно актуальна.

Географическое и геополитическое положение Северной Осетии предопределяют широкие и устойчивые перспективы развития приграничного сотрудничества и торговли. Приграничные территории республики расположены в высокогорной местности, что придает особую специфику всем имеющимся проблемам. (На юге Республики Северная Осетия – Алания с востока на запад пролегает государственная граница Российской Федерации протяженностью 171,6 км).

Исторически сопредельные регионы Южной Осетии и Грузии поставляли в Осетию большое разнообразие фруктов, овощей, сыров, натуральных вин, других продуктов питания. В свою очередь на эти территории из Северной Осетии поставлялись мука, зерно, мясные продукты, обширная номенклатура промышленных товаров. Если принять во внимание тот факт, что приграничные торговые площадки будут организованы вдоль двух международных автомагистралей, то перспективность и активность приграничной торговли не вызывает никакого сомнения.

Партнерство Республики Северная Осетия – Алания и Республики Южная Осетия имеет стратегически важный характер для обеих сторон. Единые исторические и культурные корни создают предпосылки ^,ля тесного разнопланового взаимодействия.

(На территории республики расположены два многосторонних автомобильных пункта пропуска «Верхний Аарс» и «Нижний Зарамаг», через которые проходят автодороги, ведущие в Казбегский район Мцхета-Мти-анетского края Грузии и в Республику Южная Осетия).

Приграничное сотрудничество (общие сведения)

В начале моего выступления хотелось бы охарактеризовать понятие «Приграничное сотрудничество». Оно включает огромное разнообразие совместных инициатив и проектов, которые могут касаться как приграничных зон, существующих уже многие века, так и границ, возникших недавно, затрагивать как отдельные поселения с населением в несколько тысяч жителей, так и многомиллионные приграничные городские агломерации.

Наиболее характерной чертой разного рода инициатив в этой сфере является стремление к налаживанию тесного взаимодействия между властными органами сопредельных территорий вокруг вопросов, представляющих взаимный интерес (к примеру, это может быть: экономическое и культурное сотрудничество, проблемы миграции, вопросы окружающей среды, и т.д.).

Наличие этих общих проблем свидетельствует о существующей по обе стороны границы взаимозависимости, проявляющейся в географической близости, общей экологии, схожих проблемах в сфере экономики и градостроительства и т.д.

Современные реалии свидетельствуют о том, что развитие приграничного сотрудничества должно быть направлено на решение вопросов повышения благосостояния населения приграничных территорий и укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств. Этот механизм основывается на всестороннем сотрудничестве в социально-экономической, научно-технической и культурной сферах.

Правовая база по приграничному сотрудничеству

Правовая база приграничного сотрудничества состоит из нормативно-правовых документов, регулирующих отношения на трех юридических ярусах.

Первый составляют федеральные юридические акты образующие основы правового режима международных связей и внешнеэкономической деятельности федерации и ее субъектов. Наиболее важными среди них являются законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О международных договорах Российской федерации», «Таможенный кодекс и таможенный тариф», «О государственной границе РФ».

Второй правовой ярус создают межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами. Среди них важное место занимают международные соглашения РФ с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству субъектов федерации. Огромное значение для приграничных территорий имеет нормативно-правовая база, определяющая режим внешних связей России с соседними странами. Например, среди соседних стран самый либеральный торговый режим установлен с Белоруссией в рамках Союза, а наиболее жесткий – с Эстонией.

К третьему, нижнему, ярусу относятся юридические акты, заключаемые региональными и местными органами власти со своими аналогами в соседних странах о партнерстве и сотрудничестве.

В соответствии с Концепцией, утвержденной распоряжением Правительства России от 9 февраля 2001 г. №196-р участниками приграничного сотрудничества в пределах своей компетенции могут являться не только федеральные органы власти, но и органы исполнительной власти субъектов России и местного самоуправления, а также юридические и физические лица. Реализация прав указанных участников стала положительным фактором в налаживании прямых контактов с административно-территориальными и муниципальными образованиями сопредельных государств и регулировании внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов на приграничной территории Российской Федерации.

