2014 год для Южной Осетии: Реалии и перспективы

Вазагов Ю. П.,
эксперт Медиа-центра «Ир»

Анализируя сегодняшнюю политическую ситуацию в республике, вступившей в 2014 год, можно лишь с сожалением констатировать, что многие акторы внутренней политики быстро забыли уроки кризиса 2011 года. Процессы, которые на данном этапе происходят в нашем обществе, могут привести к новой острой фазе напряженности, что пагубно отразится на открывающихся перед Южной Осетией перспективах по социально-экономическому развитию.
В 2012 году победивший на выборах Леонид Тибилов собрал вокруг себя наиболее популярных тогда политических лидеров, имевших рейтинг в обществе. Этот шаг позволил на определенный период принести политическую стабильность. Однако правящая команда за эти два года не смогла в должной мере опереться на поддержку общества, дабы, используя свои конституционные полномочия, сформировать общие правила игры для различных политических сил, направляя и стимулируя их на решения стоящих перед государством задач.
Вместо этого была выбрана политика лавирования между различными наиболее влиятельными силами, чтобы не допустить чрезмерного усиления тех или иных группировок. Такая тактика абсолютно не привела к росту популярности, а также не способствует принятию решений в русле интересов государства.
Фактически в Южной Осетии сложился достаточно трагикомичный вариант феодальной раздробленности, когда каждая политическая группа имеет свой домен и не «пущает» других в свои «владения». Глава государства при этом воспринимается подобно средневековой Европе лишь как первый среди равных, никак не могущий лишить того или иного феодала его привилегий, даже если речь идет о вопросах безопасности и развития страны в целом.
Разумеется, при таком раскладе, ни о какой решающей роли власти в формировании актуальной повестки дня в вопросах государственного развития говорить не приходится. Это обстоятельство вкупе с низким рейтингом повышает риск кризисного развития ситуации.
Потому предстоящие выборы для республики могут стать серьезным испытанием. Особенно с учетом того, что наступивший год ознаменовался повышением градуса напряженности во внутриполитической сфере республики. С одной стороны это вполне закономерное следствие приближающейся предвыборной кампании. С другой — обострение противоречий объясняется тем, что коалиция, пришедшая к власти в 2012 году, в значительной степени растеряла свою электоральную поддержку. Рейтинг многих некогда популярных фигур заметно снизился. Во внутриполитическом поле Южной Осетии сложилась новая расстановка сил, которая должна найти отражение в новом парламенте. Для Южной Осетии крайне важно провести цивилизованные прозрачные выборы, без скандалов и подтасовок, дабы будущий парламент обладал более высокой степенью поддержки со стороны общества, то есть большей легитимностью и отражал палитру политических сил.
Южной Осетии необходима новая формула стабилизации, и власть и новая оппозиция должны найти точки соприкосновения, установить определенные правила игры, исключающие репрессии и черный пиар. Исходя из практики предыдущих лет, можно с уверенностью констатировать, что вне зависимости от того, кто выиграет во внутриполитических схватках, в положении проигравшей окажется, прежде всего, республика.
Одним из первых шагов на пути поиска новой формулы стабилизации может стать создание Координационного совета политических партий как парламентских, так и непарламентских, своего рода площадки для диалога, где можно было бы регулярно обсуждать возникающие проблемы и конфликты, снимая остроту противоречий.
В противном случае крайнее обострение внутренних противоречий отрицательно отразится на имидже республики, который и так трудно назвать позитивным и затруднит реализацию намеченных планов и перспектив, открывающихся в сфере социально-экономического развития РЮО после ратификации соглашения о режиме торговли.
Встает вопрос, сможет ли республика воспользоваться полученными преференциями в деле привлечения инвестиций и более активной социально-экономической интеграции с Россией и той же Северной Осетией. Заключенные в 2013 году соглашения открывают широкие возможности для реальной интеграции Севера и Юга Осетии, которая должна быть приоритетной задачей для каждой власти в РЮО, независимо от выбора пути развития. Между тем в этом направлении мы пока что наблюдаем голую риторику без конкретных шагов, особенно беспокоит отсутствие как таковой информационного взаимодействия и реальных планов создания единого информационного поля Осетии, хотя такие возможности существуют. Такая пассивность на фоне планомерных активных попыток усилить влияние на Севере Осетии со стороны прогрузинских кругов, включая деятелей подобных Владимиру Санакоеву, не может не тревожить.
Эффективным ответом на грузинскую стратегию по вовлечению может стать именно ускорение процессов практической интеграции обеих частей Осетии, прежде всего в информационной и молодежной сферах, а также реальное повышение качества жизни в Южной Осетии. Эти приоритеты диктуются, в том числе интересами обеспечения безопасности южных рубежей России. Широкое использование правительством «Грузинской мечты» методов «мягкой силы» при сохранении курса на евроатлантическую интеграцию, создает новые угрозы и вызовы для позиций России и Южной Осетии. Одной лишь патриотической риторикой положение не выправить.
Надеюсь, что 2014 год вместе с обновленным парламентом принесет республике более адекватное понимание национальных приоритетов. Это касается как высших эшелонов власти, так и широких политических кругов и гражданского общества в целом.