Как известно, представители органов законодательной и исполнительной власти Северной Осетии практически участвовали в становлении процесса развития приграничного сотрудничества России, выступали в числе инициаторов разработки соответствующего проекта закона, участвовали в подготовке мероприятий по реализации Концепции приграничного сотрудничества, систематически принимали участие в соответствующих федеральных совещаниях и вносили конкретные предложения по ускорению решения проблем развития приграничного сотрудничества.

Сегодня стало вполне очевидным, что система регулирования приграничного сотрудничества в обязательном порядке должна строиться на соответствующей нормативно-правовой базе.

Однако механизм правового, хозяйственного и политического регулирования всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях еще не разработан. В настоящее время в России нет специального законодательного акта, определяющего понятие, цели и принципы приграничного сотрудничества, формы и порядок его осуществления.

В ближайшее время будет вынесен на обсуждение в Государственной Ауме проект федерального закона «Об основах приграничном сотрудничестве в Российской Федерации».

Для сведения, у нас 46 субъектов Федерации являются приграничными – это больше, чем не приграничных, но, к сожалению, закон не принят до сих пор. На мой взгляд, этот документ не может и не должен отражать всю сложность взаимодействия различных структур, он должен определять его механизмы. Главное, чтобы закон начал работать, потому что все структуры, которые работают в пограничной зоне (ФСБ, Минобороны, таможенники, пограничники, ветеринарная служба и прочие) должны руководствоваться им в своей деятельности.

Присутствие такого закона позволило бы работать в рамках существующих нормальных европейских схем приграничного сотрудничества, можно было бы в правовом поле решать многие важнейшие проблемы приграничных регионов в сфере внешнеполитических, экономических, гуманитарных связей, использовать потенциал стран-соседей.

Следует заметить, что на последнем заседании Совета Парламента Северной Осетии, которое состоялось 3 февраля 2011 г., было рассмотрено обращение Бегородской областной Думы к Совету Федерации и Государственной Думе о принятии федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». Белгородская область является приграничным регионом России с Украиной. В таком же качестве уже 20 лет пребывает и Северная Осетия, с одной лишь разницей – нашим «зарубежным» соседом является братская Южная Осетия. Если это тема актуальна для белгородцев, то для Северной Осетии она актуальна вдвойне.

В настоящее время Республика Северная Осетия – Алания не имеет каких-либо Соглашений с приграничными государствами (Грузия, Республика Южная Осетия) и с их территориальными образованиями.

Ранее были подписаны документы, которые себя уже исчерпали, а именно:

9 ноября 1996 г. был подписан Договор между Правительством Республики Северная Осетия – Алания и Правительством Республики Южная Осетия о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, который заключался сроком на 5 лет с последующим продлением еще на 5 лет.

5 июля 2002 г. в г.Москве, в ходе заседания Российско-Грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества была подписана Программа сотрудничества Республики Северная Осетия – Алания Российской Федерации и Мцхета-Мтианетского края Грузии в торгово-экономической, научно-технической и социально-культурной сферах на 2002-2007 годы и утверждены мероприятия к ней. Однако по разным причинам мероприятия не выполнялись. (Жители Казбегского района, расположенного в непосредственной близости к российской границе, подтверждали свое желание к восстановлению исторических форм сотрудничества, в том числе и приграничной торговли).

Взаимодействие Республики Северная Осетия — Алания с Республикой Южная Осетия

Республикой Северная Осетия – Алания накоплен разносторонний опыт сотрудничества с Республикой Южная Осетия. До обретения Южной Осетии статуса независимого государства двустороннее взаимодействие осуществлялось в рамках международных соглашений Российской Федерации.

В течение 2006-2008 г.г. активно реализовывались Программы социально-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества.

Осуществлялись тесные контакты в молодежной и социальной политике, спорте, здравоохранении, науке, образовании и культуре.

Хотел бы обратить Ваше внимание на основные периоды по взаимодействию двух республик за последние 5-6 лет.

В 2005 году было принято Совместное заявление Главы Республики Северная Осетия – Алания Т. Д. Мамсу-рова и Президента Республики Южная Осетия Э. Д. Ко-койты, в котором было дано поручение о существенном повышении уровня взаимодействия между органами исполнительной власти двух республик.

В марте 2006 года состоялась первая рабочая встреча Правительств Северной и Южной Осетии в г. Владикавказе, по итогам работы которой был принят совместный перечень поручений, который стал программным документом ^АЯ дальнейших действий и лег в основу новых договоренностей между Севером и Югом.

Для обеспечения оперативного и систематического контроля выполнения Программы всестороннего сотрудничества была создана совместная межправительственная рабочая группа.

За период с мая 2006 года по март 2008 года было проведено два совместных заседания Правительств и четыре заседания межправительственной рабочей группы.

Результат такой совместной работы – это две разработанные, утвержденные и реализованные Программы социально-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества на 2006 год и на 2007-2008 годы соответственно, а также открытие Представительства Правительства Республики Северная Осетия – Алания в Республике Южная Осетия.

В августе 2008 года в г. Цхинвал планировалось проведение третьего заседания двух Правительств и утверждение Программы всестороннего сотрудничества на 2009-2010 гг. Однако, ввиду известных трагических событий в Южной Осетии, оно не состоялось.

Признание Российской Федерацией независимости Южной Осетии и заключение с республикой Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи обеспечило возможность становления её в качестве независимого государства, субъекта международного права, тем самым был заложен надежный фундамент для самого широкого и всестороннего партнерства.

На сегодняшний день сотрудничество, ограниченное в следствии грузинской агрессии в августе 2008 года, получает новый импульс посредством наращивания сторонами взаимодействия в экономической, социальной, медицинской, образовательной и культурной сферах.

В контексте продолжения процессов взаимодействия с Республикой Южная Осетия в ноябре 2009 года Управлением внешнеэкономических связей Минэкономразвития РСО-Алания совместно с Юго-осетинской стороной разработаны:

проект межправительственного протокола о намерениях между Республикой Северная Осетия – Алания (Российской Федерации) и Республикой Южная Осетия; проект межправительственного соглашения Республики Северная Осетия – Алания (Российская Федерация) и Республики Южная Осетия о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

27 апреля 2010 года в г. Цхинвал состоялся первый после признания независимости официальный визит се-веро-осетинской делегации при участии Посольства Российской Федерации в Республике Южная Осетия и Представительства МИД России в г. Владикавказе. В ходе этого визита были парафированы вышеуказанные документы.

В дальнейшем, в соответствии с рекомендациями Представительства МИД России в г. Владикавказе сотрудниками Управления внешнеэкономических связей Минэкономразвития РСО-Алания подготовлены и направлены для получения официальных заключений в Министерство иностранных дел РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство экономического развития РФ и Министерство регионального развития РФ следующие документы:

проект соглашения между Правительством Северной и Южной Осетии о всестороннем сотрудничестве;

проект распоряжения Правительства России «О заключении Соглашения между Правительством Республики Северная Осетия – Алания (Российская Федерация) и Правительством Республики Южная Осетия о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве»;
пояснительная записка к проекту распоряжения;
обоснование необходимости заключения Соглашения.

По состоянию на текущий момент от всех федеральных министерств получены заключения. В соответствии с их рекомендациями внесены соответствующие изменения и дополнения в документы.

В настоящее время проект доработанного соглашения направлен на согласование в МИД Республики Южная Осетия и в Представительство МИД России в г.Владикавказе.

Подписание Соглашения будет способствовать производственно-технической, экономической и торговой интеграции хозяйствующих субъектов Северной и Южной Осетии.

Многообразие деловых контактов представителей производственно-хозяйственных структур в сфере добычи полезных ископаемых, металлообработки, розлива минеральных вод и сельского хозяйства подтверждает объективную необходимость формирования нового этапа в развитии экономик республик, ориентированного на формирование благоприятных /^ля жизни граждан условий.

Текущее состояние сотрудничества

Хотелось бы сказать о текущем состоянии сотрудничества с Южной Осетией. С 2009 года возобновлены поставки сырья и материалов в соответствии с ранее подписанным договором между ОАО «Электроцинк» и заводом «Эмальпровод». Проводятся работы по телефонизации участка от с.Дзаурикау до г. Цхинвал. Техническими службами ОАО «Строймантаж» ведется прокладка оптика-волоконной линии от Нижнего Зарамага до Южного портала. Следует отметить, что открытым акционерным обществом «Мобикомкавказ» налажена сотовая связь по введенной в эксплуатацию радиорелейной линии до Нижнего Зарамага.

В перспективе возможна совместная реализация следующих проектов: развитие Квайсийского свинцово -цинкового рудоуправления, организация производства стартерных аккумуляторов на заводе «Автоэлектроприбор». Также необходимо рассмотреть вопрос совместного розлива источников минеральной воды для российского рынка, организовать совместную разработку и добычу стройматериалов, в т.ч. мрамора и гранита на территории Южной Осетии, развитие логистической инфраструктуры на Транскаме.

Следует отметить, что основной проблемой для развития торгово – экономического сотрудничества являются условия пересечения таможни, а именно отсутствие нормативно-правовой базы регламентирующей таможенные пошлины.

На сегодняшний день в рамках реализации концепции развития таможенных органов России (распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005) прорабатывается вопрос с заинтересованными федеральными ведомствами о создании таможенно-логистического терминала «Алагир-ский», который в перспективе возьмет на себя основной объем таможенного оформления грузов, перемещаемых через пункт пропуска «Нижний Зарамаг».

Предложения

При разработке и реализации мероприятий по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия основываясь на многолетнем опыте нашего взаимодействия и учитывая практику деятельности существующих центров приграничной торговли в России (Карелия, Калининградская область и др.), считаем необходимым:

– ускорить разработку федеральной нормативно-правовой базы для создания условий, позволяющих повысить эффективность развития приграничного сотрудничества Российской Федерации с Республикой Южная Осетия в части всестороннего экономического, политического и культурного взаимодействия;

– разработать проект федеральной программы по обустройству на территории Республики Южная Осетия вынужденно перемещенных в результате грузино-осетинского конфликта в период 1989-2008 гг. жителей из Грузии и Южной Осетии;

– разработать проект федеральной целевой программы по развитию приграничного сотрудничества России и Южной Осетии в части приграничной торговли и формирования кластеров экономического роста, в области транспорта и связи, в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда, в научной и гуманитарной сфере.

Необходимо продолжать активную и предметную деятельность по развитию приграничного сотрудничества и добиваться от федеральных органов власти реализации предложений республики, которые неоднократно представлялись для их рассмотрения.

Мы намерены продолжать и развивать сотрудничество с учетом новой политической обстановки, принимать активное участие в реализации федеральных и межгосударственных программ.

В заключении хотелось бы сказать, что активное сотрудничество властных структур, подготовка и проведение встреч и переговоров на самом высоком уровне, реализация различных массовых совместных мероприятий во всех сферах повседневной жизни двух республик, составление и подписание различных двухсторонних документов между министерствами и ведомствами, безусловно, способствовали становлению молодой дипломатии как на Юге, так и на Севере Осетии.

Р.С. Годжиев,
Научное издание «Россия и Осетия-Алания в истории дипломатии и международных отношений». Выпуск 2